Дарья Добриян
Сегодня большинство работ Александра Мурашко находится в экспозициях и фондах художественных музеев Украины, Беларуси, России, Азербайджана, но, прежде чем попасть в государственные собрания, они были собственностью частных лиц. В этой статье речь пойдёт именно о них — ценителях искусства, чьи домашние коллекции украшали полотна знаменитого мастера.

Владельцы ранних произведений А. Мурашко принадлежали к его непосредственному окружению и одновременно были олицетворением творческой интеллигенции Российской империи. В их числе — основатель первой в Киеве рисовальной школы Николай Мурашко 1, историк искусства, профессор Адриан Прахов, художник Михаил Нестеров. По мере того, как мастерство и популярность молодого живописца росли, расширялся и круг почитателей его таланта. Среди киевлян, представляющих сферу бизнеса, портреты кисти А. Мурашко имели в своих коллекциях «вечный студент» и собиратель Оскар Гансен (1881 — после 1919), который, впрочем, отказался в своё время заплатить 300 рублей за легендарную «Карусель», посчитав эту сумму слишком большой 2, а в 1909‑м картина была продана за 1200 немецких марок на международной выставке в Мюнхене; лесопромышленник, глава Киевской биржи и меценат Семён Могилевцев (1846–1917), купец 1‑й гильдии и один из богатейших жителей города Фридрих Михельсон (1840–1908) 3.

Картины А. Мурашко были в особняке Александра Терещенко (1856–1911), предпринимателя и представителя знаменитой семьи меценатов. Ему принадлежали «Портрет девушки в старинном костюме», «Женский портрет» (из коллекции Н. Мурашко), другие работы 4. Кроме того, по заказу Александра Николовича художник выполнил копии портретов его родителей — Пелагеи Георгиевны и Николы Артемьевича (с оригиналов Н. Кузнецова), а в 1908 г. — уже по заказу Н. Мурашко — копию портрета его старшего брата, Ивана Николовича (об этом упоминает в своём дневнике Н. Мурашко 5). Известно также, что в 1905 г. живописец сопровождал А. Терещенко в заграничном путешествии, а по его окончании отдал покровителю созданные там работы 6.

ЦГАМЛИ Украины (Ф. 1256. Оп. 12. Д. 8. Л. 4)
Особое место в истории украинского коллекционирования занимают деятели медицины. Одним из них был Григорий Квятковский (1858–1932) — врач и учёный, автор трудов по анатомии. В 1920 г. его художественное собрание насчитывало почти 700 произведений, среди которых были и работы А. Мурашко: рисунок «Дама в шляпе», этюд «Головка украинской девушки», «Портрет Веры Антониновны Дитятиной» 7. Мурашко создал несколько портретов В. Дитятиной, близкой подруги и коллеги его жены Маргариты. Написанный в 1910 г. хранится ныне в Национальном художественном музее Украины (НХМУ); датированный 1913 г., на котором портретируемая изображена с голубым шарфом 8, находился в собрании Г. Квятковского (на сегодняшний день местонахождение портрета установить не удалось).

К плеяде киевских коллекционеров, первых собирателей произведений А. Мурашко, относился и Георгий Шлейфер (1855–1913) — архитектор, инженер, общественный деятель. В ноябре 1903 г. он представил часть своего собрания на выставке картин и этюдов русских художников. В числе прочих там демонстрировался «Портрет девочки» работы А. Мурашко 9, приобретённый, очевидно, в начале того же года. Позже, в 1910‑м, Г. Шлейфер заказал художнику собственный портрет, украсивший столовую его особняка по ул. Институтской, 13 (в настоящее время картина хранится в НХМУ). Рукой А. Мурашко была также выполнена копия этого портрета, которую в 1920‑х гг. дочь архитектора вывезла в Россию, а затем во Францию. Однако в 1995 г. картина вернулась в Украину благодаря внучке Г. Шлейфера, гражданке Франции Ирине Трад, подарившей портрет Музею истории города Киева 10.

ЦГАМЛИ Украины (Ф. 1256. Оп. 12. Д. 8. Л. 7)
Архитектор и педагог Павел Алёшин (1881–1961) также имел в своей коллекции произведения знаменитого живописца. Небольшой акварельный набросок «Крестьянки на опушке» был приобретён им непосредственно у А. Мурашко ещё в 1917 г. (о чём свидетельствует надпись, сделанная Алёшиным на обороте листа); из его же собрания происходит картина «Женщина в чёрном», ныне хранящаяся в НХМУ. Её Алёшин купил уже у вдовы художника, поскольку на момент убийства А. Мурашко полотно находилось в его мастерской.

Серый картон, пастель. 93 × 63 см. НХМУ
В годы Первой мировой войны в городах Российской империи проводилось множество мероприятий — лотерей, выставок, ярмарок, «кружечных сборов» — средства от которых направлялись на помощь фронту и пострадавшим от военных действий. Одной из таких благотворительных акций стала выставка произведений из собраний киевских коллекционеров, организованная в 1915 г. в актовом зале Университета Св. Владимира. Среди её участников — историк искусства, профессор университета Григорий Павлуцкий (1861–1924), экспонировавший портрет своей жены 11. Заметим, что, согласно дневниковой записи искусствоведа Фёдора Эрнста, в коллекции профессора находилось два портрета госпожи Павлуцкой, оба кисти А. Мурашко 12.

К., пастель. 95 × 77 см. НХМУ
Ещё одним представителем киевской интеллигенции, чью домашнюю коллекцию украсили работы А. Мурашко, был выдающийся дирижёр и композитор, глава Киевского отделения Русского музыкального общества Александр Виноградский (1855–1912). В 1918 г. А. Мурашко написал портрет его жены Лидии Михайловны, а шестью годами раньше — портрет дочери Ксении, который, кстати, также экспонировался на благотворительной выставке 1915 г.

Хмельницкий областной художественный музей
Врач-инфекционист, доктор медицины, профессор Киевского медицинского института, директор Института туберкулёза Антон Собкевич (1883–1945), очевидно, начал активно собирать произведения украинских художников в 1920‑е гг. В 1947 г. его вдова, Нина Собкевич-Насальская, передала Государственному музею украинского искусства (ныне НХМУ) 227 единиц этой масштабной и хорошо составленной коллекции, включавшей более двух десятков картин Мурашко. Собкевич покупал их у вдовы живописца, которая жила неподалёку, на ул. Багговутовской. Среди знаковых произведений в собрании доктора были две части триптиха «В сумерках», портреты Екатерины Иваницкой, Фриды Меерсон, Людмилы Ковалевской-Рик, Михаила Дехтярёва, картина «Солнечные пятна» и др.

Коллекция И. Понамарчука
Самую большую коллекцию произведений А. Мурашко собрал украинский писатель, автор исторических романов Семён Скляренко (1901–1962). «У него более двадцати работ Мурашко», — отмечал в письме от 1 февраля 1955 г. Николай Прахов 13. Скляренко, в частности, принадлежали «Портрет Веры Дитятиной», «Портрет Натальи Тараниной», «Портрет Елены Константиновны Мурашко», «Дама в белом парике» и др. Из этой же коллекции происходит один из ранних портретов художника — «Девочка в белом», на котором изображена племянница Александра Мурашко Татьяна Язева. Предыстория приобретения, а точнее продажи этой картины отчасти отражена в письме Николая Прахова к Елене Язевой (дочери Н. Мурашко) от 14 октября 1955 г.: «Не знаю, что Вам посоветовать относительно портрета Татьяны Владимировны. Писателя Скляренко знаю мало — был у него очень давно раза два, общих интересов у нас нет. Как он платит за покупаемые работы А. А. Мурашко, не знаю. Знаю только, что портрет Елены Константиновны [Мурашко. — Д. Д.] привёл в порядок и продал в Украинский Музей» 14. Сейчас картина находится в Хмельницком областном художественном музее, которому наследники С. Скляренко подарили её в 1988 г. Большинство других работ было передано ими в НХМУ.

(Ф. 1256. Оп. 12. Д. 8. Л. 3)
Предположительно и теперь в собраниях киевлян остаётся около двух десятков произведений художника, однако из‑за закрытости частных коллекций получить сведения о них достаточно сложно. И всё же мы надеемся, что владельцы картин, эскизов и рисунков Александра Мурашко станут охотнее общаться с исследователями, ведь каждая выявленная и включённая в научный обиход работа — это ещё один штрих к короткой, но такой яркой творческой биографии художника.
Примечания
1 См.: Каталог принадлежащей Н. И. Мурашко коллекции этюдов, картин, акварелей и рисунков. — Киев, 1902. — С. 5.
2 См.: Михайлів Ю. Майстер фарби й кольориту // Життя й революція. — 1929. — № 10. — С. 146.
3 Информация основана на списке работ А. Мурашко, составленном вдовой художника в 1919 г. — Национальный художественный музей Украины (НХМУ). — Документально-архивный фонд А. Мурашко. — № 12. — Ед. хр. 105. — Л. 1 (об.), 2 (об.), 5, 10.
4 Согласно Описи картин и книг, которые находятся в частной собственности по г. Киеву и взяты на учёт Всеукраинским комитетом по охране памятников искусства и старины. 1919–1920 гг. — Центральный государственный архив высших органов власти и управления Украины (ЦГАВО Украины). — Ф. 166. — Оп. 1. — Д. 699. — Л. 35–39.
5 НХМУ. — Документально-архивный фонд Н. Мурашко. — № 17. — Ед. хр. 3. — Л. 184.
6 См.: Кузьмин Є. Олександр Мурашко (спогади) // Червоний шлях. — 1928. — № 11. — С. 247.
7 Согласно Описи картин и книг, которые находятся в частной собственности по г. Киеву и взяты на учёт Всеукраинским комитетом по охране памятников искусства и старины. 1919–1920 гг. — ЦГАВО Украины. — Ф. 166. — Оп. 1. — Д. 698. — Л. 137 (об.).
8 Об этом сообщается в списке, составленном вдовой художника в 1919 г. — НХМУ. — Документально-архивный фонд А. Мурашко. — № 12. — Ед. хр. 105. — Л. 6.
9 Каталог выставки офортов Германа Штрука, картин и этюдов русских художников. Киевский музей древностей и искусств. — Киев, 1903. — С. 6.
10 См.: Ковалинський В. Дарунок з минулого // Хроніка. — 2000. — К.: Фонд сприяння розвитку мистецтв, 1997. — Вип.17–18. — С. 181–188.
11 Каталог выставки картин в актовом зале Императорского Университета св. Владимира. — Киев, 1915. — С. 9–10.
12 См.: Нестуля О., Верезомська С. Федір Людвігович Ернст і його щоденник «Художній відділ» 1925–1933. — Полтава, 2008. — С. 97.
13. Центральный государственный архив-музей литературы и искусства Украины (ЦГАМЛИ Украины). — Ф. 227. — Оп. 1. — Д. 10. — Л. 1 (об.).
14 Цит. по: Сторчай О. До історії епістолярію Миколи Прахова (Листи Миколи Прахова до Олени Язєвої) // Студії мистецтвознавчі. — 2015. — № 2. — С. 101.
