Материал из журнала “Антиквар” #84: «Летние резиденции: мир хижин и дворцов»
Характерным порождением «дачного бума», который распространился среди киевлян в начале прошлого века, стал посёлок Ворзель. Многие артефакты, связанные с периодом его создания и расцвета, теперь служат музейными экспонатами. Благоустройство на общественных началах
Помимо природных и климатических условий, решающую роль в поиске места для дачного отдыха играло удобное транспортное сообщение с городом. Неудивительно, что прокладка в 1900–1902 гг. новой железнодорожной линии из Киева в направлении Ковеля немедленно отразилась на «перераспределении потока» дачников. На отрезке стальной магистрали, достаточно близком к Киеву, тут же развернулась купля-продажа земельных участков, из которых сформировались дачные посёлки Буча, Ирпень, Немешаево, Немешаево-II (Клавдиево), Тетерев. Среди них оказался и комплекс дач, получивший название от лесного урочища Ворзель. Происхождение этого топонима до сих пор однозначно не установлено; в своей книге «Ворзель. Сторінками столітньої історії» историограф посёлка Александр Соколенко перечисляет несколько версий, предполагающих немецкие, славянские и даже ассирийские корни.
Застройка дачного посёлка на 34‑й версте Киево-Ковельской ветки началась в 1902 г., практически одновременно с пуском поездов по новой линии. Участки располагались преимущественно справа от поездов, следовавших со стороны Киева, — на лесных угодьях помещицы Елены Пеховской, но вскоре стала активно застраиваться и левая сторона. Для удобства дачников была организована стоянка поездов на платформе «Ворзель». Первоначально ворзельский «вокзал» представлял собою лишь вагончик с билетной кассой и дежуркой. Потом был оборудован специальный навес для пассажиров, а после проведения в Киеве Всероссийской выставки 1913 года, насколько можно судить, в Ворзель перенесли деревянные конструкции выставочного павильона железных дорог, из которых и соорудили довольно приличное станционное помещение (утрачено в 1941 г.). За проезд сюда из города 2‑м классом следовало заплатить 67 коп., 3‑м классом — 38 коп. Месячный проездной билет стоил соответственно 16 р. 75 коп. или 9 р. 50 коп. Специальные дачные поезда курсировали в течение всего сезона отдыха вплоть до 15 октября; по выходным и праздничным дням вводился дополнительный состав.
Как и в большинстве дачных посёлков, в Ворзеле действовало «Общество содействия благоустройству дачной местности». Оно было официально зарегистрировано в 1907 г., хотя совместные акции дачников по наведению порядка в Ворзеле проводились ещё с 1905‑го. Благодаря усилиям Общества поддерживались в пристойном виде поселковый парк и прилегающий к нему пруд, были выстроены небольшая церковь и павильон на базарной площади. На это расходовались членские взносы, целевые пожертвования и дополнительные поступления — в виде скромной платы за пользование купальней и за право удить рыбу на пруду.
Богатые лютеране
Так совпало, что в числе дачников Ворзеля оказалось сразу несколько влиятельных представителей лютеранской общины Киева, принимавших деятельное участие в благоустройстве посёлка. Прежде всего, здесь, на правой стороне у самой железной дороги находилась дача многолетнего пастора киевской кирхи, основателя женской лютеранской гимназии св. Екатерины и мужского реального училища Фридриха-Вильгельма Вазема. Возможно, именно его выбор привлёк сюда и других активистов общины, обосновавшихся по соседству. Среди них был, в частности, известный педагог, преподаватель латинского и древнегреческого языков Готлиб Валькер, детищем которого стала первая в городе частная классическая мужская гимназия (преобразованная потом в 7‑ю казённую).
Вплотную к Вазему и Валькеру располагался обширный участок братьев Зейделей. Магистр фармации Альберт Зейдель был владельцем одной из самых популярных аптек на Крещатике, содержал мыловаренный завод на Лукьяновке, возглавлял местное фармацевтическое общество. Его брат Густав состоял председателем Общества евангелической больницы в Киеве. Кирпичное одноэтажное строение на бывшей даче Зейделей существует и поныне, оно радует глаз выразительным оформлением, эффектным классическим портиком с треугольным фронтоном и четырьмя коринфскими колоннами.
Едва ли не крупнейшим дачевладельцем Ворзеля был уроженец Ревеля, киевский купец Карл-Генрих Септер, торговавший лучшими медико-хирургическими, оптическими и физическими инструментами. Карлу Септеру и его супруге Шарлотте принадлежали четыре десятка участков на левой стороне посёлка, составлявшие особую местность — «дачу Септера». Здесь был выстроен изысканный коттедж с мезонином и башенкой. Уже в 1910‑е гг. он перешёл к новой владелице — графине Наталье Уваровой (в девичестве Терещенко), дочери известного сахарозаводчика и филантропа Фёдора Терещенко. В советское время бывшее дачное здание Септера приспособили под школу. По счастью, оно сохранилось, и теперь в этих стенах разместился Ворзельский музей истории и культуры. В его экспозиции — старые издания и фотоснимки, материалы к биографиям выдающихся жителей посёлка, предметы дачного обихода и многое другое.
Для отдыха творческих людей
Немало участков на территории Ворзеля принадлежало «лицам свободных профессий» — инженерам, адвокатам, литераторам, деятелям искусств. К примеру, одна из дач по правой стороне была собственностью Михаила Бобрусова — гражданского инженера, киевского городского архитектора, участника строительства крытого рынка на Бессарабке.
В 1909 г., после смерти Готлиба Валькера, его участок перешёл в собственность Николая Жданова — петербуржца, артиста императорских театров, ставшего зятем крупного киевского предпринимателя Андрея Слинко. Двухэтажная дача Жданова позволяла владельцу ни на день не расставаться с профессией: здесь имелись небольшой зрительный зал, сцена, гримуборные и другие необходимые помещения. Впоследствии это здание использовалось как поселковый клуб.
В 1910‑е гг. одной из ворзельских дач владел видный журналист, политический и общественный деятель Василий Шульгин — член Государственной думы, редактор монархической газеты «Киевлянин». В период Гражданской войны он стал идеологом Белого движения, потом эмигрировал, уже в конце Второй мировой войны попал в руки советской контрразведки и оказался в тюрьме. В дальнейшем, однако, ему вернули свободу, и Шульгин прожил последние годы во Владимире, смирившись с новой властью. А его бывшая дача в Ворзеле теперь служит помещением поселковой сберкассы.
Сразу пять смежных участков у границы левой стороны дачного посёлка приобрела легендарная актриса киевского драматического театра «Соловцов» Вера Юренева (Шадурская). Исключительную популярностью принесли ей в начале ХХ века роли в декадентском репертуаре, где впечатление зависело не столько от содержания пьесы и смысла текста, сколько от грациозной пластики, темперамента, модуляций голоса — выразительных нюансов, которыми актриса владела в совершенстве… В спектакле «Слёзы» дошло до того, что персонажи вообще не произнесли ни слова на протяжении почти трёх часов действия, — суть была понятна благодаря движениям и мимике исполнителей, среди которых ведущее место принадлежало Юреневой. Автором этой «драмы без слов» был журналист, литературный критик, поэт, драматург и переводчик Александр Вознесенский (Бродский) — муж актрисы и совладелец ворзельской дачи. Он писал также сценарии немых кинофильмов, в которых снималась его супруга. В середине 1930‑х Вознесенский был репрессирован и выслан в Казахстан. Он умер в 1939 г. в Семипалатинской области, а Юреневой суждено было дожить в Москве до преклонных лет…
С Ворзелем связано ещё немало ярких биографий. В посёлок приезжали на отдых многие люди искусства, а украинские композиторы организовали здесь в 1940 г. Дом творчества.
Автор: Михаил Кальницкий
Автор признателен руководителю Ворзельского музея истории и культуры А. Г. Соколенко за помощь в подборе иллюстраций.