Материал из журнала "Антиквар" #102
О своём общении с Даниилом Лидером рассказывает Виктор Марущенко, автор самых известных фотопортретов сценографа и первый фотохудожник, выполнивший профессиональную съёмку его театральных макетов.
Даниила Даниловича я считаю своим главным учителем в искусстве, потому что из всех, кого я знал, только он обладал образным мышлением. Благодаря ему я понял, что одного ремесла для творчества мало: если нет концепции, нет образа, то по‑настоящему интересного, художественного решения никогда не получится. И это касается всех видов визуального искусства.
С Лидером меня познакомил в 1977 году Михаил Бузник — очень известный человек, с которым я продолжаю общаться по сей день. Тогда он был драматургом, писавшим абсурдистские пьесы, которые никто не решался ставить. Он постоянно мотался между Москвой и Киевом, встречался с театралами, рассказывал о Высоцком, Боровском, Любимове. И вот как‑то Миша говорит мне: «Один известный сценограф ищет фотографа. Давай я вас познакомлю». И познакомил. Даниил Данилович к тому времени имел опыт сотрудничества с несколькими фотографами, и никто не мог снять ему макет, при том, что все фотографы были отличные. Просто был один секрет: они в качестве белого фона использовали простыню, а нужно было взять специальную ткань. Я принёс киноэкран, и у меня всё получилось. Остальное было делом техники. Никто никому ничего не платил — только впоследствии издательство выдало мне гонорар, поскольку это была целевая съёмка.

русский драматический театр имени Леси Украинки (далее — Киевский театр им. Леси Украинки)
Работали мы полгода, ассистировал совсем юный Володя Карашевский. С этого времени у меня начался большой период театральной съёмки. Первым спектаклем, который я снимал, стал «Ярослав Мудрый» в том же 1977 году. Лидер говорил, какие фотографии ему хотелось бы видеть, и я снимал — и из зала, и из‑за кулис. Самое поразительное, что, несмотря на большую разницу в возрасте, мы подружились и много времени проводили вместе, он не раз приходил к нам домой…
Мне запомнились многие вещи, о которых хотелось бы рассказать. Во-первых, Даниил Данилович был удивительно терпеливым человеком. Мы знаем, как много он пережил, но нервы у него были железные. Однажды мы организовали съёмку на детской площадке возле его мастерской на улице Малышко. Натянули экран, зацепив его за какие‑то металлические штуки, но порывы ветра то и дело переворачивали макет. Лидер никогда не нервничал, он мог пять раз подряд начать всё заново, совершенно не раздражаясь. Меня поразила эта выдержка.

написанной по мотивам произведений Шолом-Алейхема
(реж. С. Данченко; в роли Тевье — Б. Ступка). 1989.
Киевский театр им. И. Франко
Второй момент: когда в нашей семье родился ребёнок (это было 40 лет назад, и Даниил Данилович с Кирой Николаевной стали первыми знакомыми, которым мы его показали), я, как и все молодые родители, был в постоянных хлопотах, ничего не успевал и повсюду опаздывал. С Лидером мы обычно встречались на платформе метро «Дарница» и бывало, что мои опоздания доходили до часа. Я прибегал туда как побитая собака, бесконечно извинялся, а он говорил: «Да не волнуйся, я работал в это время». То есть он меня утешал вместо того, чтобы я его успокаивал! Как раз тогда, в 1977‑м, Лидер делал «Короля Лира». Он показывал мне эскизы, которые рисовал на платформе, — идея спектакля была рождена там.

по пьесе А. Чехова (реж. И. Молостова). 1980.
Киевский театр им. Леси Украинки
Ещё запомнилось, как мы пили кофе. Я спрашивал: «Вам взять пирожное?» — «Нет, только булочку берлинскую». Он всегда покупал эту булочку за три копейки… Таких людей сегодня нет… В сравнении с ним все казались какими‑то приземлёнными, а он — как не с этой планеты. Он всё время был в искусстве, в профессии, в работе — и это поразительно.
Даже когда наша общая работа закончилась, я входил в круг близких ему людей. У меня остался довольно большой фотоархив, связанный с этим периодом, и я хочу собрать и пересмотреть его. А вот «макетная часть» осталась в издательстве «Искусство» в Москве, откуда мне её, к большому сожалению, не вернули.
Автор: Виктор Марущенко

В материале использованы фотографии В. Марущенко.