«Вне советской действительности»

Матеріал із журналу “Антиквар” №86

Так называется новый проект галереи «НЮ АРТ», посвящённый художникам-нонконформистам. Вытесненные из публичной жизни, они вынуждены были довольствоваться «квартирными» и «заборными» выставками, не подозревая о том, что спустя время их произведения будут экспонироваться в музеях, продаваться на аукционах и печататься в книгах, рассказывающих о социокультурном феномене советского андеграунда. И хотя в наши дни интерес к неофициальному искусству достаточно велик, широкая публика знает о нём не так уж много… Этот пробел поможет восполнить выставка в галерее «НЮ АРТ».

Первоначально на ней планировали показать лишь произведения одесского нонконформиста Валентина Хруща, но потом решили дополнить экспозицию работами его современников и старших коллег — В. Стрельникова, Ю. Егорова, Р. Сельского, К. Зверинского, Е. Звездова, а также художников Новой волны — А. Гнилицкого и О. Голосия. Таким образом, вместо персональной получилась ретроспективная выставка на тему «второго украинского авангарда», однако Хрущ остался её основой.

О себе он говорил скромно: «Я как бы художник». В 1967-м этот «как бы художник» организовал первую в СССР неофициальную выставку «Сычик+Хрущик», продержавшуюся на заборе одесского Оперного театра ровно три часа. Он освоил и синтезировал практически все стили и жанры, писал портреты, натюрморты, пейзажи, картины на библейские и мифологические сюжеты, трактуя их весьма вольно. Работал Хрущ много, зачастую на том, «что под рукой», картины продавал за «сколько дали»… С конца 1970-х его произведения стали появляться на зарубежных вернисажах и публиковаться в западных каталогах. В 1979-м они были показаны в Мюнхене, Лондоне, Париже и Нью-Йорке на выставке «Современное искусство из Украины».

Р. Сельский. Бабочки. 1976. Холст, масло
Е. Звездов. Натюрморт с лампочкой. 1981. Картон, масло

В наших музейных собраниях произведений Валентина Хруща немного: в основном они хранятся у частных коллекционеров, и увидеть их можно довольно редко. Впрочем, как и работы других художников, представленных на выставке. Очень разные в стилистическом и тематическом отношении, они объединены не политической, но художественной оппозицией режиму.

В них есть элемент культурного освобождения, желание идти в ногу со временем и мировой художественной традицией — несмотря на то, что для этого пришлось пожертвовать всеми привилегиями благонадёжного советского художника.