С. Маслобойщиков. Эскиз, костюмы и фрагмент декорации к спектаклю «Дон Жуан» по пьесе Ж.-Б. Мольера. 1997. Киевский академический Молодой театр

Театр без театра

О замыслах, которые так и не нашли партнёров, о театральных костюмах на сцене и на подиуме, и о том, чего мы можем не заметить в кукольном театре, размышляет заведующий отделом культурных стратегий, инициатив и технологий Института проблем современного искусства, доцент кафедры театроведения Киевского национального университета театра, кино и телевидения имени И. К. Карпенко-Карого Сергей Васильев.

Материал из журнала "Антиквар" №110

Этот проект родился в канун 2012 года в Институте проблем современного искусства. Мы придумали его с Александром Юрьевичем Клековкиным — великолепным историком, теоретиком театра и большим поклонником украинской сценографии.

На мой взгляд, именно сценография много лет спасала достоинство украинского театра, но, как ни странно, никто этой темой специально не занимался, и даже сценографические выставки проводились у нас довольно редко. В общем, я написал концепцию, которую назвал «Театр без театра». С одной стороны, название показалось мне очень красивым, а с другой — точно выражающим суть проекта. Потому что меня интересовали не столько воплощённые идеи сценографов, сколько то, что осталось нереализованным, — замыслы, которые так и не нашли партнёров. Либо те вещи, которые делались для себя, — зарисовки, раскадровка спектаклей, станковые работы. У каждого по‑своему…

В. Карашевский. Макет к опере Ж. Бизе (неосуществлённая постановка)
В. Карашевский. Макет к опере Ж. Бизе (неосуществлённая постановка)

Я подумал (и, как оказалось, был прав), что у художников есть нечто невыявленное, что, собственно, и породило эти вещи: есть театр в себе, но нет театра, в котором это было. Смысл самого названия — «Театр без театра» — связан именно с этим. Каждый из нас носит какой‑то театр — театр своей мечты, театр устремлений, юношеских идеалов… Но вот не сложилось: не было этого на сцене, не было людей, которые построили декорацию, не было актёров, которые в ней играли…

Впрочем, идея проекта не только в этом. Помню, на первой или второй выставке мы показали удивительную живописную серию Игоря Несмиянова — библейские парафразы, мотивы с необычным, я бы даже сказал, театральным взглядом, потому что его герои совсем не похожи на тех, которых мы представляем, читая Библию. В них нет аскезы, которая есть в сакральных текстах: наоборот, они очень земные и одновременно — вечные. Или, например, Мария Левитская. Мы знаем её по грандиозным оперным постановкам, по замечательным решениям в Теат­ре русской драмы, но ведь она ещё и прекрасный живописец.

И. Несмиянов. Игры у моря. 1990. Х., м.
И. Несмиянов. Игры у моря. 1990. Х., м.

Нам хотелось показать, насколько интересно и разнопланово творчество сценографов. Поэтому мы собрали весьма представительную компанию — человек 40, наверное. Туда вошли все наши театральные художники первого ряда, вплоть до уже ушедшего в мир иной, но концептуально освещающего всю школу украинской сценографии Даниила Даниловича Лидера.

Ещё один важный момент: проект этот делался без всякой материальной поддержки со стороны, никто в него ничего не вкладывал, и только дважды нам удавалось найти деньги на каталоги. Всё остальное — на уровне дружеских контактов и договорённостей. Но с самого начала мы вовлекли в проект Володю Карашевского — изумительного сценографа и, на мой взгляд, самого верного лидеровского ученика. Он начал нам помогать, придумывал, как правильно всё представить, а поскольку Володя потрясающе чувствует пространство, мы с первой же выставки стали подавать идеи для всей экспозиционной работы в нашем институте. Именно на наших выставках был впервые задействован потолок для подвесных вещей, и потом уже этот приём стал использоваться на других выставках.

М. Левитская. Эскиз и костюмы к опере «Дон Карлос» Дж. Верди. Национальная опера Украины им. Т. Шевченко

М. Левитская. Эскиз и костюмы к опере «Дон Карлос» Дж. Верди. Национальная опера Украины им. Т. Шевченко
М. Левитская. Эскиз и костюмы к опере «Дон Карлос» Дж. Верди. Национальная опера Украины им. Т. Шевченко

«Театр без театра» задумывался не только как выставочный, но и как исследовательский проект. Поначалу хотелось понять: а что там «за душой» у наших художников, но потом стало возникать много других идей, позволявших представить искусство сценографии в очень разных аспектах. Например, в шевченковские дни 2014 года мы провели тематическую выставку «Борітеся — поборете!». А в 2016‑м — «Костюм на сцене и на подиуме». Мы сделали акцент на том, что театральные художники иногда работают значительно смелее, чем кутюрье, и что созданные ими костюмы зачастую опережают время. Когда я стал думать над этим проектом, мне пришло в голову выставить костюмы наших сценографов вместе с одеждой современных украинских дизайнеров. Я связался с организатором Украинской недели моды Ириной Данилевской и дизайнером Алексеем Залевским, который, кстати, окончил Одесское театрально-художественное училище и имел опыт работы в театре. Он стал сокуратором этой выставки.

Театральные работы были просто потрясающими: мы показали восемь костюмов из «Бури» Наташи Рудюк, фольклорные костюмы Лены Богатырёвой… Для этих людей нет ничего неважного, они отвечают за любую кнопку на костюме, за любую складочку, знают, как она ляжет при движении, как будет выглядеть при определённом освещении… И не только это. Я, например, вижу как Наташа в каждом костюме для «Разбитого кувшина» продолжает какую‑то историю, связанную с проблематикой пьесы, как у неё всё в этом смысле продумано…

Я признателен всем, кто откликнулся и помог провести наши выставки. Молодой театр, к примеру, дал декорацию из действующего репертуара — к спектаклю «Дон Жуан» со знаменитым задником Сергея Маслобойщикова. Она стояла у нас прямо посреди зала. И точно так работала декорация Володи Карашевского из «Четвёртой сестры». В прошлом году Театр Франко привёз, смонтировал, а после выставки размонтировал и увёз на волонтёрских началах декорацию к «Така її доля». Такие экспонаты очень важны, поскольку они позволяют играть с пространством, заниматься выставочной сценографией — а это уже новый опыт, в том числе и исследовательский.

А. Друганов. Костюмы к балету «Перекрёсток». 2012. Национальная опера Украины им. Т. Шевченко
А. Друганов. Костюмы к балету «Перекрёсток». 2012.
Национальная опера Украины им. Т. Шевченко

Я постоянно ищу какие‑то интересные моменты в работе сценографа, чтобы расширить представление об этой профессии. Скажем, в прошлом году мы провели выставку «Сам себе режиссёр», где представили театрального художника как постановщика спектакля, имеющего собственный взгляд на пьесу, её персонажей, на заложенные в ней смыслы… Но вместе с тем театр — это коллективное искусство, в котором участвуют яркие личности, и каждый спектакль становится результатом их совместного творчества.

Выставка была посвящена памяти Лены Богатырёвой, которая за год до этого ушла из жизни. В зале был её портрет, и были работы из её последнего спектакля с символичным названием «Така її доля»… В одной экспозиции мы свели тогда очень разных художников — Сергея Маслобойщикова, Володю Карашевского, Сашу Друганова, Богдана Полищука. Было интересно посмотреть на их работы, а ещё — поразмышлять над тем, кто придёт на смену нынешнему поколению художников, поговорить о будущем этой профессии. Сейчас, например, мы готовим выставку, где будут представлены работы Андрея Александровича-Дочевского и его студентов. Я видел созданные ими макеты и понимаю, что эти ребята могут делать серьёзный театр. Очень надеюсь, чтобы они будут востребованы…

С. Маслобойщиков. Эскиз, костюмы и фрагмент декорации к спектаклю «Дон Жуан» по пьесе Ж.-Б. Мольера. 1997. Киевский академический Молодой театр

С. Маслобойщиков. Эскиз, костюмы и фрагмент декорации к спектаклю «Дон Жуан» по пьесе Ж.-Б. Мольера. 1997. Киевский академический Молодой театр
С. Маслобойщиков. Эскиз, костюмы и фрагмент декорации к спектаклю «Дон Жуан» по пьесе Ж.-Б. Мольера. 1997.
Киевский академический Молодой театр

Каждый из наших проектов по‑своему примечателен, да и на будущее есть немало идей. Одна из них — провести выставку, посвящённую художникам-кукольникам, которые работали и работают в украинских театрах. На таких спектаклях публика обычно сосредоточена на движениях и словах персонажей, поэтому мало кто замечает, насколько интересно художники работают с пространством, проявляя себя именно как сценографы.

Что касается ближайших планов, то это выставка в честь 100‑летия Театра Франко. Её мы думаем провести в сентябре.

Автор: Сергей Васильев

Н. Рудюк. Сцена из спектакля «Буря» по пьесе У. Шекспира. 2010. Театр им. Ивана Франко
Н. Рудюк. Сцена из спектакля «Буря» по пьесе У. Шекспира. 2010. Театр им. Ивана Франко