Лиловые стога и лимонное море Живопись Алексея Илюшина

Елена Щёкина

Матеріал із журналу «Антиквар» №91

О «втором одесском авангарде» уже давно говорят как о феномене отечественной художественной культуры. Благодаря выставкам и публикациям широкий зритель открыл для себя имена Олега Соколова, Валентина Хруща, Станислава Сычёва, Людмилы Ястреб, Александра Ануфриева, составивших ядро группы одесских нонконформистов. Но были в этом движении и другие мастера, творчество которых также шло вразрез с официальной линией советского искусства. Один из них — живописец Алексей Илюшин.

Сегодня трудно поверить в то, что полвека назад стиль и метод работы художника не были делом его свободного выбора, что под запретом оказывалось всё — от импрессионизма до абстракционизма, а о таких течениях, как сюрреализм или абсурдизм, зачастую не слышали даже специалисты. Авторов критиковали за любое отступление от соцреализма, вольнодумцев наказывали как минимум «отлучением» от публики. Но они продолжали творить и, не будучи допущенными в выставочные залы, устраивали вернисажи в квартирах или прямо на улице — как было с легендарной «заборной выставкой» 1967 г.

В отличие от московского, ленинградского и даже киевского нонконформизма, одесский не имел привкуса политического диссидентства. Возможно потому, что с космополитическими взглядами приморских художников боролись не так рьяно, как в столичных городах. Однако игнорирование принципов идейности, народности и партийности не оставалось незамеченным нигде. Поэтому неудивительно, что стать членом Союза художников СССР Алексей Илюшин смог лишь в 1987-м — во времена «перестройки», когда началось постепенное ослабление цензуры…

Михалыч. 1980-е гг. Х., м. 95×112 см.
В порту. 1980-е гг. Х., м. 91×131 см.

Сейчас завершается подготовка ретроспективной выставки произведений Илюшина. Прежде чем предстать перед зрителем, его полотна должны были пройти реставрацию, ведь долгое время они хранились без подрамников, свёрнутые в рулоны.

Родился будущий живописец, график, мастер жанровой картины в городе Бежица Винницкой области в 1926 г. В 1961-м окончил Одесское художественное училище им. М. Б. Грекова, где его педагогами были В. Соколов, В. Путейко, И. Логвин, участвовал во всеукраинских и всесоюзных художественных выставках. Как видим, биографические сведения о художнике достаточно скудны, хотя он ушёл из жизни совсем недавно. Рассказывать о себе Алексей Андреевич не любил, да и сложный характер не способствовал длительному общению. Что ж, тем ценнее для нас всё, что «сказано» и выражено в его картинах.

Утро. 1980-е гг. Х., м. 75×90 см.
Урожай. 1992. Х., м. 118×160 см.

Работы Алексея Илюшина дают возможность оценить глубину и неоднозначность личности художника, увидеть результаты творческих исканий, кардинально менявших его взгляды в тот или иной период. Это был очень одарённый мастер с мощным внутренним потенциалом и активным личностным началом в творчестве. Ему удавалось талантливо соединять различные художественные впечатления и влияния с собственным видением мира, собственной философией и жизненным опытом. Независимо от того, какой теме посвящены картины Илюшина и в какой манере они написаны, к ним хочется возвращаться вновь и вновь, чтобы постичь тайну созданных образов, вглядеться в детали, насладиться красотой лимонного моря, оптимистическим колоритом «Сельской» серии, подивиться декоративности «Натюрморта с арбузами» или «зарыться» в его любимые стога — то светлые невесомые, то тёмные и тяжёлые, будто каменные глыбы… Работы 70–90-х гг. в большинстве своём выглядят очень современно. Именно в них появляются изображения, которые сегодня воспринимаются как характерные черты илюшинского стиля. Чаще всего это расхаживающие по улицам куры или кружащие в небе птицы. На многих картинах видим самолёты — яркокрасные, лиловые, розовые, которые врываются в пейзаж, нарушая его идиллическое спокойствие. Что это — воспоминание о прошлом, взгляд в будущее или некие символы? В любом случае речь идёт о неординарном восприятии натуры и оригинальной живописной интерпретации, что было свойственно и Алексею Илюшину, и его соратникам-нонконформистам, вошедшим в историю как представители «второго одесского авангарда».