Сокровища баронов де Шодуар в Киеве

Ольга Куровец,
Катерина Дмитриенко

Матеріал із журналу «Антиквар» №86

В Национальном музее искусств имени Богдана и Варвары Ханенко проходит выставка «Сокровища баронов де Шодуар. Европейское искусство XVI–XIX веков из коллекции Житомирского областного краеведческого музея», ставшая уже третьим мероприятием в рамках проекта «Европейское измерение».

Открытию выставки предшествовал целый ряд событий — иногда непредвиденных и откровенно форс-мажорных. Собственно, само прибытие в столицу картин и скульптур, составляющих основной фонд житомирского музея, связано с весьма печальными обстоятельствами. Старинное здание, в котором они хранились, — бывшая резиденция римско-католических епископов — давно ожидала капитального ремонта, а большинство экспонатов нуждалось в основательной реставрации. Во время прошлогодних осенних ливней вода проникла сквозь крышу и изрядно повредила экспонаты. После этого их в срочном порядке пришлось эвакуировать.

При содействии компании «Kunstrans» самые ценные предметы доставили в Киев и передали на временное хранение в Музей Ханенко. По договорённости, они будут находиться здесь до того момента, пока их не сможет обратно принять родной дом. За это время картины и скульптуры должны были быть исследованы и реставрированы. К работе приступили лучшие специалисты — искусствоведы из Музея Ханенко и сотрудники Национального научно-исследовательского реставрационного центра Украины.

 
“Благовещение. Архангел Гавриил”, Маттиас Стомер, XVII век

«Произведения из житомирского музея принадлежали частным лицам и были реставрированы достаточно давно, — рассказывает заместитель генерального директора реставрационного центра Татьяна Анатольевна Бычко. — В те времена каждый владелец занимался реставрацией, делая её на своё усмотрение, и далеко не всегда профессионально. Теперь это создаёт дополнительные проблемы, ведь легче всего — и с этим согласятся все мои коллеги — заниматься произведениями, не тронутыми никогда и никем, чем исправлять чью-то работу».

Хуже всего дело обстояло с одним из главных экспонатов нынешней выставки — полотном «Христос и самаритянка» Луки Джордано. «Известно, что со временем масляная краска меняет цвет, и даже те тонировки и переписки, которые когда-то были сделаны качественно, теперь по тону совсем другие, — поясняет Татьяна Анатольевна. — Представляете, какой получается „винегрет“, когда реставратор старается подобрать нужный цвет, а через 100 лет краска выгорает и картина становится пёстрой от изменившихся в тоне старых правок?» Но сотрудники центра справились с этой сложнейшей задачей, представив публике не в сотый раз переписанное полотно, а картину, авторский слой которой бережно расчищен и укреплён. Такого же правила — максимально сохранить авторскую живопись — они придерживались и в работе над другими произведениями.

И вот, наконец, выставка собрана: картины сияют первозданными красками, скульптуры очищены от вековой пыли. Рядом с каждой работой аннотация, содержащая подробные сведения о художнике, эпохе, в которую он жил, сюжете произведения и его толкованиях. Это целая энциклопедия европейских школ и направлений — от Ренессанса до XIX века.

“Благовещение. Дева Мария”, Маттиас Стомер, XVII век
«НАТЮРМОРТ С УБИТОЙ ДИЧЬЮ». ХРИСТИАН ВАН ХЕЛЕ

Начало коллекциям Житомирского музея было положено членами аристократических семейств — баронами де Шодуар, графами Иллинскими и Стецкими. «Каждая из принадлежавших им картин могла бы украсить любой европейский музей — Лувр, Прадо, амстердамский Рейксмузеум… Подчёркиваю: каждая. Здесь нет ни одной работы, в абсолютном художественном качестве которой я бы сомневалась», — говорит куратор выставки, заместитель директора Музея Ханенко Елена Живкова.

Центральное место в экспозиции заняли полотна прославленных живописцев — Аннибале Карраччи, Бернардо Строцци, Маттиаса Стомера, Луки Джордано. Однако восхищения достойны и произведения, созданные не столь именитыми мастерами. К примеру, «птичий» натюрморт Эрнста ван Далена. Раньше он считался картиной неизвестного художника, но во время реставрации обнаружилась подпись: „E van dalen“. «Я была счастлива обнаружить работу этого голландского мастера, — делится Елена Живкова. — А как интересно было расшифровывать её запутанный сюжет! Теперь мы знаем значение каждого персонажа этой композиции и каждой символической детали. Современному зрителю непросто понять философский подтекст этого забытого сюжета — „Суета сует“, где речь идёт о смысле бытия, пороках и страстях, о любви и, увы, о краткости всей нашей такой сладкой и такой горькой жизни».

«ПОРТРЕТ ПАТРИЦИАНКИ». ЯКОБ-ФЕРДИНАНД ФУТ
«ПОРТРЕТ СТАНИСЛАВА ДА ШОДУАРА». ЖАН-БАТИСТ ЛАМПИ

С портретов на нас смотрят люди минувших эпох: Джованни Франческо Сагредо — венецианский математик и инженер, друг Галилео Галилея, маркиза де Монтеспан — фаворитка Людовика XIV, Агостино Карраччи — живописец и гравёр, брат известнейшего художника итальянского барокко Аннибале Карраччи, и сами коллекционеры. Европейски образованные интеллектуалы и ценители европейских древностей, волынские магнаты сумели собрать уникальные произведения искусства. Однако представленные в Киеве шедевры дают далеко не полное представление о коллекции житомирского музея. «На выставке мы показываем лишь малую часть житомирских сокровищ. Краеведческий музей обладает фантастически богатыми фондами, где исследователей ждут десятки забытых произведений и множество неразгаданных тайн, — рассказывает Елена Живкова. — Надеюсь, в ближайшем будущем эти произведения будут не только досконально изучены, но и отреставрированы. Очень многое сделала для житомирской коллекции Лидия Александровна Дахненко. Её исследования собраний Шодуаров и Ильинских-Стецких успешно продолжаются. Но без поддержки образованных чиновников и меценатов не может выжить ни один музей. Поэтому все мы хотим слышать не только европейскую риторику этих людей, но и видеть их европейскую заботу о нашем общем культурном наследии. Тогда-то на нашу землю и снизойдёт чудо добра и красоты».

P.S.
За то время, которое работы провели в Киеве, житомирский музей наконец-то отремонтировали. А это значит, что нынешняя выставка — счастливое завершение их одиссеи. Уже в конце года картины и скульптуры возвратятся домой и вместе с другими экспонатами займут своё место в стенах бывшей епископской резиденции.

“Христос и самаритянка”, Лука Джордано, 1684 г.