Материал из журнала “Антиквар” #84: «Летние резиденции: мир хижин и дворцов»
В советское время многие городские жители приобретали в дачных кооперативах пресловутые шесть соток и на этом скромном пространстве обустраивали сады, огороды, теплицы и небольшие домики. Подобные «фазенды», конечно, годились для пикников с шашлыками, но выглядели скорее не как место отдыха, а как подсобное хозяйство, требующее неустанной заботы. Для киевлян более давних поколений пребывание на даче ассоциировалось, прежде всего, с вольным досугом. Другое дело, что далеко не каждый владел тогда дачным участком, и его чаще всего приходилось брать в аренду на летний сезон.
Для «среднего класса»

Киевских богачей вопрос о месте отдыха в жаркое время не затруднял. К концу XIX столетия у них был широкий выбор фешенебельных курортов на побережье Чёрного или Средиземного моря, куда съезжалось в ту пору высшее общество. Впрочем, наиболее состоятельные киевляне владели благоустроенными загородными поместьями, вполне пригодными для выезда на лето всей семьёй. Случалось, что подобные имения располагались буквально в самом городе.
К примеру, на планах местности Зверинец на юге Киева в своё время фигурировала «Караваевка» — дача профессора университета, знаменитого врача Владимира Караваева (теперь там Национальный ботанический сад имени Николая Гришко). Его же позднейшее владение возле Шулявки было потом распланировано под рабочий посёлок, и эта местность до сих пор известна как Караваевы Дачи. Часть северной окраины города — Приорки — составляла живописная усадьба под народным названием «Кинь-Грусть», долгое время принадлежавшая известному книгоиздателю Стефану Кульженко. Крупный бизнесмен и руководитель Днепровского пароходства Давид Марголин устроил себе дачу на Трухановом острове, недалеко от тогдашней производственной базы пароходных мастерских. Хозяина и его гостей доставляло туда личное судно «Лилипут».

А преуспевающий профессор медицины Фёдор Меринг великолепно отдыхал в самом центре Киева, в двух шагах от Крещатика. На земельном участке площадью свыше 10 га он чувствовал себя вольно, как за чертой города, — здесь были сад, оранжереи, пруд с купальней. Только после смерти Меринга усадьбу продали, разделили на десятки частей, и теперь на этом месте тесными рядами возвышаются здания улицы Архитектора Городецкого с прилегающими кварталами.

Но для подавляющего большинства горожан проблема летнего времяпровождения стояла крайне остро. Киев неуклонно разрастался, его застройка уплотнялась, промышленные предприятия дымили всё энергичнее. Между тем многие семьи вынуждены были оставаться в знойном городе, — ведь среднему обывателю с годовым доходом в одну-две тысячи рублей неоткуда было взять деньги на дорогой курорт и дорогу к нему. Публицист-современник отмечал: «Перед кем из нас не стоят живым укором бледные лица хилых детей, выросших в обстановке, где луч солнца является редким гостем… С наступлением лета на улицах города нечем дышать… В летнюю страдную пору жизнь в каменном мешке города — это пытка».

В то же время вокруг города зеленели леса, повсюду было множество озёр, днепровских заливов. Чем не место для обустройства курортов? И спрос породил предложение. Первые дачи, доступные среднеобеспеченному населению, возникли около железнодорожных станций. В Боярке, Малютинке, Мотовиловке ещё в конце позапрошлого века крестьяне и проворные предприниматели сооружали помещения специально для дачников, где одну комнатку с кухонькой можно было снять на всё лето даже за 50 рублей. А вскоре дачные посёлки сформировались у самых границ Киева, и тысячи людей получили возможность отдыхать невдалеке от городских квартир. Досуг, между прочим, располагал к сочинению писем, так что многие издатели специально для дачников выпускали открытки с видами их сезонного пристанища — материал, крайне заманчивый для сегодняшних коллекционеров.
Архитектура, ласкающая взоры

Открытка начала ХХ в.
В восьми верстах от Киева, вдоль Брест-Литовского шоссе (нынешнего проспекта Победы), обширными угодьями располагало Ведомство государственных имуществ. Оно решило предоставить свою недвижимость Святошин (Святошино) в долгосрочную аренду под строительство частных дач, со сносом части деревьев. Уже в 1896 г. вопрос в принципе был решён. В следующем году состоялся официальный отвод в аренду сроком на 99 лет 450 участков, каждый в среднем площадью более полгектара. В основу планировки нового дачного посёлка легли шоссейная магистраль и параллельные ей улицы, пересекаемые короткими поперечными улочками-«просеками».
Нашлись заинтересованные предприниматели, которые довольно быстро организовали специальный трамвайный маршрут из города в сторону посёлка вдоль Брест-Литовского шоссе. Сначала здесь ездила конка, но в 1901 г. линия была электрифицирована. Билет стоил 20 копеек в один конец; интервал движения в дачный сезон составлял 8–15 минут. Другим удобным транспортным средством оказалась железная дорога: у посёлка устроили разъезд Ковельской линии, который впоследствии превратился в полноценную железнодорожную станцию. Поезд подвозил дачников от киевского вокзала за 14 копеек.

посёлка Святошин (1911)
Поначалу дачная жизнь под Киевом была не слишком увлекательной. Вот картинка с натуры из газетного отзыва о святошинских дачах на втором году их существования: «Дачники сидят в своих дачах, как сурки в норах… Улиц в Святошино ещё нет, а есть широкие просеки, густо усеянные пнями срубленных деревьев. Всё это должно было быть выкорчевано ещё к ноябрю прошлого года; но, как всегда бывает у нас, до сих пор ничего не сделано, и выкорчёвка пней производится только теперь, в самый разгар дачного сезона. Пни выкапывают, вырубают, выжигают. Дым голубой пеленой стелется по Святошино, придавая ему характер не дачного места, а лесного пожарища». Тем не менее, благодаря удобной транспортной связи ситуация менялась буквально на глазах. В течение считанных лет Святошин принял цивилизованный вид: здесь появились рыночная площадь и магазины, артезианское водоснабжение, пожарная охрана, почта и телеграф, учебные заведения, библиотека, различные медицинские учреждения и санаторий. Архитектор Николай Гарденин соорудил деревянный поселковый храм во имя св. Николая (не сохранился). Налаживанию развлечений способствовали просторный парк с концертной эстрадой и летним театром, рестораны, пруд с купальней и лодочной станцией.

Зажиточные дачевладельцы организовали «Общество благоустройства посёлка Святошин» и своими членскими взносами содействовали решению многих насущных проблем; аналогичные общества создавались и в других дачных посёлках.
Застройка Святошина проводилась вполне профессионально. Ещё в сентябре 1896 г. опытный киевский зодчий Александр Хойнацкий совместно с городским архитектором Александром Кривошеевым разработал ряд типовых проектов дачных домиков для посёлка. Пресса писала: «Архитектура построек напоминает собою те живописно красивые, стиля „швейцарского“, скромно-изящные виллы, которые так ласкают наши взоры на заграничных курортах». Впоследствии на их облик наложило отпечаток распространение стиля модерн.

Домики вместимостью от двух до восьми комнат были рассчитаны на любые кошельки. В разгар летнего сезона в них могли отдохнуть добрых 12 тысяч киевлян, но и зимой здесь обитало почти три тысячи человек. О порядке цен можно судить из того, что сезонная плата по 200 рублей за двухкомнатный домик с удобствами считалась по здешним меркам довольно высокой. Любопытно, что на северной периферии посёлка расценки были самыми низкими. Сказывалось неприятное соседство с селом Беличи, молодые жители которого слыли заядлыми дебоширами: они то и дело наведывались в Святошино и цеплялись к соседям-дачникам…

Трамваем через лес
Курортная местность Пуща-Водица на северной окраине Киева получила своё название от принадлежавшего городу леса (пущи) над рекой Водицей. Её неоспоримыми достоинствами издавна считались здоровый хвойный воздух и чистые озёра. Разговоры об устройстве тут дачного посёлка велись в Городской думе с 1893 г.; со временем был составлен проект разбивки части леса на 600 дачных участков, размещённых на 14 линиях. Минимальный размер участка составлял порядка 27 соток; арендаторы платили за него в городскую кассу от 45 до 90 рублей в год, в зависимости от удобства расположения (впрочем, с момента постройки дачного дома была возможность приватизировать землю по сходной цене).

Киевляне проявили активный интерес к этому замыслу после того, как в 1900 г. с Подола в Пущу-Водицу была проложена специальная трамвайная линия, частично проходившая сквозь лесные заросли. В описании дачных местностей вблизи Киева свыше ста лет назад можно было прочесть: «Электрический вагон, пройдя Лукьяновку, Куренёвку и Приорку, стрелой врежется в городской лес. В окно вагона врывается одна за другой волна свежего запаха сосны. Жадно вдыхая после городской пыли в свободную грудь живительную влагу лесного воздуха, вы, опьянённый этим нектаром и очарованный вечнозелёными соснами-гигантами, и не заметите, как очутитесь в Пуще-Водице». А знаменитый поэт-сатирик Саша Чёрный (Александр Гликберг), побывавший здесь в 1911 г., написал даже стихотворение «Пуща-Водица», где пытался передать свои ощущения от трамвайной езды через лес:
…Зачастил густой орешник,
Бор и рыженький дубняк,
И в груди сатир насмешник
Окончательно размяк…
Солнце, птички, лавки, дачки,
Миловидные солдаты,
Незнакомые собачки
И весенний вихрь крылатый!..

За короткое время пустынный лес превратился в бойкий курорт, где были обширный парк с театром и увеселениями, рестораны, места для купания и рыбной ловли, телефонная связь. Некоторые дачные и общественные здания выстроил городской архитектор Эдуард Брадтман, при его же участии в посёлке была возведена церковь Святого Серафима Саровского, действующая поныне.
В Пуще-Водице тоже возникло Общество благоустройства, вице-председателем которого был купец Яков Каплер — владелец известной в Киеве фирмы готового платья. На пущинской даче Каплеры отдыхали всем многодетным семейством. Младший сын купца Лазарь (Алексей) Каплер, ставший впоследствии знаменитым советским киносценаристом, режиссёром и ведущим передачи «Кинопанорама», оставил любопытные воспоминания о культурной жизни на даче, где описал и трамвай с прицепным вагоном для музыкантов, и традиционные воскресные гулянья, и концерты на открытой эстраде, и премьеры в розовом здании синематографа…

Невдалеке от Днепра
Почтенным и надёжным транспортным средством в сезон отдыха были речные пароходы. Благодаря этому вдоль Днепра ниже или выше Киева тоже появлялись дачные домики.
Одно из таких поселений сформировалось в живописном предместье Китаев, на землях, принадлежавших жителям села Пирогов. Сюда в те времена подступала вода днепровского залива, что гарантировало приятное купание, рыбалку или катание на лодках. Правда, существенным недостатком были многочисленные кирпичные заводы в Корчеватом, вблизи Китаева. Их едкий дым при обжиге вынуждал отдыхающих сидеть в помещениях. Поэтому китаевские дачи обходились совсем уж дёшево — каких‑то 15–20 рублей за комнату на всё лето. Каждое утро пароход возил желающих из Киева к Китаевской пристани, а в четыре часа пополудни следовал обратно. Среди пассажиров можно было встретить не только дачников, но и паломников. Ведь неподалёку размещалась Китаевская пустынь — известная обитель со старинными пещерами, подчинённая с XVII в. Киево-Печерской лавре.

Паломники вперемешку с киевскими дачниками плавали и вверх по Днепру. Здесь находилась давняя казацкая святыня — Межигорский Спасо-Преображенский монастырь (в конце XIX — начале ХХ века его храмы и кельи использовались как «филиал» Киево-Покровского женского монастыря). Богатая историческая память Межигорья вместе с великолепной природой и эффектными ландшафтами способствовала многочисленным посещениям. А монастырская гостиница служила летом дачным пансионом для одиночек и малосемейных.

дачной местности «Новая Дарница» (1907)
В начале ХХ в. быстро застраивалась дачами территория возле станции Дарница на левом берегу Днепра. Здоровая местность, большой сосновый лес были её преимуществами. А вот одним из недостатков, как ни странно, — отсутствие места для купания. В небольших прудах и озёрах водились пиявки, до берега же Днепра пешком оказалось далековато. Чтобы решить проблему, железнодорожники ввели летний «купальный» поезд Дарница — Днепр, по пятачку в одну сторону. Позже по Цепному мосту через Днепр и по Броварскому шоссе на Дарницу был пущен мототрамвай. Успех дела обусловил расширение посёлка, так что вскоре начали расти дачи соседней Новой Дарницы.

Среди киевлян левобережье слыло посёлком с лёгкими нравами. «Представительницы прекрасного пола утверждают, — сообщал журналист начала века, — что Дарнице принадлежит первое место в смысле „уловления“ женихов». В то же время на дарницких улицах, примыкавших к густому лесу, порой видели зайцев, лисиц, а то и волков, которые наводили страх на дачников. Особенно много шуму нашествие серых хищников наделало в 1900 году. Шутники говорили тогда, что волков привлекли оперные спектакли в дачном театре, откуда, дескать, доносились звуки, напоминающие волчий вой. А газета «Киевское слово» рекомендовала дарницким дон-жуанам воспользоваться паникой для облегчения свиданий с дамами сердца. Предлагалась следующая методика: «Если ревнивый муж приближается к тому месту, где прятались влюблённые, „он“ начинает выть диким волчьим голосом, а „она“ ему подвывает таким же волчьим сопрано. Испуганный муж обращается в бегство».
Под напором урбанизации
После революции в дачных посёлках многое изменилось. Некоторые из них со временем вовсе перестали существовать. К примеру, в Дарнице давно уже ничто не напоминает о прежних улочках с волками. Она густо застроена многоэтажными зданиями.

Пуща-Водица, напротив, во многом сберегла характер курортного посёлка. На базе лучших дач, отобранных у «буржуев», была устроена сеть здравниц для работников разных ведомств, ветеранов, партийной номенклатуры. Между прочим, бывшая дача Якова Каплера по нынешней Краснофлотской улице вошла в комплекс дома отдыха «Труд». Жаль только, что старый дачный дом Каплеров, украшенный изящной деревянной резьбой, недавно пострадал от пожара.
Что же касается Святошина, то на бывших просеках бурно растут высотные дома. Они, естественно, вытеснили поселковую застройку (одной из последних утрат стала изысканная вилла городского деятеля начала ХХ в. Степана Лесиша возле проспекта Победы). Однако единичные образчики дачной святошинской архитектуры сохранились по сей день. Едва ли не наиболее ухоженным из них выглядит пышно оформленный дом по нынешней улице Львовской, 80. Хотя венчавший его в прежние времена фигурный купол давно утрачен, в остальном коттедж смотрится вполне пристойно, а на лицевом фасаде даже обновлены скульптурные украшения. Когда‑то здание принадлежало состоятельному дачевладельцу Григорию Филиппову. А теперь оно известно многим автомобилистам Святошинского района — в этих стенах находится отделение ГАИ.
Автор: Михаил Кальницкий
