Портрет певицы Л. А. Андреевой. 1908–1909. Х., м. 114 × 114 см. Коллекция И. Понамарчука

Александр Мурашко в собраниях киевлян

Дарья Добриян

Сегодня большинство работ Александра Мурашко находится в экспозициях и фондах художественных музеев Украины, Беларуси, России, Азербайджана, но, прежде чем попасть в государственные собрания, они были собственностью частных лиц. В этой статье речь пойдёт именно о них — ценителях искусства, чьи домашние коллекции украшали полотна знаменитого мастера.

Столовая в особняке Г. П. Шлейфера. 1910‑е гг. Музей истории города Киева
Столовая в особняке Г. П. Шлейфера. 1910‑е гг. Музей истории города Киева

Владельцы ранних произведений А. Мурашко принадлежали к его непосредственному окружению и одновременно были олицетворением творческой интеллигенции Российской империи. В их числе — основатель первой в Киеве рисовальной школы Николай Мурашко 1, историк искусства, профессор Адриан Прахов, художник Михаил Нестеров. По мере того, как мастерство и популярность молодого живописца росли, расширялся и круг почитателей его таланта. Среди киевлян, представляющих сферу бизнеса, портреты кисти А. Мурашко имели в своих коллекциях «вечный студент» и собиратель Оскар Гансен (1881 — после 1919), который, впрочем, отказался в своё время заплатить 300 рублей за легендарную «Карусель», посчитав эту сумму слишком большой 2, а в 1909‑м картина была продана за 1200 немецких марок на международной выставке в Мюнхене; лесопромышленник, глава Киевской биржи и меценат Семён Могилевцев (1846–1917), купец 1‑й гильдии и один из богатейших жителей города Фридрих Михельсон (1840–1908) 3.

Портрет архитектора Г. П. Шлейфера. 1910. Х., м. 118,5 × 94,5 см. НХМУ
Портрет архитектора Г. П. Шлейфера. 1910. Х., м. 118,5 × 94,5 см. НХМУ

Картины А. Мурашко были в особняке Александра Терещенко (1856–1911), предпринимателя и представителя знаменитой семьи меценатов. Ему принадлежали «Портрет девушки в старинном костюме», «Женский портрет» (из коллекции Н. Мурашко), другие работы 4. Кроме того, по заказу Александра Николовича художник выполнил копии портретов его родителей — Пелагеи Георгиевны и Николы Артемьевича (с оригиналов Н. Кузнецова), а в 1908 г. — уже по заказу Н. Мурашко — копию портрета его старшего брата, Ивана Николовича (об этом упоминает в своём дневнике Н. Мурашко 5). Известно также, что в 1905 г. живописец сопровождал А. Терещенко в заграничном путешествии, а по его окончании отдал покровителю созданные там работы 6.

Интерьер квартиры А. И. Собкевича. ЦГАМЛИ Украины (Ф. 1256. Оп. 12. Д. 8. Л. 4)
Интерьер квартиры А. И. Собкевича.
ЦГАМЛИ Украины (Ф. 1256. Оп. 12. Д. 8. Л. 4)

Особое место в истории украинского коллекционирования занимают деятели медицины. Одним из них был Григорий Квятковский (1858–1932) — врач и учёный, автор трудов по анатомии. В 1920 г. его художественное собрание насчитывало почти 700 произведений, среди которых были и работы А. Мурашко: рисунок «Дама в шляпе», этюд «Головка украинской девушки», «Портрет Веры Антониновны Дитятиной» 7. Мурашко создал несколько портретов В. Дитятиной, близкой подруги и коллеги его жены Маргариты. Написанный в 1910 г. хранится ныне в Национальном художественном музее Украины (НХМУ); датированный 1913 г., на котором портретируемая изображена с голубым шарфом 8, находился в собрании Г. Квятковского (на сегодняшний день местонахождение портрета установить не удалось).

Портрет художницы Е. Е. Иваницкой. 1914. Х., м. 120 × 113 см. НХМУ
Портрет художницы Е. Е. Иваницкой. 1914. Х., м. 120 × 113 см. НХМУ

К плеяде киевских коллекционеров, первых собирателей произведений А. Мурашко, относился и Георгий Шлейфер (1855–1913) — архитектор, инженер, общественный деятель. В ноябре 1903 г. он представил часть своего собрания на выставке картин и этюдов русских художников. В числе прочих там демонстрировался «Портрет девочки» работы А. Мурашко 9, приобретённый, очевидно, в начале того же года. Позже, в 1910‑м, Г. Шлейфер заказал художнику собственный портрет, украсивший столовую его особняка по ул. Институтской, 13 (в настоящее время картина хранится в НХМУ). Рукой А. Мурашко была также выполнена копия этого портрета, которую в 1920‑х гг. дочь архитектора вывезла в Россию, а затем во Францию. Однако в 1995 г. картина вернулась в Украину благодаря внучке Г. Шлейфера, гражданке Франции Ирине Трад, подарившей портрет Музею истории города Киева 10.

Интерьер квартиры А. И. Собкевича. ЦГАМЛИ Украины (Ф. 1256. Оп. 12. Д. 8. Л. 7)
Интерьер квартиры А. И. Собкевича.
ЦГАМЛИ Украины (Ф. 1256. Оп. 12. Д. 8. Л. 7)

Архитектор и педагог Павел Алёшин (1881–1961) также имел в своей коллекции произведения знаменитого живописца. Небольшой акварельный набросок «Крестьянки на опушке» был приобретён им непосредственно у А. Мурашко ещё в 1917 г. (о чём свидетельствует надпись, сделанная Алёшиным на обороте листа); из его же собрания происходит картина «Женщина в чёрном», ныне хранящаяся в НХМУ. Её Алёшин купил уже у вдовы художника, поскольку на момент убийства А. Мурашко полотно находилось в его мастерской.

Портрет Маргариты Мурашко. 1914–1916. Серый картон, пастель. 93 × 63 см. НХМУ
Портрет Маргариты Мурашко. 1914–1916.
Серый картон, пастель. 93 × 63 см. НХМУ

В годы Первой мировой войны в городах Российской империи проводилось множество мероприятий — лотерей, выставок, ярмарок, «кружечных сборов» — средства от которых направлялись на помощь фронту и пострадавшим от военных действий. Одной из таких благотворительных акций стала выставка произведений из собраний киевских коллекционеров, организованная в 1915 г. в актовом зале Университета Св. Владимира. Среди её участников — историк искусства, профессор университета Григорий Павлуцкий (1861–1924), экспонировавший портрет своей жены 11. Заметим, что, согласно дневниковой записи искусствоведа Фёдора Эрнста, в коллекции профессора находилось два портрета госпожи Павлуцкой, оба кисти А. Мурашко 12.

Портрет художницы Л. Н. Ковалевской-Рик. 1914. К., пастель. 95 × 77 см. НХМУ
Портрет художницы Л. Н. Ковалевской-Рик. 1914.
К., пастель. 95 × 77 см. НХМУ

Ещё одним представителем киевской интеллигенции, чью домашнюю коллекцию украсили работы А. Мурашко, был выдающийся дирижёр и композитор, глава Киевского отделения Русского музыкального общества Александр Виноградский (1855–1912). В 1918 г. А. Мурашко написал портрет его жены Лидии Михайловны, а шестью годами раньше — портрет дочери Ксении, который, кстати, также экспонировался на благотворительной выставке 1915 г.

Портрет Татьяны Язевой. 1901–1902. Х., м. 155 × 90 см. Хмельницкий областной художественный музей
Портрет Татьяны Язевой. 1901–1902. Х., м. 155 × 90 см.
Хмельницкий областной художественный музей

Врач-инфекционист, доктор медицины, профессор Киевского медицинского института, директор Института туберкулёза Антон Собкевич (1883–1945), очевидно, начал активно собирать произведения украинских художников в 1920‑е гг. В 1947 г. его вдова, Нина Собкевич-Насальская, передала Государственному музею украинского искусства (ныне НХМУ) 227 единиц этой масштабной и хорошо составленной коллекции, включавшей более двух десятков картин Мурашко. Собкевич покупал их у вдовы живописца, которая жила неподалёку, на ул. Багговутовской. Среди знаковых произведений в собрании доктора были две части триптиха «В сумерках», портреты Екатерины Иваницкой, Фриды Меерсон, Людмилы Ковалевской-Рик, Михаила Дехтярёва, картина «Солнечные пятна» и др.

Портрет певца П. З. Андреева. 1908–1909. Х., м. 107 × 88 см. Коллекция И. Понамарчука
Портрет певца П. З. Андреева. 1908–1909. Х., м. 107 × 88 см.
Коллекция И. Понамарчука

Самую большую коллекцию произведений А. Мурашко собрал украинский писатель, автор исторических романов Семён Скляренко (1901–1962). «У него более двадцати работ Мурашко», — отмечал в письме от 1 февраля 1955 г. Николай Прахов 13. Скляренко, в частности, принадлежали «Портрет Веры Дитятиной», «Портрет Натальи Тараниной», «Портрет Елены Константиновны Мурашко», «Дама в белом парике» и др. Из этой же коллекции происходит один из ранних портретов художника — «Девочка в белом», на котором изображена племянница Александра Мурашко Татьяна Язева. Предыстория приобретения, а точнее продажи этой картины отчасти отражена в письме Николая Прахова к Елене Язевой (дочери Н. Мурашко) от 14 октября 1955 г.: «Не знаю, что Вам посоветовать относительно портрета Татьяны Владимировны. Писателя Скляренко знаю мало — был у него очень давно раза два, общих интересов у нас нет. Как он платит за покупаемые работы А. А. Мурашко, не знаю. Знаю только, что портрет Елены Константиновны [Мурашко. — Д. Д.] привёл в порядок и продал в Украинский Музей» 14. Сейчас картина находится в Хмельницком областном художественном музее, которому наследники С. Скляренко подарили её в 1988 г. Большинство других работ было передано ими в НХМУ.

Интерьер квартиры А. И. Собкевича. ЦГАМЛИ Украины (Ф. 1256. Оп. 12. Д. 8. Л. 3)
Интерьер квартиры А. И. Собкевича. ЦГАМЛИ Украины
(Ф. 1256. Оп. 12. Д. 8. Л. 3)

Предположительно и теперь в собраниях киевлян остаётся около двух десятков произведений художника, однако из‑за закрытости частных коллекций получить сведения о них достаточно сложно. И всё же мы надеемся, что владельцы картин, эскизов и рисунков Александра Мурашко станут охотнее общаться с исследователями, ведь каждая выявленная и включённая в научный обиход работа — это ещё один штрих к короткой, но такой яркой творческой биографии художника.

Примечания

1 См.: Каталог принадлежащей Н. И. Мурашко коллекции этюдов, картин, ак­варелей и рисунков. — Киев, 1902. — С. 5.
2 См.: Михайлів Ю. Майстер фарби й кольориту // Життя й революція. — 1929. — № 10. — С. 146.
3 Информация основана на списке работ А. Мурашко, составленном вдовой художника в 1919 г. — Национальный художественный музей Украины (НХМУ). — Документально-архивный фонд А. Мурашко. — № 12. — Ед. хр. 105. — Л. 1 (об.), 2 (об.), 5, 10.
4 Согласно Описи картин и книг, которые находятся в частной собственности по г. Киеву и взяты на учёт Все­украинским комитетом по охране памятников искусства и старины. 1919–1920 гг. — Центральный государственный архив высших органов власти и управления Украины (ЦГАВО Украины). — Ф. 166. — Оп. 1. — Д. 699. — Л. 35–39.
5 НХМУ. — Документально-архивный фонд Н. Мурашко. — № 17. — Ед. хр. 3. — Л. 184.
6 См.: Кузьмин Є. Олександр Мурашко (спогади) // Червоний шлях. — 1928. — № 11. — С. 247.
7 Согласно Описи картин и книг, которые находятся в частной собственности по г. Киеву и взяты на учёт Все­украинским комитетом по охране памятников искусства и старины. 1919–1920 гг. — ЦГАВО Украины. — Ф. 166. — Оп. 1. — Д. 698. — Л. 137 (об.).
8 Об этом сообщается в списке, составленном вдовой художника в 1919 г. — НХМУ. — Документально-архивный фонд А. Мурашко. — № 12. — Ед. хр. 105. — Л. 6.
9 Каталог выставки офортов Германа Штрука, картин и этюдов русских художников. Киевский музей древностей и искусств. — Киев, 1903. — С. 6.
10 См.: Ковалинський В. Дарунок з минулого // Хро­ніка. — 2000. — К.: Фонд сприяння розвитку мистецтв, 1997. — Вип.17–18. — С. 181–188.
11 Каталог выставки картин в актовом зале Императорского Университета св. Владимира. — Киев, 1915. — С. 9–10.
12 См.: Нестуля О., Верезомська С. Федір Людвігович Ернст і його щоденник «Художній відділ» 1925–1933. — Полтава, 2008. — С. 97.
13. Центральный государственный архив-музей литературы и искусства Украины (ЦГАМЛИ Украины). — Ф. 227. — Оп. 1. — Д. 10. — Л. 1 (об.).
14 Цит. по: Сторчай О. До історії епістолярію Миколи Прахова (Листи Миколи Прахова до Олени Язєвої) // Студії мистецтвознавчі. — 2015. — № 2. — С. 101.

Портрет певицы Л. А. Андреевой. 1908–1909. Х., м. 114 × 114 см. Коллекция И. Понамарчука
Портрет певицы Л. А. Андреевой. 1908–1909. Х., м. 114 × 114 см. Коллекция И. Понамарчука