Композиции «Хождение по водам» и «Пророк Иона в пасти кита» на левом верхнем и правом нижнем медальонах нижней крышки оклада

Уникальное Евангелие ХVII века в драгоценном окладе из коллекции Игоря Понамарчука

Одним из ценнейших памятников отечественного книгопечатания и ювелирного искусства является напрестольное Евангелие 1690 г. в серебряном окладе из собрания киевского Городского музея «Духовные сокровища Украины» — первого в нашей стране частного музея, основанного врачом-кардиологом, коллекционером и меценатом Игорем Понамарчуком.

Книга (кодекс), напечатанная в две краски типографией Львовского Успенского Ставропигийского братства, украшена гравюрами с изображениями евангелистов, орнаментальными заставками, концовками и инициалами; на обороте титульного листа помещено «Распятие», ещё 55 иллюстраций — в тексте. Над оформлением книги трудились такие выдающиеся гравёры, как Евстафий Завадовский (EZ), NZ (Никодим Зубрицкий), Илия. Известно также имя печатника — Семён Ставицкий.

Верхняя крышка оклада Евангелия 1690 г. из коллекции Музея «Духовные сокровища Украины»

Верхняя крышка оклада Евангелия 1690 г. из коллекции Музея «Духовные сокровища Украины»

На первых страницах Евангелия от Матфея имеется рукописная дарственная надпись следующего содержания: «Во имя Отца и Сына и святаго Духа И ныне И присно И во веки веком Аминь: Сию Книгу Рекомую Евангелию Купила Раба Божия Настасия Демчиха И с чадами своими Иваном и Петром и из цоркою своею Еовдотїю и з унукою Еленою За приставшихся за своего друга Демїяна И за сина Своего Павла И за своїх так теж Дети До Храму Покровы Пресвятой Богородицы Вечными часы за золотых 60 А хтоби Еи мав отняти од того храму албо восхитити той человек будет проклят Анафема на веки вечные Аминь. Року Божого 1721 Месяця Декамврия дня 23».

Обе доски оклада (верхняя и нижняя) представляют собой цельные серебряные пластины, закреп­лённые на деревянной основе и дополненные накладными позолоченными чеканными деталями.

Гравюра «Распятие» работы львовского мастера Евстафия Завадовского (EZ) на обороте титульного листа книги

Гравюра «Распятие» работы львовского мастера
Евстафия Завадовского (EZ) на обороте титульного листа книги

На верхней доске имеются традиционные для оправ Евангелий средник и угольники. Средник выполнен в виде чеканного овального медальона, в центре которого изображён стоящий среди облаков Иисус Христос. В Его левой руке — прижатый к груди крест, в правой — раскрытое Священное писание с гравированной надписью «ОБРАЗ ГДА ВАШІЯ». Христос стоит, опираясь ногами на державу — символ верховной власти, и одновременно попирая крылатого змия — олицетворение дьявола. У основания креста — череп Адама как напоминание о первородном грехе, который искупил своей крестной смертью Спаситель. Над головой Христа парит Святой Дух в виде голубя. Выше изображён восседающий на троне Бог Отец, на коленях которого раскрытая Книга Бытия. Его фигуру, вписанную в сложную, обрамляющую центральную часть средника композицию, окружают символы евангелистов: орёл (Иоанн), ангел (Матфей), телец (Лука) и лев (Марк). Справа и слева от Бога Отца, заполняя пространство, идущее по овалу книзу, изображены библейские пророки, которые предрекали приход Мессии. Вероятно, это ветхозаветные патриархи Енох, Ной, Авраам, Иаков, Моисей; четыре великих пророка — Исаия, Иеремия, Иезекииль и Даниил; двенадцать малых пророков — Осия, Иоиль, Амос, Авдий, Иона, Михей, Наум, Аввакум, Софония, Аггей, Захария и Малахия.

На круглых угольниках, обрамлённых крылатыми головками ангелов, размещены следующие сюжеты: слева вверху — «Благовещение Пресвятой Богородицы», справа вверху — «Богоматерь Знамение» («Воплощение»), один из наиболее почитаемых в русском православии образов; слева внизу сцена «Иисус Христос-отрок учит в храме», описанная в Евангелии от Луки, справа внизу — «Крещение Иисуса Христа» («Богоявление»). На каждом медальоне-угольнике присутствует раскрытая книга с соответствующим сюжету текстом.

Композиции «Благовещение Пресвятой Богородицы» и «Богоматерь Знамение» («Воплощение») на левом и правом верхних медальонах верхней крышки оклада

Свободное пространство доски заполнено по периметру литым бордюром из зубчатки-крестоцвета — типично готическим мотивом.
Средник нижней доски по форме идентичен верхнему, в его центре также изображён Христос (в лучах славы). Правой рукой Он держит закрытое Священное Писание, а ногами попирает змия. Вокруг головы Христа 12 звёзд и надпись «ЦЕРЪКОВЪ»; сбоку слова «СІЯ ПРИДЕТ ОТ ГДА БЛАГОДАТЬ». Над головой изображён Агнец как символ искупительной жертвы Христа и сделана надпись: «АПОКАЛИПСИС ГЛАВА ДІ». Таким образом, изображение отсылает к последней книге Нового Завета — Откровению Иоанна Богослова (Апокалипсису), где говорится об Агнце, стоящем на горе Сион в окружении сонма избранных Богом девственных душ, по двенадцати тысяч от каждого из двенадцати духовных колен народа Божия, что символизирует полноту церкви, а сама Церковь рассматривается как мистическая невеста Агнца.

Справа и слева в поле овала средника видим теснящиеся фигуры святых и праведников с пальмовыми ветками в руках. Внизу композицию завершают изображения Архангелов Михаила и Гавриила, отворяющих врата Горнего Иерусалима (т. е. Царства Божия), в центре которых написано: «ОТВЕРСІЯ БУДУТ ВРАТА КОЯ ІЕРУСАЛИМЕ ДЕНЬ И НОЩЬ НЕ ЗАТВОРЕННА БУДУТЪ» (Апок. 21:25).

Композиции «Благовещение Пресвятой Богородицы» и «Богоматерь Знамение» («Воплощение») на левом и правом верхних медальонах верхней крышки оклада

Композиции «Благовещение Пресвятой Богородицы» и «Богоматерь Знамение» («Воплощение»)
на левом и правом верхних медальонах верхней крышки оклада

На круглых медальонах по углам (угольниках), обрамлённых, как и на верхней доске, крылатыми головками ангелов, изображены сцены из Нового и Старого Заветов. Слева вверху — «Хождение по водам» с пояснительной надписью на свитке: «ВОСПРИИМА О ВОДЕ МНОГИХЕ», которая означает, что многие уверовали во Христа, увидев Его ходящим по морю. Это чудо упоминается в трёх Евангелиях. В Евангелии от Матфея, в частности, говорится: «В четвёртую же стражу ночи пошёл к ним Иисус, идя по морю. И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали. Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь. Пётр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде. Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Пётр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. Иисус тотчас простёр руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился? И, когда вошли они в лодку, ветер утих. Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий» (Мф. 14:25–33).

Справа вверху изображена сцена «Преображение Господне» со стоящими справа и слева от Христа пророками Моисеем и Илиёй и апостолами Иаковом, Петром и Иоанном, которые пали ниц, поражённые сиянием Его славы. На свитке написаны слова Пет­ра: «ГОСПОДИ ДОБРО НА (М) ЗДЕ БЫТИ» (Мф. 17:4). Внизу слева размещена композиция «Илия пророк в пустыне» с сопроводительной надписью. Ревнитель веры предков в Единого Бога, Илия жил в пустыне, проводя время в молитвах, посте и благочестии, и вознёсся живым на небо на глазах своего ученика: «вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понёсся Илия в вихре на небо» (4Цар. 2:11). Согласно церковному преданию, Илия вновь вернётся на землю перед Вторым пришествием Христа. Как и на многих иконах, пророк изображён сидящим на камнях, правой рукой он подпирает голову, а левой держит свиток. На камне перед ним ворон — птица, приносившая пророку пищу.

Композиции «Хождение по водам» и «Пророк Иона в пасти кита» на левом верхнем и правом нижнем медальонах нижней крышки оклада

Справа внизу размещён сюжет «Пророк Иона в пасти кита» с сопроводительной надписью: «ИОНА В КИТЕ». Трёхдневному пребыванию ветхозаветного пророка во чреве кита уподоблял свою смерть и последующее воскресение Иисус Христос: «Как Иона был во череве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф. 12:40).

В углах нижней доски имеются маленькие неорнаментированные «жуки» (ножки), а по краю, как и на верхней доске, — прерывающийся накладной бордюр из зубчатки-крестоцвета.

Застёжки оклада не сохранились. Корешок можно охарактеризовать как барочный. В его основе — цельная орнаментированная пластина, разделённая на шесть прямоугольных сегментов. В центре чеканной композиции большой пышный цветок, окружённый растительными побегами.
Временной интервал между изданием книги и появлением на ней дарственной надписи составляет 31 год. Вероятно, в этот промежуток (1690–1721) и был выполнен оклад. К сожалению, как и на большинстве подобных изделий того периода, на нём нет клейм, которые позволили бы точно определить место изготовления и имя мастера. Автор монографии об украинском золотом и серебряном деле XVI–XVII вв. Марк Петренко объясняет отсутствие клейм тем, что, в отличие от большинства европейских стран, на наших землях не существовало чёткой системы контроля за изготовлением предметов из драгоценных металлов 1.

Композиции «Хождение по водам» и «Пророк Иона в пасти кита» на левом верхнем и правом нижнем медальонах нижней крышки оклада

Композиции «Хождение по водам» и «Пророк Иона в пасти кита» на левом верхнем
и правом нижнем медальонах нижней крышки оклада

Оклад создан в период становления украинского ювелирного дела 2, когда традиции народного искусства совмещались с чертами общеевропейских стилей. Иногда в одном предмете можно обнаружить элементы разных стилей, что, по мнению известного искусствоведа Софии Боньковской, свидетельствует о сложном пути поиска новых художественных форм 3. Примером такого поиска служит и наш оклад. Литой готический бордюр из зубчатки-крестоцвета, присутствующий на обеих его досках, соседствует с барочным узором на корешке, а в чеканных деталях чувствуется влияние народного искусства.

Мастер, изготовивший этот оклад, ставил перед собой сложнейшую задачу: уместить на достаточно маленьких чеканных деталях всю христианскую историю. Её начальные этапы он представил на верхней доске, где изобразил ветхозаветных пророков, предрекавших пришествие Иисуса Христа. Исполнение их пророчеств и начало земной жизни Мессии — в сюжетах «Благовещение», «Знамение», «Иисус Христос-отрок учит во храме» и «Крещение». Самого же Христа показал как вершителя судеб, с раскрытой Книгой, символизирующей спасительное учение, с которым Он пришёл в мир. На нижней доске размещены композиции, рассказывающие о завершающем этапе земной жизни Спасителя: «Хождение Иисуса Христа по водам», «Преображение Господне», «Илия пророк в пустыне», «Пророк Иона в пасти кита». Книга в руках Царя Славы уже закрыта, ибо грядёт Его второе пришествие и праведный суд.

Оклад, несомненно, является оригинальным произведением ювелирного искусства. Достаточно высокое мастерство исполнения сочетается в нём с глубоким знанием богословия, стремлением сделать доступными для восприятия сложные религиозно-философские понятия. Одновременно образы трогательны и выразительны.

Нижняя крышка оклада

Нижняя крышка оклада

Уникальность оклада заключается, прежде всего, в выборе сюжетов, которые практически не встречаются на подобных изделиях этого времени. Сложившаяся впоследствии традиция также значительно отличается от той, которую мы видим на представленном памятнике.
Как мы уже говорили, отсутствие клейм не позволяет установить точное место изготовления оклада. Скорее всего, он был сделан во Львове, который являлся центром украинского ювелирного искусства на этапе его становления. В этом городе, находившемся на пересечении торговых путей, работало много известных мастеров — как местных, так и прибывших из других стран Европы. Причём встречались среди них и придворные ювелиры 4.Можно предположить, что оклад был выполнен по заказу Настасии Демчихи, которая и подарила оправленное в серебро напрестольное Евангелие Храму Покрова Пресвятой Богородицы. Однако где именно находился этот храм, мы, к сожалению, не знаем.

Примечания
1 См.: Петренко М. З. Українське золотарство XVI–VIII ст. — К., 1970. —
С. 45.
2 См.: Там же. — С. 50.
3 См.: Боньковська С. М. Церковний художній метал // Історія декоративного мистецтва України. Т.2. — К., 2007. —
С. 162.
4 Jan Samek. Polskie złotnictwo. — Zakład Narodowy imienia Ossolińskich Wydawnictwo, 1988. — S. 123.