Материал из журнала “Антиквар” #88: “Украинское сакральное искусство”
Музей Шереметьевых хорошо известен своей сфрагистической коллекцией и собранием военно-исторических реликвий. Но есть в нём немало других предметов и документальных материалов, связанных с историей нашего отечества, его утраченными, возрождёнными и сохранёнными памятниками, в частности с Киево-Печерской лаврой.
Пожалуй, самым ценным из этих предметов является резной крест, имевший отношение к конкретному историческому лицу. В церковных описях XVII–XIX вв. подобные кресты назывались «благословенными». Нередко они делались по заказу царственных или других знатных особ и становились их вкладом в монастыри, храмы, соборные приделы.
К числу таких принадлежит и данный экземпляр. На четырёх гранях его серебряной рукояти выгравирована надпись: «Сей крест сделан Киево-Печерской Лавры иеромонахом Аверкием Радченкомъ. 1797 года». Вероятно, Аверкий Радченко был тем самым иеромонахом, который в 1799–1801 гг. исполнял обязанности игумена Китаевской пустыни.
Крест, изготовленный из кипарисового дерева в технике плоскостной резьбы, имеет золочёную серебряную оправу с декоративными элементами на концах. Его киевское происхождение подтверждается сходством с аналогичными предметами из собрания Киево-Печерского заповедника — крестами, подаренными Лавре иеромонахом Афанасием Миславским и послушником при лаврской типографии Игорем Балувенко.
Экспонат из Музея Шереметьевых имеет характерные для киевских крестов XVII–XVIII вв. четырёхконечную форму и иконографическую программу. На его лицевой стороне в средокрестии помещено Распятие, по сторонам — поясные изображения предстоящих Богоматери и Иоанна Богослова, над Христом — полуфигура Саваофа и Святой Дух в виде голубя в овальном сегменте, внизу — благословляющий святитель Николай Чудотворец с Евангелием. Оборотную сторону занимает композиция «Похвала Богородицы» с ростовым изображением Богоматери с Младенцем и поясными фигурами преподобных Антония и Феодосия Печерских. В основании креста — образ особо почитаемой в Киеве в XVIII в. великомученицы Варвары с орудием её казни (мечом).
Ещё один интересный экспонат — икона с изображениями основателя Киево-Печерской лавры преподобного Антония (983–1073) и преподобного Феодосия (ок. 1008–1074) — игумена обители, который первым на Руси ввёл общежительный монастырский (Студийский) устав. Стилистика письма и характер резного обрамления иконы, входившей ранее в иконостасный ансамбль, позволяют датировать её рубежом XVIII–XIX вв. Художник использует устоявшийся тип изображения преподобных на фоне Успенского собора — главного монастырского храма, строительство которого было начато при Феодосии Печерском. Но в отличие от таких «классических» примеров этой иконографии как, скажем, черниговская икона XVII в. «Преподобные Антоний и Феодосий Печерские» из собрания Киево-Печерского заповедника, в данном случае за Великой церковью мы видим не золочёный резной фон, а ещё достаточно робко написанный киевский пейзаж — скорее угадываемый, чем узнаваемый. Подобная реалистичная трактовка пейзажа получила распространение в украинской иконописи в XVIII столетии, в период расцвета барокко.
В Музее Шереметьевых собрана замечательная коллекция хромолитографий с видами Киево-Печерской лавры, производство которых было налажено с середины ХІХ в. преимущественно при монастырях. Вскоре к их выпуску подключились такие крупные издатели, как Н. Т. Корчак-Новицкий, Е. И. Фесенко, И. Д. Сытин. За качеством церковной печатной продукции, выходившей тысячными тиражами, строго следили, поэтому на хромолитографиях рубежа ХІХ — ХХ вв. неизменно присутствует надпись: «Дозволено цензурой… года». Невысокая цена изображений обеспечила им огромную популярность среди местного населения и паломников, начинавших с весны хождение по святым местам. Из таких путешествий они привозили иконки, крестики, хромолитографии и фарфор, декорированный изображениями древних обителей. Многие из этих «сувениров» дошли до наших дней.
На печатных панорамных видах Киево-Печерской лавры, как правило, запечатлён верхний ансамбль монастыря и территория Ближних пещер со стороны Дальних пещер с небольшими вариациями строений на первом плане в зависимости от выбранной точки обзора. Художники старательно вырисовывают лаврские церкви, помещения для паломников и клирошан, крытую галерею, здание иконописной школы, колодезь и, конечно, величественную Лаврскую колокольню, венчающую живописный холм. Справа от колокольни высится Успенский собор, над которым в облаках изображена Богородица в окружении преподобных Антония и Феодосия Печерских и сонма ангелов.
На хромолитографии 1896 г., отпечатанной в одесской типографии Е. И. Фесенко, первый план замыкают ведущая в Дальние пещеры галерея, колокольня на Ближних пещерах и церковь Всех преподобных отцов Печерских. На листе 1907 г., который является образцом продукции Акционерного общества печатного и издательского дела Н. Т. Корчак-Новицкого, тот же вид дополнен фрагментом Николаевского цепного моста через Днепр.
Лаврский ансамбль со стороны реки представлен также на хромолитографиях типографии Е. И. Фесенко 1906 и 1907 гг. В первом случае нижнюю часть композиции занимают изображения поросших зеленью холмов, колокольни Дальних пещер, церкви Рождества Богородицы, галереи, ведущей в Дальние пещеры, стены Дебоскета с ротондой и Крестовоздвиженской церкви. На втором листе тот же вид показан с большего расстояния, что позволило художнику ввести в панораму часть реки и пролёт цепного моста, оживить ландшафт фигурками гуляющих по берегу монахов, плывущих лодок и пароходов. Считается, что этот «Общий вид Киево-Печерской лавры (с указанием всех церквей и монастырей)» был позаимствован с картины украинского художника Амвросия Ждахи (1855–1927), известного своими иллюстрациями к «Кобзарю» и серией почтовых открыток на темы украинских народных песен.
Отметим, что количественно в собрании Музея Шереметьевых преобладают хромолитографии, изданные Е. И. Фесенко. Это вполне закономерно, ведь в начале 1890‑х гг. он был признан «образцовым типографом» на всём Юге Российской империи, а его продукция удостоена четырёх медалей на международных выставках. Примечательно, что типография Е. И. Фесенко специализировалась именно на выпуске икон и видов монастырей, а также литературы с описанием храмов, чудотворных икон, житий святых и подвижников.
Популярность хромолитографированных изображений не могла не привлечь внимания талантливого предпринимателя М. С. Кузнецова (1847–1911), который внёс свою лепту в удовлетворение спроса на «паломническую продукцию» выпуском сувенирной посуды с видами православных святынь. Крупнейшие заводы его фарфоро-фаянсовой империи — «Товарищества М. С. Кузнецова» — в Дулёво и Вербилках наладили производство молочников, кувшинов, чайных пар и тарелок с изображениями Соловецкого монастыря, Киево-Печерской лавры, Нового Афона. Как и на печатной продукции, Лавра представала на них с юго-восточной стороны.
Вероятно, именно хромолитографии, альбомы фототипий и открытки послужили образцами для рисунков в технике декальмомании, украсивших кузнецовские изделия. Обрамлённые крытьём зелёного, голубого, пурпурного цветов, видовые картинки выглядели на этой посуде очень эффектно. Подобно тому, как это делалось на «открытых письмах», изображения часто дополнялись золотой надписью: «На память из Киева». Соответственно, и хранились такие предметы бережно — в качестве дорогих сердцу реликвий или просто красивых вещей. Поэтому в большинстве случаев они дошли до нас в хорошем состоянии.
На примере хромолитографий и кузнецовского фарфора можно увидеть, как с течением времени возросла их ценность. Во многом благодаря лаврским видам, недорогие и доступные в прошлом предметы сегодня стали украшением частных собраний и тематических музейных экспозиций, а их появление на аукционах всегда радует коллекционеров и любителей киевской старины.