Проект «Реальность. Чёрное. Белое. Зелёное». 2010. Арт-центр «Я Галерея»

О «Чёрном квадрате» и «принципе двери»

Матеріал із журналу “Антиквар” #102: "100-ліття Данила Лідера"

Я хорошо помню свою первую встречу с Даниилом Даниловичем. Она произошла в Москве, в то время, когда там гастролировал Театр Франко. Но тогда мы лишь успели пожать друг другу руки, а настоящее знакомство произошло уже в Киеве, недалеко от моей мастерской на Шота Руставели. Я буквально нос к носу столкнулся там с режиссёром Марком Нестантинером, который шёл в компании высокого худого мужчины и красивой женщины. Марк воскликнул: «О, я давно мечтал познакомить этих людей!» И тут же представил меня Даниилу Даниловичу и Кире Николаевне. Так началась наша дружба…

Лидер заходил ко мне, иногда мы случайно встречались на улице, а когда оба получили мастерские на Оболони, наше общение стало практически ежедневным.

Даниил Лидер и Тиберий Сильваши. 1980-е гг. Фото В. Марущенко

Даниил Лидер и Тиберий Сильваши. 1980-е гг. Фото В. Марущенко

Я всегда называл и буду называть Лидера своим учителем, но общались мы скорее как друзья. У нас было много совпадений во взглядах на искусство, и я думаю, что понимал и его самого, и то, что он делает в театре. А ещё я любил просто наблюдать за ним: как он заваривает чай, как прикасается к вещам, как работает, как говорит с людьми…

Мы часто обсуждали какие‑то теоретические вопросы. Даниил Данилович, например, очень хотел, чтобы мы вместе написали текст о «Чёрном квадрате» Малевича. Но у нас был разный подход к проблеме: я считал, что «Чёрный квадрат» закрывает некую эпоху, а Лидер говорил, что, наоборот, открывает. В итоге я сформулировал это как «принцип двери», то есть способность явления одновременно и открывать, и закрывать что‑то. Но тут нужно пояснить, что для меня «Чёрный квадрат» закрывал 500‑летнюю историю картины, а для Лидера открывал глубину неосвещённой коробки сцены. То есть именно контекст сцены и картина как прорыв пространства до определённой степени действительно были осуществлены «Чёрным квадратом». Точнее, не столько «Чёрным квадратом», сколько всей историей ХХ столетия.

Инсталляция для кураторского проекта Е. Онуха «Малярство. Леон Тарасевич — Тіберій Сільваші». 2000. ЦСИ Сороса, Киев

Инсталляция для кураторского проекта Е. Онуха
«Малярство. Леон Тарасевич — Тіберій Сільваші». 2000. ЦСИ Сороса, Киев

Каждый день мы встречались, чтобы обсудить какие‑то моменты. Иногда Лидер поднимался ко мне и говорил: «Слушай, покажи как ты делаешь эту фактуру»… Конечно, это нельзя назвать совместной работой, но, случалось, что он мне что‑то советовал, случалось, что я ему… Это было общение, это была дружба.

Мне трудно назвать какую‑либо из своих работ, сделанную под влиянием Лидера. Тут важнее другое: влияние его мировоззрения, его восприятия жизни. Он же существовал в каком‑то удивительно точном соответствии с ритмом Вселенной. Он жил этим ритмом и каким‑то непостижимым образом пронёс эту способность через всю жизнь. Думаю, в какой‑то степени он передал понимание этого и мне.

В то время, когда мы были соседями по мастерским, я ещё делал фигуративные вещи. Был и эскиз его портрета. Но я так и не написал его. Мне кажется, что Лидеру бы очень понравилось моё «Малярство» и «Простая форма» точно пришлась бы по душе…

Автор: Тиберий Сильваши

Проект «Реальность. Чёрное. Белое. Зелёное». 2010. Арт-центр «Я Галерея»

Проект «Реальность. Чёрное. Белое. Зелёное». 2010. Арт-центр «Я Галерея»