Матеріал із журналу “Антиквар” #102: "100-ліття Данила Лідера"
Я хорошо помню свою первую встречу с Даниилом Даниловичем. Она произошла в Москве, в то время, когда там гастролировал Театр Франко. Но тогда мы лишь успели пожать друг другу руки, а настоящее знакомство произошло уже в Киеве, недалеко от моей мастерской на Шота Руставели. Я буквально нос к носу столкнулся там с режиссёром Марком Нестантинером, который шёл в компании высокого худого мужчины и красивой женщины. Марк воскликнул: «О, я давно мечтал познакомить этих людей!» И тут же представил меня Даниилу Даниловичу и Кире Николаевне. Так началась наша дружба…
Лидер заходил ко мне, иногда мы случайно встречались на улице, а когда оба получили мастерские на Оболони, наше общение стало практически ежедневным.

Я всегда называл и буду называть Лидера своим учителем, но общались мы скорее как друзья. У нас было много совпадений во взглядах на искусство, и я думаю, что понимал и его самого, и то, что он делает в театре. А ещё я любил просто наблюдать за ним: как он заваривает чай, как прикасается к вещам, как работает, как говорит с людьми…
Мы часто обсуждали какие‑то теоретические вопросы. Даниил Данилович, например, очень хотел, чтобы мы вместе написали текст о «Чёрном квадрате» Малевича. Но у нас был разный подход к проблеме: я считал, что «Чёрный квадрат» закрывает некую эпоху, а Лидер говорил, что, наоборот, открывает. В итоге я сформулировал это как «принцип двери», то есть способность явления одновременно и открывать, и закрывать что‑то. Но тут нужно пояснить, что для меня «Чёрный квадрат» закрывал 500‑летнюю историю картины, а для Лидера открывал глубину неосвещённой коробки сцены. То есть именно контекст сцены и картина как прорыв пространства до определённой степени действительно были осуществлены «Чёрным квадратом». Точнее, не столько «Чёрным квадратом», сколько всей историей ХХ столетия.

«Малярство. Леон Тарасевич — Тіберій Сільваші». 2000. ЦСИ Сороса, Киев
Каждый день мы встречались, чтобы обсудить какие‑то моменты. Иногда Лидер поднимался ко мне и говорил: «Слушай, покажи как ты делаешь эту фактуру»… Конечно, это нельзя назвать совместной работой, но, случалось, что он мне что‑то советовал, случалось, что я ему… Это было общение, это была дружба.
Мне трудно назвать какую‑либо из своих работ, сделанную под влиянием Лидера. Тут важнее другое: влияние его мировоззрения, его восприятия жизни. Он же существовал в каком‑то удивительно точном соответствии с ритмом Вселенной. Он жил этим ритмом и каким‑то непостижимым образом пронёс эту способность через всю жизнь. Думаю, в какой‑то степени он передал понимание этого и мне.
В то время, когда мы были соседями по мастерским, я ещё делал фигуративные вещи. Был и эскиз его портрета. Но я так и не написал его. Мне кажется, что Лидеру бы очень понравилось моё «Малярство» и «Простая форма» точно пришлась бы по душе…
Автор: Тиберий Сильваши
