Макс Витык: биография в цитатах

Матеріал із журналу «Антиквар» №71

Таких как он называют самородками: геолог по образованию, художник по призванию Макс Витык написал свою первую картину в 1999 г., когда ему было 35 лет. Сегодня его работы продаются на ведущих западных аукционах, демонстрируются на выставках и арт-ярмарках, представлены в нескольких музеях Украины и многих частных собраниях.

Родился Макс Витык в 1964 г. во Львове, в семье оперного певца Олега Витыка и врача Людмилы Доленко. В конце 80‑х переехал в Америку, где продолжил изучение геологии и сделал блестящую карьеру в нефтяной корпорации «Shell». В 1999‑м написал свою первую картину. Стиль Витыка критики называют абстрактным неоэкспрессионизмом, в котором сквозь узнаваемые дебри украинской визуальной мифологии проглядывают Бэкон и Поллок, его «англо‑американские учителя». Никакого специального художественного образования Витык не получил, однако его работы, замешанные на необычном восприятии мира, жизненном опыте, сочных цветах и почвах двух культур — американской и украинской — профессиональны априори. За 13 лет он стал не только одним из главных открытий отечественной арт‑сцены, но и активным участником художественного процесса, вошёл в летопись современного искусства страны наравне с мэтрами чистого цвета — Сильваши, Криволапом, Животковым.

Парад планет (из серии «Галлюцинации в Засупоевке»). 2011. Холст, эмаль, акрил, спрей-краска, масляный карандаш. «ART KYIV Contemporary», 2011

Искусство для меня — это инстинкт, судьба, профессия. Нужно ли этому учиться? Возможно… Конечно, важно знать, как смешивать краски или строить композицию, но, в то же время, это накладывает некие ограничения. Чаще как раз человеку без формального образования бывает легче выйти за пределы таких рамок, где, собственно, и происходят самые интересные и неожиданные открытия.

Фрэнсис Бэкон, Поль Гоген, Макс Эрнст — самоучки. Василий Кандинский окончил юридический факультет Московского университета. Ив Кляйн собирался заниматься торговым мореходством, осваивал китайский и японский языки, имел чёрный пояс по дзюдо. Я изучал геологию…

Меня бы наверное удивило, если б в моей живописи никто не усмотрел никаких влияний. Возьмите любого художникаи вы у каждого найдёте их следы. Ничего странного я в этом не вижу. И ничего страшного тоже. Опасность начинается там, где появляется желание кого-то копировать. Я начал писать под влиянием американских экспрессионистов — был настолько впечатлён их работами, что, возможно, это стало последней каплей, последним толчком к моему решению заняться живописью.

В жизни происходит много событий, о причинах которых мы можем только догадываться. Часто такие причины находятся за гранью постижимого, но однажды, при определённых обстоятельствах, они вдруг открываются. Уже потом можно давать себе массу объяснений, например: я воспитывался в артистической семье, мой отец собирал произведения искусства и т. д. Всё это действительно где-то отложилось. Быть может, повлияло и то, что коллекционированием живописи я занялся задолго до того, как взял в руки кисть. а вот почему сам стал художником, честно говоря, не знаю. Я много чего не знаю. И, признаюсь, не ищу объяснений — для меня это не важно.

Серебряная пуля. 2009. Холст, эмаль, акрил, спрей-краска. 150×200см. Phillips, октябрь 2012 — $17000

В 2009 г. Макс Витык вошёл в Топ‑20 украинских коллекционеров современной живописи по версии журнала «Art Ukraine». В его собрании — работы Анатолия Криволапа, Тиберия Сильваши, Бориса Егиазаряна, Олега Тистола, Александра Ройтбурда, Марка Гейко, Александра Животкова, Николая Кривенко. Многие из этих мастеров в своё время стали его друзьями и наставниками.

Что движет мною как коллекционером? Точно не инвестиционный интерес. Основной критерий — восприятие работы. Иногда я не просто вижу её, но чувствую. Картина «стучится» ко мне и так я понимаю, что хочу её приобрести.

Живопись Макса Витыка впервые была показана публике в 2004 г. в городке Вудлендс (штат Техас) на групповой выставке местных пейзажистов. Вскоре после этого один американский коллекционер выкупил почти все работы начинающего художника.

Зимняя роза. 2012. Картон, холст, эмаль, акрил, спрей-краска, масляный карандаш, маркер. 200×150см. Phillips, март 2013 — $15000

Моя первая выставка оказалась крайне неудачной, это был практически провал. Начнём с того, что все участники подали маленькие картины, а я — огромную. По результатам выставки работы оценивались, и моя даже не заняла никакого места в рейтинге. Думаю, что основная причина — полное несовпадение по тематике: вместо пейзажа я предложил абстракцию. То есть сделал сразу две ошибки — выставил крупноформатную вещь, да ещё и «не в тему». Эта работа и сейчас висит у меня дома как напоминание о том забавном случае.

Первая персональная выставка Витыка — «Геология живописи» состоялась два года спустя в киевской галерее «Да Винчи».

Показывать публике свои работы стоит лишь тогда, когда ты уже достиг определённого уровня. Получилось так, что «моё время» пришло, когда я был в Украине — вернулся сюда и жил постоянно шесть с половиной лет. На сольную выставку меня «подбил» Борис Егиазарян. Дружим мы с ним довольно давно, он ввёл меня в круг киевских художников, познакомил с галеристами. Ну, а потом всё это сработало…

Я родился и вырос в Украине, здесь мои корни. И хотя мне не хотелось бы привязывать свои работы к определённой национальной культуре, приятно, что моё искусство ассоциируют с Украиной. Потому что где бы я ни жил — всегда останусь сыном этой страны.

Я избегаю анализа и толкования собственных работ, не стремлюсь разобраться в смыслах и влияниях. Когда пишу, это происходит на уровне подсознания. Более того, если пытаюсь контролировать процесс, дела идут не лучшим образом. а вот когда я себя полностью отпускаю — всё получается. Так, по крайней мере, мне кажется.

Дикая ваза. 2007. Холст, эмаль, акрил, масляный карандаш. 150×100см. Bonhams, октябрь 2012 — $12000

Я работаю спонтанно, очень редко делаю предварительные зарисовки. Когда начинаю писать, не знаю, что будет дальше. Есть белый холст, и только после того, как сделан первый мазок, появляется идея, затем вторая и так далее — цепная реакция.

Макс Витык изучал геологию в Львовском университете, в 1989‑м получил учёную степень кандидата наук. В том же году переехал в Канаду, позже — в США, где сначала работал в Политехническом институте штата Вирджиния, а затем— в нефтяных корпорациях «ExxonMobil» и «Shell». Он убеждён, что у искусства и геологии много общего.

Геология — это наука о Земле. И это искусство о Земле. Самые чистые, девственные цвета — связанные с природой, из минералов делают краски… Мы говорим о колоссальной энергии, которую несут геологические процессы. Но она заключена и в произведениях искусства, способных потрясти, перевернуть сознание.

Когда я был студентом, у нас был курс петрографии — науки о горных породах и минералах. Мы изучали образцы под микроскопом, и я видел удивительные вещи, прекрасные абстракции. До сих пор хочу воспроизвести нечто подобное.

Вскоре после того, как Витык с семьёй переехал в Украину, Тиберий Сильваши пригласил его в небольшое село под Киевом, которое уже около 30 лет считается главной территорией украинской живописной школы. Здесь, в Засупоевке, Макс приобрёл загородный дом, где и обустроил мастерскую. В 2011 г. появился цикл его картин «Галлюцинации в Засупоевке».

Живя там, невозможно не рисовать. Я не удивляюсь, что у Толи Криволапа получаются такие фантастические пейзажи — по сути, они там просто перед глазами. Есть в этом месте что-то магическое, непонятное, и всё это каким-то образом передаётся тебе, а потом переходит на холст. Природа всегда вдохновляет: если ты сливаешься с ней, получаешь мощнейший заряд, работающий как проводник. Этот заряд в тебя не помещается, ищет выход — у каждого человека по-разному: кто-то песни поёт, кто-то стихи пишет, а кто-то картины. Место, действительно, уникальное. Такой Луны, как в Засупоевке, я не видел нигде.

Записала Александра Кравченко