ТКАНЕВОЙ КОЛЛАЖИЗМ СЕРГЕЯ КИРИЧЕНКО

Ута Кильтер

Выставка коллажей Сергея Кириченко в экспозиционном зале Одесского муницыпального музея личных коллекций им. А. В. Блещунова заполучила не вполне серьёзное название: «Аплікативно-конструктивнi розваги».

«Розваги» — это развлечения, а ведь Сергей Кириченко в узких кругах художников и друзей более известен как Майдановец! Более того, пострадавший! Ещё более того – отравленный газами! а) Герой; б) Гражданин нашей с вами страны. Но у нас жертвам режима государство не помогает…

Однако Сергей нашёл в себе силы и мужество, — которых большинству из нас очень сильно недостаёт нынче — и продолжил создавать свои работы, складывающиеся в «Ботанический проект». Очень славные – нежные и «острые» (!) одновременно, — гуашь, темпера, масло.

Идя на его выставку, я готовилась увидеть их вблизи, — рассмотреть основательно и «живьём», однако меня поджидал цикл СОВЕРШЕННО иной техники, стилистики, да и тематики. Там, в выставочном пространстве «Кв.№6» были представлены коллажи, коллажи из тканей с превалированием «женской тематики» — образами женщин.

Автор поведал, что у него (откуда-то) скопились тонны обрезков ткани. (Хм, естественно привирает, как большинство художников, — откуда всё же?). Вот он и начал с этой «тонной разноцветных обрезков» взаимодействовать. И действительно в некоторых из работ присутствует – заложено движение, жест. Да и позы ему удалось создать весьма выразительными.

Есть (даже) мечтательные, а есть светлые (почти нежные – как это возможно?), есть «сугубо одесские» — уже подгоревшие на пляже, присутствует парочка, тоже летняя, о чём-то беседующая.

Есть птички-рыбки, естественно «botanics», натюрморты (хочется всё же в кавычки брать, хотя они очень даже соответствуют понятию «натюрморт»)

Мы приучены к тому, что ткань задействована работать с объёмами, по определению! От платьев до занавесок, а тут она – плоская. Совершенно! Хотя своей цветастастью взывает к объёму, но остаётся коллажём. В том нет парадокса, как и мелькнувшая мысль о некой «недо-женственности», — ведь исходный МАТЕРИАЛ, ткань = сфере деятельности, объекту работы женщины. И тут же: «Стоп! Ведь наиболее известные кутюрье всё же мужчины!», а чтоб не уйти в темы-проблемы феминизма, остановлюсь-ка я, пока.

Выполняет ли ткань свою задачу – передачи фактуры, подмены цветовых решений? Да! Решает, но уж как-то даже чрезмерно интенсивно! «Выпирает» из плоскости холста, подчас разрушая привычное восприятие изображаемого. Ведь на данной выставке это портреты (извините, нужно было бы тоже закавычить), скорее образы, но и «розвага» — уж очень силён момент отстранённости да и иронии прочитывается.

А ещё порадовал текст куратора выставки Марии Априятовой, он — хорош, он не только сопровождает, но и поясняет историю создания, отчасти даже технику творения работ. Вводя термин «аппликативный конструктивизм».

Вдруг захотелось ещё раз пройтись, познакомиться уже с экспозицией самого музея, которая балансирует на срезе между краеведческим и художественным началом…

Фото Александра Синельникова

Джерело: МІТЄЦ