Песня утра. Х., м. 68 × 138 см

Произведения Вильгельма Котарбинского в Киевском национальном музее русского искусства

Материал из журнала “Антиквар” #86: “Реставрация: возрождение сокровищ”

Марьяна Кружкова, ведущий научный сотрудник
Киевского национального музея русского искусства

Огромное творческое наследие В. А. Котарбинского, существующее в пространстве нескольких художественных стилей и направлений — академизма, символизма, модерна, долгое время оставалось на «периферии» интересов искусствознания. В какой‑то мере это обусловлено мис­ти­ко-фан­тас­ти­ческим характером его произведений, ставших первым проявлением символизма декадентской направленности, что само по себе уже не отвечало общим тенденциям в искусстве нового, ХХ столетия. Но время и история отводят каждому художнику своё место. И сегодня есть все основания рассматривать творчество мастера в общеевропейском контексте.

У жертвенника. Х., м. 139 × 94 см

У жертвенника. Х., м. 139 × 94 см

Киевский национальный музей русского искусства обладает превосходной коллекцией произведений В. Котарбинского, созданных преимущественно в нашем городе в конце ХІХ в. Это был период расцвета творческой деятельности художника и время утверждения новых тенденций в изобразительном искусстве. Обновление, затронувшее самые разные сферы, коснулось и академизма, одним из ярких представителей которого считается Вильгельм Котарбинский.

В Российской империи, куда Котарбинский приехал из Рима уже сложившимся художником, академизм оформился в самостоятельное направление в середине ХІХ в. Его основными принципами становятся в ту пору использование разных стилистических приёмов и определённый художественный универсализм. С наибольшей силой эти явления проявились во второй половине столетия, когда академизм сближается с новейшими художественными направлениями, приобретая всё больше черт символизма и модерна.

Песня утра. Х., м. 68 × 138 см

Песня утра. Х., м. 68 × 138 см

В музейных работах Котарбинского, которому, по словам современников, был присущ «дух красивости», тоже заметен этот универсализм. Его произведения разнообразны по жанрам, технике и стилю исполнения, хотя в основном посвящены античной или религиозной тематике, что вполне закономерно для приверженца академической школы. Есть среди его полотен и графических листов и настоящие «жемчужины».

В картине «У жертвенника» изображена сцена из жизни Древнего Рима. Художник создаёт элегический образ прекрасной молодой римлянки, сидящей в сумерках возле жертвенника. Мотив вечернего пейзажа, фрагменты архитектуры, кипарисы, цветы — вполне привычный визуальный ряд академической живописи. Однако у Котарбинского природа не является отстранённой, чувственно-холодной — она словно соединяет красоту внешнюю и внутреннюю, усиливает ощущение созерцания и тишины.

Бой кентавров с лапифами. Х., м. 143 × 283 см

Бой кентавров с лапифами. Х., м. 143 × 283 см

Другие работы из коллекции музея также выдержаны в духе историзма. Это и виртуозно написанная «Песня утра», напоминающая своей композицией театральную мизансцену, и полотна «Бой кентавров с лапифами» и «Сатир», интерпретирующие мифологические сюжеты. Подобные произведения отличаются динамичной живописью, рельефным мазком, богатым колоритом — от яркого и насыщенного до сумеречного, что свидетельствует об изменениях внутри самого академизма.

Полотна Котарбинского пользовались на рубеже XIX–XX вв. большим успехом, они охотно покупались состоятельными киевлянами и ценителями искусства, в том числе Николой Терещенко и Богданом Ханенко. Именно эти знаменитые украинские меценаты и коллекционеры предложили художнику оформить их особняки декоративными живописными фризами и композициями. Для особняка супругов Ханенко по улице Алексеевской (ныне Терещенковской) Котарбинский создал 13 панно, два из которых — эффектные, в стиле «а ля грек» «Женщина с голубями» и «Женщина с кувшином» — хранятся в нашем музее.

Сатир. Х., м. 70 × 122 см

Сатир. Х., м. 70 × 122 см

По-настоящему дружеские отношения сложились у Вильгельма Котарбинского с семьёй Праховых. В их квартире на Владимирской, ставшей в конце XIX в. центром художественной жизни Киева, собирались многие выдающиеся деятели отечественной культуры. Возможно, в ней Котарбинский познакомился с Врубелем, участвовавшим, как и он, в оформлении Владимирского собора. Продолжалось ли их творческое общение за пределами храма, сказать сложно, но неуловимое сходство образности и стилистических приёмов некоторых произведений, безусловно, присутствует. Это касается картин Котарбинского и Врубеля на сюжет «Моления о чаше», также хранящихся в Киевском музее русского искусства.

Христос Врубеля пребывает в состоянии напряжённого переживания, он готов принять страдания и смерть ради спасения человечества. Совершенно иначе интерпретирует этот важнейший евангельский эпизод Котарбинский. В его произведении доминирует характерная для мастера идея ирреального мира, в котором личность ощущает себя беззащитной и обречённой. Одинокая, освещённая холодным лунным сиянием фигура сомневающегося Христа является лишь частью пространства — звёздного неба, деревьев и цветов.

Стрельба из лука. 1895. Б., акв. 49 × 202 см

Стрельба из лука. 1895. Б., акв. 49 × 202 см

Женщина с голубями. Х., м. 212 × 47 см

Женщина с голубями.
Х., м. 212 × 47 см

Женщина с кувшином. Х., м. 212 × 47 см

Женщина с кувшином.
Х., м. 212 × 47 см

Художника неизменно привлекало то, что находится на грани реальности, словно порождение сна, материализовавшееся из лунного света или тумана. Туман, который превращается в его картинах в поэтический либо пугающий образ, становится одним из излюб­ленных мотивов живописца. Так возникает полотно «Жертва Нила», в мистической форме трактующее историю гонения на первых христиан. Утренний туман поднимается над рекой, окутывая город на берегу. По воде плывёт увитый цветами крест с распятой на нём прекрасной молодой женщиной. Эта картина ещё раз подтверждает, что человек в его будничной жизни мало интересовал художника. Гораздо больше его вдохновляли традиционные для академической живописи темы, связанные с трагическими и прекрасными событиями давно минувших дней.

Особое место в творчестве Котарбинского занимала графика. Созданные им акварели, сепии, рисунки демонстрируют безукоризненное владение различными техниками, поражают точностью штриха и линии. Бесспорным шедевром является акварель «Стрельба из лука», в которой отчётливо проявились новые пленэрные тенденции в академизме конца ХІХ в. Весьма известной при жизни Котарбинского была и его сепия «Терновый венец», воспроизводившаяся на открытках киевских издательств.

Многие работы Вильгельма Котарбинского из коллекции КНМРИ экспонировались на большой ретроспективной выставке, проходившей в залах нашего музея пять лет назад. Она знаменовала собой новый этап в изучении творчества самобытного художника, о котором известный коллекционер Илья Зильберштейн сказал: «…Котарбинский был гений, который знал, что делает». А современник мастера Владимир Дедлов называл его «великим мечтателем».