Дюссельдорфский аукцион Hargesheimer в очередной раз приглашает немецких и зарубежных коллекционеров, ценителей русского искусства, а также знатоков русских и греческих икон насладиться прекрасным зрелищем и сделать выбор из более чем 1 300 прекрасных экспонатов, которые происходят из частных собраний или перешли к их владельцам по наследству. Hargesheimer собирал их по всему миру, чтобы порадовать этой весной каждого любителя искусства.
В частности, на торги будут выставлены две монументальные иконы, которые поражают не только своей величиной. Большие размеры этих памятников указывают на то, что некогда они были частью храмового пространства.
Более древняя из двух икон с изображением Страшного суда (эстимейт € 150 000) была написана в России в XVII веке и ранее хранилась в бельгийской частной коллекции. Её сложная композиция, включающая множество фигур и сцен, рассказывает о заключительном моменте мировой истории, который предшествует обновлению мира и окончательному воссоединению человека с Богом.

В верхней части иконы изображён Иисус Христос — Судия мира в окружении молящихся о спасении рода человеческого Богородицы и Иоанна Крестителя, за которыми стоят апостолы и архангелы. Над восседающим Христом — Новозаветная Троица, под Ним — два ангела и Престол уготованный, ниже — сцена взвешивания душ. В верхней части иконы располагаются также изображения пророков и ветхозаветных царей.
В нижней части показаны сцены борьбы ангелов и бесов за души людей. С левой стороны иконы изображены праведники: они ждут апостола Петра, который откроет им врата небесные и впустит в рай. Справа — обречённые на страшные мучения в «геенне огненной» нераскаянные грешники, которые падают в широко раскрытую пасть чудовища.
Подробные надписи на полях дополняют изображение, напоминая о суетности земной жизни и грядущем Страшном суде, где каждый получит сообразно делам своим небесную награду либо вечную муку.
Ещё одним знаковым событием станет появление на торгах иконы «Богоматерь Смоленская» (эстимейт € 80 000). Тема и размер памятника указывают на то, что он был частью иконостаса.

Этот тонко написанный образ, датируемый первой половиной XVIII века, был создан мастерами круга Василия Никитича Вощина (1691 — после 1759), выходца из семьи потомственных иконописцев XVII столетия. К Вощину обращались с заказами многие церкви и монастыри в Костроме и костромских землях. Стилистически представленная икона ориентирована на произведения изографов Оружейной палаты рубежа XVII–XVIII веков.
Икона выделяется сияющими красками одежд Христа и великолепным «кружевным» орнаментом на мафории Богородицы, кайма которого совпадает по цвету с гиматием Младенца. Светотеневая моделировка ликов придаёт им объёмность, особую мягкость и выразительность.
Первообраз иконы почитался как чудотворный и многие века был местом паломничества верующих, просивших у Божией Матери Смоленской помощи и заступничества.