Из века в век: украинская икона от Позднего Средневековья до конца ХVIII века

Материал из журнала “Антиквар” #88: “Украинское сакральное искусство”

Коллекция сакральной живописи Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника принадлежит к числу наиболее крупных и ценных среди музейных собраний Украины. В её состав входят иконостасные комплексы, которые являются неотъемлемой частью интерьеров Троицкой надвратной, Всехсвятской, Трапезной церквей и пещерных храмов ХVIII — начала ХХ ст., а также фондовое собрание, насчитывающее около 3 000 икон.

История формирования коллекции, как и история самого музея-заповедника, неразрывно связана с Киево-Печерской лаврой. Один из ведущих музеев Украины был создан в 1926 г. на территории Киево-Печерской лавры с целью сохранения архитектурного комплекса древнейшего православного монастыря, его художественных и историко-культурных ценностей.

Царские врата. Сер. — 2‑я пол. ХVI в. Волынь. Дерево, левкас, темпера; резьба

Царские врата. Сер. — 2‑я пол. ХVI в. Волынь.
Дерево, левкас, темпера; резьба

Предшественником Заповедника был Музей культов и быта, организованный на территории Лавры в 1923 г. стараниями известных украинских учёных и музейщиков. В него, в частности, перевезли экспонаты знаменитого Церковно-археологического музея при Киевской духовной академии (закрытого ещё в 1914 г.), где наряду с уникальными древними энкаустическими иконами из Синая хранились греческие, русские и украинские иконы разного времени. Спасённые от уничтожения и расформирования, коллекции этого музея и художественное наследие киевской лавры стали основой музейного собрания Киево-Печерского историко-культурного заповедника. В дальнейшем оно активно пополнялось за счёт поступлений из упразднённых и уничтоженных храмов и обителей Киева и его окрестностей — Никольско-Пустынного, Михайловского и Братского монастырей, Николаевского военного собора… Со временем многие ценные памятники были перераспределены в другие музеи, значительная их часть оказалась утраченной в годы Второй мировой войны.

В сегодняшнюю разнообразную по составу и историко-художественному значению музейную коллекцию входят произведения, создававшиеся в разных регионах Украины на протяжении XVI–XX столетий. Эти памятники позволяют проследить пути развития украинской иконописи от поствизантийского периода до эпохи барокко и увидеть, какие изменения происходили в ней в последующие десятилетия. Обширная коллекция Заповедника демонстрирует богатство стилей и направлений, существовавших в отечественной сакральной живописи, отражает обусловленное культурно-ис­тори­чес­кими и географическими условиями нацио­нальное своеобразие украинской иконы, истоки которой — в традициях искусства Византии и культуре Киевской Руси.

Инициированный Национальным Киево-Пе­черским историко-культурным заповедником выставочный проект «Мир украинской иконы» подготовлен совместно с известными киевскими частными музеями и коллекционерами. Знаменательно, что экспозиция будет развёрнута в Киево-Пе­чер­ской лавре — святом месте, где начиналась история отечественного иконописания и где создавал свои произведения преподобный Алипий Печерский, легендарный художник Киевской Руси.

Спас в силах. Сер. — 2‑я пол. ХVI в. Галиция. Дерево, левкас, темпера; тиснение по левкасу

Спас в силах. Сер. — 2‑я пол. ХVI в. Галиция.
Дерево, левкас, темпера; тиснение по левкасу

Для показа отобраны иконы ХVІ — ХVІІІ вв. Каждая из них интересна своей иконографией, стилистикой, деталями, которые варьируются в зависимости от времени создания, местных традиций и уровня мастерства авторов. Сравнение икон с одинаковыми сюжетами даст возможность убедиться в многообразии иконографических схем и оригинальности творческих манер художников, принадлежавших к разным поколениям и разным локальным школам. Причём речь идёт не только о произведениях профессиональных иконописцев, но и о работах народных мастеров.

Наследие XVI — ХVІІ вв. представлено на выставке волын­скими и галицкими иконами из небольших сельских церквей. Эти памятники свидетельствуют о постепенном изменении образного строя икон и существовании в этих регионах ряда иконописных мастерских, обладавших собственным стилем.

Пригвождение к кресту. ХVIII в. Дерево, темпера, масло

Пригвождение к кресту. ХVIII в. Дерево, темпера, масло

Редкой иконографией и высокими художественными достоинствами отличаются Царские врата середины — второй половины ХVІ в. с Холмщины. На их створках размещены фигуры четырёх евангелистов, однако привычная в таких случаях сцена Благовещения отсутствует. В трактовке образов, изображении архитектуры, элементов пейзажа, подножий и столиков с письменными принадлежностями волынский мастер строго следовал византийским традициям. Отметим, что это единственные в украинском искусстве Царские врата с подобной иконографией и одни из самых ранних, дошедших до наших дней.

Столь же ценным памятником в коллекции Киево-Пе­чер­ского заповедника является икона XVI в. «Спас в силах», на которой Иисус Христос предстаёт во всей полноте Его силы и славы, как владыка всего видимого и невидимого мира. В основу иконографии положены тексты Священного Писания — видения пророка Иезе­кииля и Откровение Иоанна Богослова, содержащие описания и Сидящего на престоле, и бесплотных сил. Символический смысл изображения непосредственно связан с темами Второго пришествия и Страшного суда, где Иисус — воплощение не кары, а высшей справедливости: «…Я пришел не судить мир, но спасти мир… слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день»
(Ин. 12, 47–48).

Въезд в Иерусалим. Нач. ХVII в. Галиция. Дерево, темпера

Въезд в Иерусалим. Нач. ХVII в. Галиция. Дерево, темпера

В центре иконы изображён сидящий на престоле Христос; правой рукой Он благословляет, левой держит раскрытое Евангелие. Красный ромб с фигурой Спасителя вписан в синий овал с изображениями херувимов и серафимов, наложенный на красный четырёхугольник, в вытянутых углах которого находятся символы евангелистов — ангел, лев, телец и орёл. Три геометричес­кие фигуры символизируют собой Божественную славу (ромб), небо (овал) и землю (четырёхугольник).

В отличие от русских церквей, где «Спас в силах» размещался в центре деисусного чина, в украинских храмах такие иконы (называвшиеся здесь «Спас во славе») входили вместе с парной «Богородицей с похвалой» в наместный ряд иконостаса, усиливая его богословскую концепцию. Изображения «Спаса во славе» были распространены на территории Украины на протяжении двух столетий — с XV до середины XVII в. Позже иконы такого типа не встречаются.

Огненное восхождение Ильи Пророка. Введение во храм. Избранные святые. 1692. Черниговщина. Дерево, масло, серебро, позолота; резьба

Огненное восхождение Ильи Пророка. Введение во храм. Избранные святые. 1692. Черниговщина. Дерево, масло, серебро, позолота; резьба

На выставке можно будет увидеть ряд памятников, достаточно полно представляющих народное течение в украинской иконописи. В их числе — иконы XVII и начала XVIII вв., написанные галицкими и волынскими мастерами: «Вознесение», «Въезд в Иерусалим», «Пригвождение к кресту». Заказчиками таких произведений были преимущественно жители небольших городов, ремесленники, крестьяне, вкусы и потребности которых нашли отражение во многих выразительных деталях. Местные художники воспроизводили евангельские события с искренностью и непосредственностью, свойственными народному мировосприятию, наполняя изображения подробностями, явно подсмотренными в реальной жизни. Подобные иконы запоминаются простонародными типажами персонажей, введением в композиции характерных для своего времени построек, костюмов, утвари и пр.

Ярко выраженное народное начало в трактовке образов и наивная реалистичность присущи иконе «Притча о сучке и бревне». Этот сюжет, иллюстрирующий известную евангельскую притчу (Мф. 7:3), встречается в сакральном искусстве очень редко.
Основную часть экспонатов выставки из собрания Заповедника составят иконы, созданные в конце ХVІІ–ХVІІІ ст. в Киеве и на Черниговщине — ведущих художественных центрах украинского барокко.

Собор преподобных Печерских отцов. 2‑я пол. ХVІІІ в. Иконописная мастерская Киево-Печерской лавры. Дерево, масло

Собор преподобных Печерских отцов. 2‑я пол. ХVІІІ в.
Иконописная мастерская Киево-Печерской лавры. Дерево, масло

Среди памятников периода расцвета отечественной иконописи обратим внимание на небольшую черниговскую икону-мощевик «Огненное восхождение Ильи Пророка. Введение во храм. Избранные святые», датированную 1692 г. Эта вкладная икона в Ильинскую церковь Введенского монастыря в Нежине имеет не только художественную, но и историческую ценность, поскольку на ней изображён деревянный храм, сгоревший
ещё в 1756 г.

Сакральную живопись Киева представят на выставке произведения мастеров двух иконописных центров, нередко конкурировавших между собой, — цеховых иконописцев с ремесленного Подола и художников Лаврской иконописной мастерской.
Киево-Печерская лавра всегда занимала особое место в духовной жизни города и всей Украины. На протяжении многих столетий она оказывала мощное влияние на развитие национальных традиций в церковной практике и украинской культуре, в том числе в живописи. Проявлялось это прежде всего в утверждении культа местных святых, разработке иконографии основателей отечественного монашества и святой лаврской обители — преподобных Антония и Феодосия, других печерских угодников.

Примером лаврской иконографии является икона «Собор Преподобных Печерских отцов» ХVІІІ в. с изображением 118 канонизированных святых, Успенского собора и чудотворного образа «Успение Богоматери». Подобные небольшие по размерам иконы, как правило, изготавливались для подношения гостям Лавры и продажи многочисленным паломникам.

Рождество Христово с родословным древом Иисуса Христа. Сер. XVIII в. Киев. Дерево, масло

Рождество Христово с родословным древом Иисуса Христа. Сер. XVIII в. Киев. Дерево, масло

В экспозицию войдёт также образ «Воскресение Христово» из Троицкой Надвратной церкви Киево-Печерской лавры — уникального памятника первой половины ХVІІІ в. с полностью сохранившимися росписями и иконостасом работы лаврских мастеров. Эта икона входила в комплекс из десяти живописных композиций на холсте, украшавших оборотную сторону иконостаса. Следует сказать, что подобное размещение икон является уникальным, характерным для лаврских храмов ХVІІІ в. Со стороны алтаря иконы располагались также в Крестовоздвиженской церкви и Успенском соборе (последние не сохранились).

В иконописной мастерской Киево-Печерской лавры обучались многие украинские художники, а также выходцы из Белоруссии, России, Сербии, Македонии, Молдавии. Здесь осваивал иконописное искусство Иван Косачинский — автор небольшой иконы «Св. Алексей, человек Божий», которая поступила в Заповедник из Греческого монастыря в Киеве и является едва ли не единственной сохранившейся подписной работой художника. Мещанин Иван Косачинский (1728–1796) жил на Подоле, был старос­той церкви Николая Набережного, выполнял заказы на отдельные иконы и целые иконостасы для подольских храмов, церквей Киево-Печерской лавры, Мгарского монастыря.

Среди произведений киевской школы высоким уровнем исполнения отличается икона «Благовещение» середины XVIII в. из Братского монастыря в Киеве. Согласно последним исследованиям, она находилась в Богоявленском соборе в отдельно стоящем резном киоте. В 1794 г. для чтимого образа изготовили серебряный чеканный оклад, который ныне находится в Национальном художественном музее Украины.
Примерно в тот же период была написана икона «Рождество Христово с родословным древом Иисуса Христа», поступившая в Заповедник из Борисоглебской церкви на Подоле (снесена в 1930‑е гг.). Помимо живописных достоинств, этот ценный образец искусства украинского барокко имеет ещё и редкую иконографию. Композиция иконы является изобразительной интерпретацией первой главы Евангелия от Матфея, где приводится родословие Иисуса Христа, сына Давидова, сына Авраамова с перечислением 42 родов (Мф.1,1–18). Именно это Евангелие читается в воскресенье, предшествующее празднику Рождества.

Иван Косачинский. Св. Алексей, человек Божий. 1760‑е гг. Киев. Дерево, масло

Иван Косачинский.
Св. Алексей, человек Божий. 1760‑е гг. Киев. Дерево, масло

Каждая из представленных на выставке икон интересна своей историей создания, неповторимой судьбой, воплощением характерных черт той или иной эпохи. Объединённые в одном экспозиционном пространстве, они раскрывают национальное свое­об­разие украинской сакральной живописи, дают представление о традициях, складывавшихся, утверждавшихся и развивавшихся на протяжении веков.

Украинские иконы из коллекции Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника неоднократно публиковались в научных статьях, альбомах и каталогах, демонстрировались на выставках внутри страны и за рубежом — в Польше, Белоруссии, Испании, России, Финляндии, Германии, Италии, США. Некоторые памятники, прошедшие реставрацию, широкая публика увидит впервые.
Иллюстрации предоставлены Национальным Киево-Печерским историко-культурным заповедником

Благовещение. Сер. XVIII в. Киев. Дерево, масло

Благовещение. Сер. XVIII в. Киев. Дерево, масло