Материал из журнала “Антиквар”: Город без архитектора. #96
В коллекционировании предметов и произведений искусства, связанных с киевской тематикой, в особую группу выделяются изделия из фарфора. Традиция украшения эффектными пейзажами Киева тонкой керамики ведёт своё начало, пожалуй, с 1848 года, когда по предписанию Кабинета Его Величества на Киево-Межигорской фаянсовой мануфактуре был изготовлен сервиз, «опечатанный» видами Киева 1. Из этих предметов до наших дней сохранились декоративные тарелки с панорамами Межигорья и киевских гор со стороны Днепра, с изображением Золотых ворот, Киево-Печерской лавры, памятника Крещению Руси (Магдебургскому праву). Увидеть их можно как в музейных, так и в частных собраниях.
Разумеется, подобные сервизные вещи не использовались по прямому назначению: они выступали в качестве дорогих сувениров, а основной их функцией была репрезентация определённых архитектурных пейзажей и достопримечательностей. Учитывая огромную популярность такой посуды, самый предприимчивый фарфорозаводчик Российской империи рубежа XIX–ХХ вв. Матвей Кузнецов наладил выпуск чайных пар, молочников, кувшинов, тарелок и других изделий с видами Киево-Печерской лавры. Этот товар пользовался неизменным спросом у паломников, которые во все времена устремлялись к киевским святыням. Исследования показали, что прообразами изображений на кузнецовской посуде служили хромолитографии, а на межигорских тарелках — гравюры и акварели известных в те годы художников 2.
С распространением фотографии декорировать фарфор видами городов стало намного проще: достаточно перевести изображение на специальную бумагу, покрыть его защитным слоем лака, а уже затем перенести непосредственно на посуду и подвергнуть обжигу. Этот способ, получивший название «фотокерамика», применялся, в частности, на Киевском экспериментальном керамико-художественном заводе (КЭКХЗ). Первоначальной специализацией предприятия, основанного в 1924 г., являлось изготовление красок и деколи для всей фарфоро-фаянсовой промышленности Украины. В 1943–1946 гг., когда было восстановлено уничтоженное в годы войны литографское оборудование, возведены новые цеха и организовано экспериментальное производство фарфоровых изделий (до этого собственного фарфора на заводе не делали 3), здесь стали выпускать и фотокерамика. Однако первые изделия, связанные с киевской тематикой, появились ещё до завершения ремонтно-строительных работ.
В 1944 г. началась подготовка к празднованию первой годовщины освобождения Киева от немецких оккупантов. Директора украинских фарфоровых заводов получили приказ треста «Укрфарфорфаянс» 4 разработать и предоставить массовые и уникальные изделия для выставки в столице УССР. Художники КЭКХЗ должны были расписать вазы, произведённые на других предприятиях республики, мастера Городницкого фарфорового завода (ГФЗ) — выполнить специальные чайные сервизы и другие посудные формы, а также скульптуру (в количестве 50 штук), фигурные пепельницы и 10 бюстов (какие именно предметы были изготовлены, пока установить не удалось.)
В 1945 г. «Укрфарфорфаянс» вновь привлёк внимание творческих сил к киевским сюжетам, объявив конкурс на создание чайных сервизов, скульптуры и бытовых изделий на тему «Киев — столица цветущей Советской Украины». Предполагалось, что это подтолкнёт фарфористов к разработке новых оригинальных изделий и обогатит ассортимент заводской продукции, которая в те годы выпускалась по довоенным формам.
В рамках конкурса в 1946 г. художником КЭКХЗ Александром Сорокиным был выполнен сервиз «Киев» 5.
Тема действительно оказалась чрезвычайно актуальной и вдохновляющей. Вскоре после освобождения города был объявлен конкурс на проект восстановления Крещатика и прилегающих улиц. К решению этой задачи подключилось всё население Киева, были также привлечены солдаты и военнопленные. И когда к 1955 г. центр города был в основном отстроен, лучшие фотографы осуществили фотосъёмку наиболее важных его достопримечательностей. Заметим, что деятельность фотографов находилась тогда под строжайшим контролем: для проведения съёмки нужно было иметь соответствующую лицензию и аккредитацию в прессе или издательстве, а кроме того придерживаться утверждённого круга сюжетов (около 20), способных достойно представить столицу Украины. Понятно, что все предназначенные для публикации снимки проходили цензуру.
К завершению реконструкции и был приурочен выпуск на КЭКХЗ серии тарелок с киевскими видами, оформленными методом фотокерамики. Установлено, что изображения взяты с оригинальных фотографий первой половины 1950‑х гг., выполненных Н. Козловским, Б. Игнатовичем, О. Шексной, А. Левченко и другими авторами. Эти снимки, попавшие на открытки производства фабрики массовой фотопечати треста «Укрфото», интересны не только запечатлёнными на них зданиями и монументами, но и такими любопытными деталями, как, например, городской транспорт послевоенной поры.
Нередко киевская тема возникала на отечественном фарфоре в связи с юбилейными датами. В 1954 г., когда широко отмечалось 300‑летие воссоединения Украины с Россией, в оформлении изделий чаще всего использовалось изображение памятника Богдану Хмельницкому скульптора М. Микешина. Киевский завод выпустил вазы разных форм и сувенирные куманцы, украшенные фотокерамикой, воспроизводящей снимок О. Шексны. На вазе выразительный фрагмент монумента «вписан» в овальный резерв, который обрамлён цветочными букетами в стиле петриковской росписи, выполненными Верой Павленко — одной из работавших на заводе художниц-петриковчанок. Известно, что такая же ваза выпускалась и с живописным изображением памятника. На вазе С. Сараповой, украшенной петриковской росписью, можно видеть здание Кабмина.
Мотив монумента Б. Хмельницкому превратился в своего рода клише, которое использовали и при оформлении продукции к следующему, 325‑летнему юбилею. На этот раз условно нарисованный золотом всадник стал центром небольшого двустороннего настольного сувенира в виде звезды.
В 1954 г. в городе появилась ещё одна знаковая конная статуя — памятник Николаю Щорсу, причём её открытие тоже было приурочено к упомянутому юбилею. Фотокерамика со снимка М. Вульфа украсила резерв на юбилейной вазе, выпущенной ГФЗ.
Сувенирные фляги, куманцы, вазы, опечатанные деколью с киевскими достопримечательностями, были в постоянном ассортименте КЭКХЗ и других заводов. Среди них художественным оформлением и формой выделяются флакон Александра Сорокина и фляга Владислава Щербины.
В лаконичном рисунке деколи по эскизу А. Сорокина эффектно сочетаются расположенные на лицевых поверхностях словно аппликативные изображения памятников, фрагментов литого чугунного ограждения бульвара Шевченко и пешеходного моста через Днепр с деликатными золотыми штрихами на боковых гранях. В оформлении фляги В. Щербины, выполненном по рисунку Евгении Погореловой, использован характерный для изобразительного искусства 1960–1980‑х гг. принцип пространственного коллажа, когда памятники и здания, находящиеся в действительности на значительном расстоянии друг от друга, располагаются в одной плоскости. Среди массы столичных сувениров привлекает внимание флакончик «София Киевская» Валентины Трегубовой, изготовленный на Коростенском фарфоровом заводе. Своей луковичной формой и круглой золотой пробочкой он перекликается с доминирующим мотивом росписи — куполами Софийского собора и колокольни.
В фарфоровой скульптуре киевские сюжеты встречаются довольно редко. Обращаясь к ним, художники в основном вдохновлялись древними историческими или былинными персонажами. Сказочный богатырь Кирило Кожемяка изображён Владиславом Щербиной как победитель, сокрушивший булавой змея; князья-основатели города — в композиции «Киевские братья» — как величавые витязи; а киевская дружина предстаёт в виде комичной, слитой воедино группы, выступающей на ладье в поход по Днепру-Славутичу. Десятью годами позже, к празднованию 1500‑летия Киева, образы легендарных основателей Киева — братьев Кия, Щека, Хорива и их сестры Лыбедь воплотил в скульптурной группе главный художник Полонского фарфорового завода (ПФЗ) Пётр Иванченко. Трактованные максимально реалистично, с передачей особенностей древних костюмов, фигуры киевских князей выглядят несколько непропорционально и громоздко, но в то же время монументально, и этим разительно отличаются от стилизованной изящной малой пластики В. Щербины.
Отметим, что празднование 1500‑летия Киева происходило с большим размахом, сопоставимым, пожалуй, только с Олимпиадой-80. К 1982 г. был осуществлён целый ряд мероприятий: проведены археологические исследования, изданы академические труды по истории древнерусского государства и его столицы, реконструированы Андреевский спуск, Золотые ворота, фонтан «Самсон», возведён памятник основателям Киева, открыты Музей истории Киева, кинотеатр «Киевская Русь», снят фильм «Ярослав Мудрый», поставлен балет «Ольга» и т. д. Событие нашло отображение в разных видах искусства и, конечно же, в производстве памятной сувенирной продукции. В дни торжеств состоялось несколько художественных выставок, в том числе «Наш рідний Київ», где кроме прочего экспонировались произведения художников КЭКХЗ: набор чайников, декоративные вазы и блюдо П. Тарасенко, штофы В. Щербины, памятные вазы Л. Митяевой, а также В. Лапина и В. Музычука. На ПФЗ серию монументальных ваз выполнил Пётр Иванченко — автор целого ряда подобных подарочных изделий, часть которых хранится ныне в Музее фарфора города Полонного (Хмельницкая обл.). Его «киевские» вазы украшены характерной для продукции завода цветочной подглазурной росписью солями металлов. На лицевой стороне в овальных резервах размещены изображения герба города, панорамы киевских гор и Днепра с памятником Владимиру Крестителю, монумента «Родина-мать», Софийской площади с видом на колокольню и памятник Б. Хмельницкому, памятника Н. Щорсу.
Фарфоровые изделия с изображениями уютных уголков Киева и его достопримечательностей являются не только элементами оформления интерьеров или ценными экспонатами музейных и частных собраний. Эти предметы позволяют составить представление об ассортименте украинских фарфоровых заводов, художественных стилях и техниках декорирования. Как и памятные открытки, они являются ценными эстетическими и документальными свидетельствами эпохи, ведь с течением времени облик многих мест города существенно
изменился.
Примечания
1 Центральный государственный исторический архив Украины, г. Киев (ЦГИАК). — Ф. 581. — Оп. 1. —
Д. 2056. — С 2.
2 См. об этом подробнее в статьях автора: «На зеркале тарелки: Старый Киев и его окрестности на изделиях Киево-Межигорской фаянсовой мануфактуры» («Антиквар», 2010, № 5), «На память из Киева» («Антиквар», 2015, № 1–2).
3 В докладе директора завода О. Сахаровой сообщается, что первые фарфоровые изделия были выпущены на КЭКХЗ в конце 1945 г. — Центральный государственный архив высших органов власти и управления Украины
(ЦГАВО). — Ф. Р-4988. — Оп. 1. — Д. 23. — С. 60.
4 Приказ № 188 от 13.09.1944. — ЦГАВО. — Ф. Р-4988. — Оп. 1. — Д. 5. — С. 249.
5 Всего известно четыре варианта сервиза «Киев», выпущенного на КЭКХЗ. Один из них авторства Л. Митяевой представлен в коллекции Национального музея украинского народного декоративного искусства (НМУНДИ).