Сцена из спектакля «Вишнёвый сад» по пьесе А. Чехова (реж. И. Молостова). 1980. Киевский театр им. Леси Украинки

Виктор Марущенко о Лидере и театральной фотографии

Материал из журнала "Антиквар" #102

О своём общении с Даниилом Лидером рассказывает Виктор Марущенко, автор самых известных фотопортретов сценографа и первый фотохудожник, выполнивший профессиональную съёмку его театральных макетов.

Даниила Даниловича я считаю своим главным учителем в искусстве, потому что из всех, кого я знал, только он обладал образным мышлением. Благодаря ему я понял, что одного ремесла для творчества мало: если нет концепции, нет образа, то по‑настоящему интересного, художественного решения никогда не получится. И это касается всех видов визуального искусства.

С Лидером меня познакомил в 1977 году Михаил Бузник — очень известный человек, с которым я продолжаю общаться по сей день. Тогда он был драматургом, писавшим абсурдистские пьесы, которые никто не решался ставить. Он постоянно мотался между Москвой и Киевом, встречался с театралами, рассказывал о Высоцком, Боровском, Любимове. И вот как‑то Миша говорит мне: «Один известный сценограф ищет фотографа. Давай я вас познакомлю». И познакомил. Даниил Данилович к тому времени имел опыт сотрудничества с несколькими фотографами, и никто не мог снять ему макет, при том, что все фотографы были отличные. Просто был один секрет: они в качестве белого фона использовали простыню, а нужно было взять специальную ткань. Я принёс киноэкран, и у меня всё получилось. Остальное было делом техники. Никто никому ничего не платил — только впоследствии издательство выдало мне гонорар, поскольку это была целевая съёмка.

Сцена из спектакля «Надеяться» по пьесе Ю. Щербака (реж. И. Молостова). 1979. Киевский государственный академический русский драматический театр имени Леси Украинки (далее — Киевский театр им. Леси Украинки)
Сцена из спектакля «Надеяться» по пьесе Ю. Щербака (реж. И. Молостова). 1979. Киевский государственный академический
русский драматический театр имени Леси Украинки (далее — Киевский театр им. Леси Украинки)

Работали мы полгода, ассистировал совсем юный Володя Карашевский. С этого времени у меня начался большой период театральной съёмки. Первым спектаклем, который я снимал, стал «Яро­слав Мудрый» в том же 1977 году. Лидер говорил, какие фотографии ему хотелось бы видеть, и я снимал — и из зала, и из‑за кулис. Самое поразительное, что, несмотря на большую разницу в возрасте, мы подружились и много времени проводили вместе, он не раз приходил к нам домой…

Мне запомнились многие вещи, о которых хотелось бы рассказать. Во-первых, Даниил Данилович был удивительно терпеливым человеком. Мы знаем, как много он пережил, но нервы у него были железные. Однажды мы организовали съёмку на детской площадке возле его мастерской на улице Малышко. Натянули экран, зацепив его за какие‑то металлические штуки, но порывы ветра то и дело переворачивали макет. Лидер никогда не нервничал, он мог пять раз подряд начать всё заново, совершенно не раздражаясь. Меня поразила эта выдержка.

Сцена из спектакля «Тевье-Тевель» по пьесе Г. Горина, написанной по мотивам произведений Шолом-Алейхема (реж. С. Данченко; в роли Тевье — Б. Ступка). 1989. Киевский театр им. И. Франко
Сцена из спектакля «Тевье-Тевель» по пьесе Г. Горина,
написанной по мотивам произведений Шолом-Алейхема
(реж. С. Данченко; в роли Тевье — Б. Ступка). 1989.
Киевский театр им. И. Франко

Второй момент: когда в нашей семье родился ребёнок (это было 40 лет назад, и Даниил Данилович с Кирой Николаевной стали первыми знакомыми, которым мы его показали), я, как и все молодые родители, был в постоянных хлопотах, ничего не успевал и повсюду опаздывал. С Лидером мы обычно встречались на платформе метро «Дарница» и бывало, что мои опоздания доходили до часа. Я прибегал туда как побитая собака, бесконечно извинялся, а он говорил: «Да не волнуйся, я работал в это время». То есть он меня утешал вместо того, чтобы я его успокаивал! Как раз тогда, в 1977‑м, Лидер делал «Короля Лира». Он показывал мне эскизы, которые рисовал на платформе, — идея спектакля была рождена там.

Сцена из спектакля «Вишнёвый сад» по пьесе А. Чехова (реж. И. Молостова). 1980. Киевский театр им. Леси Украинки
Сцена из спектакля «Вишнёвый сад»
по пьесе А. Чехова (реж. И. Молостова). 1980.
Киевский театр им. Леси Украинки

Ещё запомнилось, как мы пили кофе. Я спрашивал: «Вам взять пирожное?» — «Нет, только булочку берлинскую». Он всегда покупал эту булочку за три копейки… Таких людей сегодня нет… В сравнении с ним все казались какими‑то приземлёнными, а он — как не с этой планеты. Он всё время был в искусстве, в профессии, в работе — и это поразительно.

Даже когда наша общая работа закончилась, я входил в круг близких ему людей. У меня остался довольно большой фотоархив, связанный с этим периодом, и я хочу собрать и пересмотреть его. А вот «макетная часть» осталась в издательстве «Искусство» в Москве, откуда мне её, к большому сожалению, не вернули.

Автор: Виктор Марущенко

Сцена из спектакля «Гибель эскадры» по пьесе А. Корнейчука (реж. С. Данченко). 1981. Киевский театр им. И. Франко
Сцена из спектакля «Гибель эскадры» по пьесе А. Корнейчука (реж. С. Данченко). 1981. Киевский театр им. И. Франко

В материале использованы фотографии В. Марущенко.