Тарелка с изображением Золотых ворот в Киеве. Киево-Межигорская мануфактура, 1848, гравёр Д. Степанов, печать. Фото П. Шевчука

Фарфоровые открытки

Материал из журнала “Антиквар”: Город без архитектора. #96


В коллекционировании предметов и произведений искусства, связанных с киевской тематикой, в особую группу выделяются изделия из фарфора. Традиция украшения эффектными пейзажами Киева тонкой керамики ведёт своё начало, пожалуй, с 1848 года, когда по предписанию Кабинета Его Величества на Киево-Межигорской фаянсовой мануфактуре был изготовлен сервиз, «опечатанный» видами Киева 1. Из этих предметов до наших дней сохранились декоративные тарелки с панорамами Межигорья и киевских гор со стороны Днепра, с изображением Золотых ворот, Киево-Печерской лавры, памятника Крещению Руси (Магдебургскому праву). Увидеть их можно как в музейных, так и в частных собраниях.

Разумеется, подобные сервизные вещи не использовались по прямому назначению: они выступали в качестве дорогих сувениров, а основной их функцией была репрезентация определённых архитектурных пейзажей и достопримечательностей. Учитывая огромную популярность такой посуды, самый предприимчивый фарфорозаводчик Российской империи рубежа XIX–ХХ вв. Матвей Кузнецов наладил выпуск чайных пар, молочников, кувшинов, тарелок и других изделий с видами Киево-Печерской лавры. Этот товар пользовался неизменным спросом у паломников, которые во все времена устремлялись к киевским святыням. Исследования показали, что прообразами изображений на кузнецовской посуде служили хромолитографии, а на межигорских тарелках — гравюры и акварели известных в те годы художников 2.

С распространением фотографии декорировать фарфор видами городов стало намного проще: достаточно перевести изображение на специальную бумагу, покрыть его защитным слоем лака, а уже затем перенести непосредственно на посуду и подвергнуть обжигу. Этот способ, получивший название «фотокерамика», применялся, в частности, на Киевском экспериментальном керамико-художественном заводе (КЭКХЗ). Первоначальной специализацией предприятия, основанного в 1924 г., являлось изготовление красок и деколи для всей фарфоро-фаянсовой промышленности Украины. В 1943–1946 гг., когда было восстановлено уничтоженное в годы войны литографское оборудование, возведены новые цеха и организовано экспериментальное производство фарфоровых изделий (до этого собственного фарфора на заводе не делали 3), здесь стали выпускать и фотокерамика. Однако первые изделия, связанные с киевской тематикой, появились ещё до завершения ремонтно-строительных работ.

В 1944 г. началась подготовка к празднованию первой годовщины освобождения Киева от немецких оккупантов. Директора украинских фарфоровых заводов получили приказ треста «Укрфарфорфаянс» 4 разработать и предоставить массовые и уникальные изделия для выставки в столице УССР. Художники КЭКХЗ должны были расписать вазы, произведённые на других предприятиях республики, мастера Городницкого фарфорового завода (ГФЗ) — выполнить специальные чайные сервизы и другие посудные формы, а также скульптуру (в количестве 50 штук), фигурные пепельницы и 10 бюстов (какие именно предметы были изготовлены, пока установить не удалось.)

В 1945 г. «Укрфарфорфаянс» вновь привлёк внимание творческих сил к киевским сюжетам, объявив конкурс на создание чайных сервизов, скульптуры и бытовых изделий на тему «Киев — столица цветущей Советской Украины». Предполагалось, что это подтолкнёт фарфористов к разработке новых оригинальных изделий и обогатит ассортимент заводской продукции, которая в те годы выпускалась по довоенным формам.

В рамках конкурса в 1946 г. художником КЭКХЗ Александром Сорокиным был выполнен сервиз «Киев» 5.
Тема действительно оказалась чрезвычайно актуальной и вдохновляющей. Вскоре после освобождения города был объявлен конкурс на проект восстановления Крещатика и прилегающих улиц. К решению этой задачи подключилось всё население Киева, были также привлечены солдаты и военнопленные. И когда к 1955 г. центр города был в основном отстроен, лучшие фотографы осуществили фотосъёмку наиболее важных его достопримечательностей. Заметим, что деятельность фотографов находилась тогда под строжайшим контролем: для проведения съёмки нужно было иметь соответствующую лицензию и аккредитацию в прессе или издательстве, а кроме того придерживаться утверждённого круга сюжетов (около 20), способных достойно представить столицу Украины. Понятно, что все предназначенные для публикации снимки проходили цензуру.

К завершению реконструкции и был приурочен выпуск на КЭКХЗ серии тарелок с киевскими видами, оформленными методом фотокерамики. Установлено, что изображения взяты с оригинальных фотографий первой половины 1950‑х гг., выполненных Н. Козловским, Б. Игнатовичем, О. Шексной, А. Левченко и другими авторами. Эти снимки, попавшие на открытки производства фабрики массовой фотопечати треста «Укрфото», интересны не только запечатлёнными на них зданиями и монументами, но и такими любопытными деталями, как, например, городской транспорт послевоенной поры.

Нередко киевская тема возникала на отечественном фарфоре в связи с юбилейными датами. В 1954 г., когда широко отмечалось 300‑летие воссоединения Украины с Россией, в оформлении изделий чаще всего использовалось изображение памятника Богдану Хмельницкому скульптора М. Микешина. Киевский завод выпустил вазы разных форм и сувенирные куманцы, украшенные фотокерамикой, воспроизводящей снимок О. Шексны. На вазе выразительный фрагмент монумента «вписан» в овальный резерв, который обрамлён цветочными букетами в стиле петриковской росписи, выполненными Верой Павленко — одной из работавших на заводе художниц-петриковчанок. Известно, что такая же ваза выпускалась и с живописным изображением памятника. На вазе С. Сараповой, украшенной пе­триковской росписью, можно видеть здание Кабмина.

Ваза с изображением памятника Б. Хмельницкому со снимка О. Шексны. КЭКХЗ, 1953, роспись В. Павленко. Фото П. Шевчука
Ваза с изображением памятника Б. Хмельницкому со снимка О. Шексны. КЭКХЗ, 1953, роспись В. Павленко. Фото П. Шевчука

Мотив монумента Б. Хмельницкому превратился в своего рода клише, которое использовали и при оформлении продукции к следующему, 325‑летнему юбилею. На этот раз условно нарисованный золотом всадник стал центром небольшого двустороннего настольного сувенира в виде звезды.

Настольный сувенир к 325‑летию воссоединения Украины с Россией. Бориславский фарфоровый завод (?), 1979. Фото Е. Корусь
Настольный сувенир к 325‑летию воссоединения Украины с Россией. Бориславский фарфоровый завод (?), 1979. Фото Е. Корусь

В 1954 г. в городе появилась ещё одна знаковая конная статуя — памятник Николаю Щорсу, причём её открытие тоже было приурочено к упомянутому юбилею. Фотокерамика со снимка М. Вульфа украсила резерв на юбилейной вазе, выпущенной ГФЗ.

Ваза с изображением памятника Н. Щорсу. Городницкий фарфоровый завод, сер. 1950‑х гг., фотокерамика со снимка М. Вульфа. Фото Е. Корусь
Ваза с изображением памятника Н. Щорсу.
Городницкий фарфоровый завод, сер. 1950‑х гг.,
фотокерамика со снимка М. Вульфа. Фото Е. Корусь

Сувенирные фляги, куманцы, вазы, опечатанные деколью с киевскими достопримечательностями, были в постоянном ассортименте КЭКХЗ и других заводов. Среди них художественным оформлением и формой выделяются флакон Александра Сорокина и фляга Владислава Щербины.

В лаконичном рисунке деколи по эскизу А. Сорокина эффектно сочетаются расположенные на лицевых поверхностях словно аппликативные изображения памятников, фрагментов литого чугунного ограждения бульвара Шевченко и пешеходного моста через Днепр с деликатными золотыми штрихами на боковых гранях. В оформлении фляги В. Щербины, выполненном по рисунку Евгении Погореловой, использован характерный для изобразительного искусства 1960–1980‑х гг. принцип пространственного коллажа, когда памятники и здания, находящиеся в действительности на значительном расстоянии друг от друга, располагаются в одной плоскости. Среди массы столичных сувениров привлекает внимание флакончик «София Киевская» Валентины Трегубовой, изготовленный на Коростенском фарфоровом заводе. Своей луковичной формой и круглой золотой пробочкой он перекликается с доминирующим мотивом росписи — куполами Софийского собора и колокольни.

В фарфоровой скульптуре киевские сюжеты встречаются довольно редко. Обращаясь к ним, художники в основном вдохновлялись древними историческими или былинными персонажами. Сказочный богатырь Кирило Кожемяка изображён Владиславом Щербиной как победитель, сокрушивший булавой змея; князья-основатели города — в композиции «Киевские братья» — как величавые витязи; а киевская дружина предстаёт в виде комичной, слитой воедино группы, выступающей на ладье в поход по Днепру-Славутичу. Десятью годами позже, к празднованию 1500‑летия Киева, образы легендарных основателей Киева — братьев Кия, Щека, Хорива и их сестры Лыбедь воплотил в скульптурной группе главный художник Полонского фарфорового завода (ПФЗ) Пётр Иванченко. Трактованные максимально реалистично, с передачей особенностей древних костюмов, фигуры киевских князей выглядят несколько непропорционально и громоздко, но в то же время монументально, и этим разительно отличаются от стилизованной изящной малой пластики В. Щербины.

Сувенирная плакетка к 1500‑летию Киева. КЭКХЗ, нач. 1950‑х гг., автор Н. Гонсалес. Фото П. Шевчука
Сувенирная плакетка к 1500‑летию Киева. КЭКХЗ,
нач. 1950‑х гг., автор Н. Гонсалес. Фото П. Шевчука

Отметим, что празднование 1500‑летия Киева происходило с большим размахом, сопоставимым, пожалуй, только с Олимпиадой-80. К 1982 г. был осуществлён целый ряд мероприятий: проведены археологические исследования, изданы академические труды по истории древнерусского государства и его столицы, реконструированы Андреевский спуск, Золотые ворота, фонтан «Самсон», возведён памятник основателям Киева, открыты Музей истории Киева, кинотеатр «Киевская Русь», снят фильм «Ярослав Мудрый», поставлен балет «Ольга» и т. д. Событие нашло отображение в разных видах искусства и, конечно же, в производстве памятной сувенирной продукции. В дни торжеств состоялось несколько художественных выставок, в том числе «Наш рідний Київ», где кроме прочего экспонировались произведения художников КЭКХЗ: набор чайников, декоративные вазы и блюдо П. Тарасенко, штофы В. Щербины, памятные вазы Л. Митяевой, а также В. Лапина и В. Музычука. На ПФЗ серию монументальных ваз выполнил Пётр Иванченко — автор целого ряда подобных подарочных изделий, часть которых хранится ныне в Музее фарфора города Полонного (Хмельницкая обл.). Его «киевские» вазы украшены характерной для продукции завода цветочной подглазурной росписью солями металлов. На лицевой стороне в овальных резервах размещены изображения герба города, панорамы киевских гор и Днепра с памятником Владимиру Крестителю, монумента «Родина-мать», Софийской площади с видом на колокольню и памятник Б. Хмельницкому, памятника Н. Щорсу.

Фляга «Киев». КЭКХЗ, 1976, форма В. Щербины, эскиз для деколи Е. Погореловой. Фото П. Шевчука
Фляга «Киев». КЭКХЗ, 1976,
форма В. Щербины,
эскиз для деколи Е. Погореловой. Фото П. Шевчука

Фарфоровые изделия с изображениями уютных уголков Киева и его достопримечательностей являются не только элементами оформления интерьеров или ценными экспонатами музейных и частных собраний. Эти предметы позволяют составить представление об ассортименте украинских фарфоровых заводов, художественных стилях и техниках декорирования. Как и памятные открытки, они являются ценными эстетическими и документальными свидетельствами эпохи, ведь с течением времени облик многих мест города существенно
изменился.

Сувенирный флакон (фляга) «Киев». КЭКХЗ, 1971, форма и эскиз для деколи А. Сорокина. Фото П. Шевчука
Сувенирный флакон (фляга) «Киев». КЭКХЗ, 1971,
форма и эскиз для деколи А. Сорокина. Фото П. Шевчука

Примечания

1 Центральный государственный исторический архив Украины, г. Киев (ЦГИАК). — Ф. 581. — Оп. 1. —
Д. 2056. — С 2.
2 См. об этом подробнее в статьях автора: «На зеркале тарелки: Старый Киев и его окрестности на изделиях Киево-Межигорской фаянсовой мануфактуры» («Антик­вар», 2010, № 5), «На память из Киева» («Антиквар», 2015, № 1–2).
3 В докладе директора завода О. Сахаровой сообщается, что первые фарфоровые изделия были выпущены на КЭКХЗ в конце 1945 г. — Центральный государственный архив высших органов власти и управления Украины
(ЦГАВО). — Ф. Р-4988. — Оп. 1. — Д. 23. — С. 60.
4 Приказ № 188 от 13.09.1944. — ЦГАВО. — Ф. Р-4988. — Оп. 1. — Д. 5. — С. 249.
5 Всего известно четыре варианта сервиза «Киев», выпущенного на КЭКХЗ. Один из них авторства Л. Митяевой представлен в коллекции Национального музея украинского народного декоративного искусства (НМУНДИ).