Материал из журнала "Антиквар" #101: "Книги и судьбы"
Михаил Булгаков, современник и земляк выдающегося украинского зодчего Павла Федотовича Алёшина (1881–1961), не считал нормальной жизнь без книг. Переехав в 1921 году в Москву почти без денег, он писал матери, что собирается «в 3 года восстановить норму — квартиру, одежду, пищу и книги». Для архитектора Алёшина книги были не менее важны, чем для знаменитого писателя. И, возможно, не случайно многие литераторы сравнивают города, улицы, дома с книгами. Архитектура ведь тоже текст.
Павел Алёшин — человек чрезвычайно талантливый и потрясающе работоспособный, был не только архитектором, строителем, успешным администратором и руководителем, но ещё и коллекционером-библиофилом. Он интересовался творчеством своих коллег, переписывался с их потомками, собрал ценную коллекцию проектной графики. Благодаря его интересу к прошлому архитектуры в киевских архивах и библиотеках сохранились уникальные книги и материалы.

Фото конца 1990‑х гг.
Предоставлено Н. Н. Кондель-Перминовой
Разумеется, многие архитекторы того времени имели специализированные книжные собрания (например, Алексей Бекетов или Василий Листовничий), но известно о них крайне мало. И только документы Павла Алёшина дают возможность оценить его усилия по формированию и сохранению библиотеки, почувствовать глубоко личностное отношение к ней.
Каким же образом Павел Федотович стал библиофилом? Ещё с детства он тянулся к знаниям, но первая собственная книга появилась у него только в 12 лет. Появилась случайно, хотя, как мы знаем, ничего случайного в жизни нет. Альбом чертежей с названием на переплёте «Проекты различных зданий» ученику двухклассного училища подарили мастера-плотники, работавшие на его отца, — они нашли книгу на чердаке одного из домов на Липках ¹. Не она ли стала толчком к выбору профессии или, напротив, была принесена рабочими потому, что сын строительного подрядчика уже тогда интересовался архитектурой? В любом случае, эта книга была очень важна для П. Алёшина, о чём свидетельствует краткая история её появления, записанная архитектором спустя много лет карандашом на форзаце. Постоянная учёба и тяга к самообразованию способствовали появлению библиотеки, которая из чисто практического профессионального инструмента превратилась с годами в ценную коллекцию. Алёшин покупал не только отдельные издания, в том числе заказанные за границей, но и целые собрания.

Из семейного архива Вадима Алёшина
Большую библиотеку продала Павлу Федотовичу в 1912 году вдова академика архитектуры Владимира Николаева. Сохранилась её расписка о получении весьма приличной по тем временам суммы — 5 500 рублей — за книги согласно каталогу, чертежи и три библиотечных шкафа 2. Николаев, в свою очередь, купил эти материалы у наследников архитектора Александра Беретти, о чём также свидетельствует расписка 3. К сожалению, из библиотеки В. Николаева мы можем достоверно атрибутировать лишь несколько изданий, но примечателен сам факт преемственности поколений в сохранении и умножении специализированных книжных собраний.

(обложка и надпись на форзаце). ЦГАМЛИ Украины
Отметим ещё один интересный факт: в 1917 году архитектор Ипполит Владимирович Николаев передал в учебную библиотеку Киевского художественного училища, ректором которого был его отец, 68 ценных книг по архитектуре и строительству 4. Судьба их, однако, неизвестна.
Имена обоих Николаевых мы упомянули не случайно: с этой семьёй Федот и Павел Алёшины общались на протяжении многих лет. Немаловажную роль в судьбе молодого киевского зодчего сыграли и архитекторы Беретти. Их постройки восхищали и вдохновляли Павла Федотовича, и именно он стал одним из первых исследователей творчества этих мастеров. В 1916 году, к 100-летию уже призабытого Александра Викентьевича Беретти, Алёшин подготовил большую статью о семье зодчих для петроградского журнала «Архитектурно-художественный еженедельник» 5. Не могла не заинтересовать его и ценная библиотека, собранная в своё время прославленным архитектором.

В том же 1916-м Алёшин направляет несколько писем Александру Александровичу Беретти, старшему сыну Александра Викентьевича, жившему в Феодосии. В одном из них, от 15 марта 1916 года, он просит подробно описать архитектурный отдел книжного собрания А. В. Беретти, пожертвованного Городской публичной библиотеке в Киеве. Кроме того, Павел Федотович рассказывает о себе и своём отношении к творчеству архитекторов Беретти, раскрывает истоки своего профессионального интереса. А возник этот интерес во время проектирования Педагогического музея и Ольгинской гимназии, которые должны были встать рядом с постройками Беретти-младшего: «Не жалея своих скромных средств, приобрёл едва ли не все работы их, каковые в количестве свыше 50 листов хранятся у меня. Задавшись целью написать в связи с архитектурой Киева биографии и деятельность Александра Викентьевича и Викентия (Савелия) Ивановича Беретти (Беретия) я всепокорнейше обращаюсь к Вам предоставить мне возможность и право воспользоваться всем тем материалом, кот. располагаете Вы… В библиотеке г. Киева стоят Ваши ящики, где очевидно есть многое меня интересующее; возможно, что многое есть еще у Вас, особенно работы, т. е. чертежи и рисунки А. В. и В. И. Беретти.
Всё это крайне ценно для меня, как исследователя и поклонника деятельности Ваших предков… Не дожидаясь же конца исследований… я теперь же хочу написать о Вашем пожертвовании… Чертежи и всякия рисунки А. В. и В. И., какие Вы имеете, я с особенной благодарностью принял бы для хранения у себя, опубликовав их незамедлительно в виде целаго полнаго собрания работ Беретти» 6.

Фото 1912 (?) г. Из семейного архива Вадима Алёшина. Публикуется впервые
Для получения более подробной информации о книгах, которую не смог предоставить сам даритель, Алёшин обратился к директору библиотеки Г. Тимошенко и тот расписал состав собрания. В него вошло около 4 000 томов по экономическим вопросам и более 300 книг по архитектуре, в том числе редких итальянских, французских, английских, немецких и русских увражей. По условиям дарения, книги должны были стоять в отдельных шкафах с надписью «Библиотека имени Беретти» 7. О самой же библиотеке (ныне, по‑видимому, утраченной) П. Алёшин, как и собирался, написал небольшой очерк, отметив наиболее интересные издания. «Мы знаем судьбу библиотек видных архитекторов последнего времени, — и сделанная А. А. Беретти жертва ещё более становится необычной, редкой», — подчёркивал он 8.
В 1913 году Алёшин получил письмо от жены известного зодчего Льва Кекушева 9, с которым был знаком ещё со времён своей московской архитектурной практики начала 1900‑х. Оказалось, что его старший коллега смертельно болен, и семья, нуждавшаяся в деньгах, решилась на продажу архитектурной библиотеки Льва Николаевича.

на углу Галерной улицы и Конногвардейского бульвара, № 18/15. Фото 1912 (?) г. Из семейного архива Вадима Алёшина
Обращение А. Кекушевой к П. Алёшину вряд ли было случайным — о его увлечении книгами знали многие. Подтверждением этому служит письмо 1917 года от присяжного поверенного Алексея Симзена, в будущем известного краеведа, просившего продать ему редкую книгу И. Фундуклея «Обозрение Киева и Киевской губернии по отношению к древностям» 1847 года: «Если Вы не особенно дорожите этой книгой сами, то не найдёте ли возможность уступить её мне, конечно, за плату?» 10
Сохранилось ещё одно подобное обращение — уже 1933 года. Известный историк искусства, академик Алексей Петрович Новицкий пишет, что хочет ознакомиться с единственной в Киеве английской книгой по истории феодальных замков и крепостей из библиотеки Алёшина, о которой узнал от архитектора И. Моргилевского 11.

Фото 1930‑х гг. ЦГКФФА Украины им. Г. С. Пшеничного
Несмотря на то, что большинство зданий Павел Федотович построил в Киеве, до революции он много лет жил в Санкт-Петербурге, где учился, проектировал, преподавал и снова учился. Когда читаешь, что в марте 1917 года он организовал «домовую стражу» для охраны дома № 18/15 на углу Галерной и Конногвардейского бульвара 12, возникает мысль, что прежде всего он заботился о своей библиотеке. Покидая большевистский Петроград, архитектор распродал большую часть мебели и вещей, но не книги и не собрание чертежей.
По возвращении в Киев осенью 1918 года Алёшин с семьёй поселился в доме по ул. Софиевской, 23, где с 1914 года жил его отец. В сентябре 1919‑го Павел Федотович обратился во Всеукраинский комитет охраны памятников искусства и старины (ВУКОПИС) с просьбой взять на учёт принадлежащую ему ценную мебель красного дерева с инкрустацией во избежание конфискации. В том же году исполком Совета рабочих депутатов выдал архитектору удостоверение, что его отдельная шестикомнатная квартира площадью около 100 м2 реквизиции не подлежит. Однако существовала угроза лишиться двух комнат библиотеки (38 м2), где в 30 шкафах и стеллажах стояли книги и архитектурные альбомы. «Утверждаю, что библиотека моя, собранная трудами всей моей жизни, является в моей научной, художественной и общественной работе повседневным орудием производства и не может быть размещена в других чрезвычайно малых комнатах квартиры», — настаивал Алёшин 13.

Фото 1930‑х гг. ЦГАМЛИ Украины
В начале 1920‑х, перечисляя свои многочисленные обязанности губернского архитектора, в том числе и работу над памятником Ленину, он жаловался, что постоянная борьба за отстаивание жилища выбивает его из колеи и крайне затрудняет исполнение служебных обязанностей 14.
Зодчего на время оставили в покое, но домоуправление требовало от него дополнительную квартплату за избыток площади, а после смерти дочери Алёшина в 1928 году попыталось отобрать одну из комнат. И Павел Федотович вновь шлёт заявления в тогдашнюю столицу Украины — Харьков, напоминая, что его библиотека регулярно обслуживает архитектурный факультет Киевского художественного института и что вся его «научная, педагогическая и производственная деятельность связана с необходимостью пользоваться литературой…» 15

о поступлении новой книги. 1927. ЦГАМЛИ Украины. Публикуется впервые
Даже в нелёгкие времена книжное собрание Алёшина постоянно росло: в 1924 году оно составляло более 5 000 томов, а через пять лет — уже 6 000. Павел Федотович продолжал приобретать литературу не только на родине, но и за рубежом, например, в берлинском книжном магазине «Ernst Wasmuth» (по крайней мере до середины 1930‑х). Кроме книг он регулярно заказывал в Германии архитектурный журнал «Baukunst» 16.
Для перевода денег за границу необходимо было иметь разрешение Госбанка, для чего ректор Художественного института И. Врона письменно подтверждал потребность профессора Алёшина в зарубежной технической литературе 17. В 1930 году проектное бюро НКВД также сообщало о пользе немецких архитектурных книг и журналов — они оказались нужны при проведении ударных работ на харьковском «Тракторострое», в Большом Запорожье и городах Донбасса. Бесценным источником профессиональной литературы стало для Павла Федотовича и издательство Академии архитектуры СССР 18.

К сожалению, мы не имеем полного каталога алёшинской библиотеки — скорее всего, зодчий его не вёл. Однако сохранились списки книг, отданных в переплёт (более 200 наименований), которые также позволяют составить представление об этом удивительном собрании.
По воспоминаниям Оксаны Алёшиной, внучки Павла Федотовича, цвет обложек её дедушка выбирал сам, а нередко и лично переплетал книги — в собственной архитектурной мастерской в подвале дома на ул. Б. Житомирской, 17. Подшивки журналов обычно были «одеты» в пёстрый сатин с «наклейкой бураковой» либо коричневую бязь с зелёной наклейкой; для оформления корешков и уголков более ценных изданий использовалась кожа — красная, оранжевая, зелёная, коричневая, фиолетовая, малиновая 19.
Значительную часть библиотеки составляли издания по зодчеству, в том числе художественные и фотоальбомы, роскошные увражи, каталоги рисунков и чертежей архитекторов Императорской Академии художеств. Непосредственно для работы использовались различные технические сборники, справочники, таблицы, а также книги коллег, например инженера В. Чаплина по водяному отоплению. Были в коллекции и сборники творческих работ учеников Строгановского училища, училища барона Штиглица, школы «Императорского Общества Поощрения Художеств», которую сам П. Алёшин посещал в 1904–1906 годах.

Вадим Алёшин, внук Павла Федотовича, вспоминает: «В великолепной библиотеке Алёшина (кстати, утверждали, что это лучшая библиотека по вопросам архитектуры и искусства в Украине) можно было найти книгу по любому разделу архитектурно-строительной теории и практики. Помню, как я был увлечён, рассматривая в детстве картинки в толстенной (и явно старинной) книге с непонятными, но такими красивыми изображениями ванн, умывальников и прочими сантехническими атрибутами» 20.
Немало изданий было связано с историей, планировкой и развитием городов мира. Назовём лишь некоторые из них: «Городские улицы и мостовые» Г. Дубелира (1912), «Большой город и города-сады» Г. Ковалевского (1916), «Городское хозяйство Лондона» (1925; под ред. Ф. Лаврова), «Большие города Западной Европы. Берлин. Париж. Лондон» (1926; под ред. И. Любимова), «Как произошли города» Г. Лозовика (1927), «Новый закон о планах расширения, перестройки и украшения городов во Франции», «Основы общего городского благоустройства» З. Френкеля (1926). Имелись также книги, посвящённые перспективам развития Киева, например, записка профессора КПИ Григория Дубелира (с которым Алёшин разработал несколько градостроительных проектов) по планировке окрестностей Киева, книга Ю. Ковалевского «К вопросу о благоустройстве Киева». Весомую часть собрания составляли подшивки профессиональных журналов (дореволюционных и советского периода): «Зодчий», «Строитель», «Городское дело», «Коммунальное дело», «Наше строительство», «Строительная промышленность» и др.

Фото конца 1950‑х гг. Из семейного архива Оксаны Алёшиной.
Публикуется впервые
В целом библиотека свидетельствовала о широте интересов П. Алёшина. В неё входили многочисленные художественные альбомы, посвящённые музейным коллекциям (например, Уффици во Флоренции) и творчеству отдельных мастеров (Б. Кустодиева, И. Грабаря), «Указатель Церковно-археологического музея при Киевской Духовной Академии», составленный Н. Петровым, «История живописи» А. Бенуа, книги по скульптуре и графике, сочинения Вазари, Виолле-ле-Дюка, Айналова, издания по истории театра, о драгоценных камнях, труды по истории, включая знаменитое историко-философское произведение О. Шпенглера «Закат Европы» (1913), подшивки журнала «Библиофил» за 1911–1915 годы. Среди художественной литературы — произведения Тургенева, Чехова, Горького, Вересаева, Толстого, Гоголя, Достоевского, Гарина-Михайловского. Как и большинство образованных людей начала ХХ века, пользовался П. Алёшин и Энциклопедическим словарём Брокгауза и Ефрона.
На отдельных изданиях имеются автографы коллег и знакомых Павла Федотовича. Так, архитектор А. И. Клейн подарил ему брошюру со своим конкурсным проектом больницы имени Петра Великого в Санкт-Петербурге (1906), А. Липа — монографию «Софиевка. Уманский государственный заповедник (1796–1946)» 21, И. Щиткивский — статьи по застройке Киева первой половины XIX века, которые очень помогли Алёшину в 1938 году при подготовке материала о творчестве Беретти для журнала «Архитектура Советской Украины» 22. Есть автограф и на актуальной по сей день книге А. И. Маринченко «Металл в архитектуре Киева», изданной в 1948 году под общей редакцией самого П. Алёшина.

где размещалась Академия строительства и архитектуры. Фото 1956 г. ЦГКФФА Украины им. Г. С. Пшеничного
После смерти архитектора часть изданий была передана вместе с его архивом в Центральный государственный архив-музей литературы и искусства Украины. В каталоге они и теперь вынесены в отдельный раздел «Библиотека Алёшина». Собрание состоит из 205 книг на русском и украинском языках и 71 иноязычного издания. В их числе немало раритетов, как, например, монография Д. Н. Яблонского «Порталы в украинской архитектуре» 1955 года, почти весь тираж которой был уничтожен. Специальных обозначений о принадлежности Алёшину книги не имеют, однако на обложках некоторых экземпляров есть суперэкслибрис — «П. А.».
В советские времена интерес П. Ф. Алёшина к книгам нашёл ещё одно воплощение. Занимая с 1918 года различные административные должности, Павел Федотович на каждом новом месте стремился собрать библиотеку профессиональной литературы 23. После того как в 1944‑м была создана Академия архитектуры и строительства Украины, Алёшин, будучи её вице-президентом, возглавил и Библиотечный совет. Сама же библиотека, как и Академия, размещалась в 1950‑х годах в Митрополичьем доме на территории «Софии Киевской».
В 1930 году семья архитектора переехала в построенный по его же проекту дом кооператива «Советский врач» (ул. Б. Житомирская, 17). Здесь, в квартире № 22, Павел Федотович прожил до самой смерти в 1961 году.

В кабинете с полукруглым эркером и семью окнами стояли шкафы и рабочий стол, приобретённые у зодчего В. Николаева. Перед вселением в новую квартиру были также заказаны библиотечные шкафы и полки по собственным эскизам Алёшина. Договор с мастером А. Л. Рожнецким зафиксировал точное описание этих полок: «…Частью с дверцами из берёзы, бойцованные под красное дерево с обкладкой оконного и дверного просвета наличником с укреплением на пробках винтами, обработкой двери под красное дерево и всё тонированное политурой. Все полки д. б. поставлены и укреплены на месте с обкладкой по потолку карнизом» 24.
Квартира и мебель были проданы потомками архитектора в начале 2000‑х. Попытки создать там музей Павла Алёшина провалились, несмотря на утверждённую оригинальную концепцию, разработанную кандидатом архитектуры Натальей Кондель-Перминовой 25. Часть мебели, картин и книг приобрёл известный украинский антиквар Фёдор Зернецкий, основатель антикварного салона «Эпоха». Среди купленных им книг — «Труды ІV Съезда русских зодчих в Санкт-Петербурге» (1911), где опубликован доклад П. Алёшина об архитектуре школьных зданий, «Искусство Византии» Шарля Диля (на французском языке; 1925), многотомники «Живописная Россия» (1881–1901) и «Английские дома» (на английском), «Парижская выставка». Важно, что этими книгами специалисты пользуются до сих пор. Связь времён не прервалась…
Автор: Алёна Мокроусова, кандидат исторических наук
Примечания
1 См.: Кадомская М., Мокроусова А. Замок вздохов. — К.: Кий, 2013. — С. 112.
2 Центральний государственный архив-музей литературы и искусства Украины (ЦГАМЛИ). Ф. 8, оп. 1, д. 882, л. 1.
3 ЦГАМЛИ. Ф. 8, оп. 1, д. 557, л. 1.
4 Государственный архив г. Киева (ГАК). Ф. 93, оп. 4, д. 15, л.1–2.
5 Алёшин П. К столетию со дня рождения архитектора Олександра Викентьевича Беретти (1816−1916) // Архитектурно-художественный еженедельник. — 1916. — № 18. — С. 211.
6 ЦГАМЛИ. Ф. 8, оп. 1, д. 534, л. 3 об., 4.
7 Там же. Д. 470, л. 41−42.
8 Алёшин П. О библиотеке А. В.
и В. И. Беретти // Архитектурно-художественный еженедельник. — 1916. — № 18. — С. 211–212.
9 ЦГАМЛИ. Ф. 8, оп. 1, д. 592, л. 1.
10 Там же. Д. 633, л. 1.
11 Там же. Д. 612, л. 1–2.
12 Там же. Д. 884, л. 2.
13 Там же. Д. 824, л. 8.
14 Там же.
15 Там же. Д. 881, л. 19.
16 Там же. Д. 536.
17 Там же. Д. 894, л. 70.
18 Там же. Д. 848.
19 Там же. Д. 894.
20 Архитектор Павел Алёшин. URL: http://alyoshin.ru/Files/kredo.html
21 ЦГАМЛИ. Ф. 8, оп. 1, д. 664.
22 Там же. Д. 663.
23 Там же. Д. 745.
24 Там же. Д. 900, л. 1.
25 Кондель-Пермінова Н. Концепція Музейного центру історії та архітектури імені академіка П. Ф. Альошина // Сучасні проблеми дослідження, реставрації та збереження культурної спадщини: зб. наук. пр. з мистецтвознавства і культурології / Ін-т проблем сучасного мистецтва АМУ. — К.: ВД А+С, 2006. — Вип. 3. — Ч. 2. — С. 65–76.

на ул. Б. Житомирской, 17.
Фото конца 1990‑х гг.
Предоставлено
Н. Н. Кондель-Перминовой