О самом громком музейном событии весны – ретроспективе Chloé Couture в NAMU и о том, чего больше в этой выставке – «светского мероприятия для своих» или смелого эксперимента главного музея украинского искусства.
Стоит начать с того, что арт-события, посвященные моде, пока что являются редкостью для нашей страны. Едва ли не единственный масштабный прецедент – проект Арсенала «IN PROGRESS. Дресс-код Украины в период независимости» (2018) – история об украинском постсоветском обществе рассказанная посредством моделей одежды, созданных с 1991 года отечественными дизайнерами. Среди примеров чуть менее очевидных – показы-перформансы Федора Возианова, а именно – «Украинский авангард: non-fashion путеводитель» и «Total look». Вот, кажется, и весь перечень отечественных попыток концептуализировать моду как искусство за последнее время.
Несомненно, презентация архива одного из самых известных модных домов Парижа в Киеве – не только концептуализация, но и еще и реализация инсайдерской мечты украинских фэшн-деятелей о по-настоящему «красивой выставке». Представитель Chloé в Украине и главный меценат выставки Христя Храновская призналась, что с самого начала существовала идея не столько полноценной выставки, сколько закрытого показа для клиентов модного дома. Но все же амбиция сотрудничества с одним из самых больших парижских архивов моды и совместные усилия главного редактора L’Officiel Ukraine Уляны Бойко и директора архива музея Chloé Жеральдин-Жюли Сомье продиктовали другой сценарий. В итоге получилась довольно-таки внушительная кураторская программа: 30 нарядов, 66 лет бренда, образовательный лекторий об истории моды – и все это в двух залах обновленного NAMU, в которых до недавнего времени размещалось украинское авангардное искусство.
Даже больше, Chloé Couture – «прощальный жест» второго этажа музея, ведь после финиссажа выставки это пространство на год закроется на реконструкцию. Достойный финал-апофеоз – опыт музейной междисциплинарности во всей красе, движущейся по траектории «от официального украинского искусства до европейских подиумов».

Эта ретроспектива Chloé Archive была сформирована еще в 2011 году на основе знаковых творений креативных директоров Chloé: от «музыкальных» платьев из коллекции Карла Лагерфельда 1983 года до жемчужного жакета Стеллы Маккартни, «сафари» Фиби Файло и «лошадиных принтов» Наташи Рамсей-Леви. Все 30 нарядов являют собой очень крепко сотканную, целостную структуру общего образа всего бренда – умышленная неидеальность (так называемый French touch), «летучесть», легкость, игривость – все те составляющие ДНК модного дома, заложенной еще в 1952 году основательницей Габи Агьен в Париже.

Сам Париж в этом случае действует на украинского зрителя как эстетизация сама по себе, и пространство этому явно способствует – золотые кулисы, горы архивных выпусков французского L‘Officiel, афиши и фотографии показов разных лет.

Модный дом Chloé – это не только место тканевых экспериментов отдельных дизайнеров, но и исследовательский центр, слаженно работающий на создание своего культурного образа. Именно этим и занимается музей-архив Chloé во главе с Жеральдин-Жюли Сомье, об этом свидетельствует наличие постоянной экспозиции в штаб-квартире французского бренда, архив, обладающий исключительной научной строгостью.
И это более чем оправдано: они во многом были первым, и прежде всего – в разработке prêt-à-porter – готовой брендовой одежды, имеющей тираж. В конце 1940-ых существовало два главных разграничения одежды – массовая и кутюр, которая изготовлялась в одном экземпляре на заказ. Габи Агьен создала нечто среднее между этими двумя крайностями, получив один из главных стилевых кодов ХХ века – эксклюзив, в последствии приобретающий тиражность. Вся эта фигурная витиеватость узоров, абстрактные картины, вшитые в принты, всевозможные отсылки к Баксту, Кандинскому, гитары, по-пикассовски существующие на теле платьев – символический демократичный жест превращения элитарного в массовое.
Очередь на ступенях НХМУ – тому доказательство.
Автор: Анна Калугер
