Вторая Биеннале молодого искусства в Харькове

В украинском арт-пространстве редко какое событие может избежать потребности “социальной пользы”. Это обязательно должны быть реновация, реставрация, ревитализация и еще много общественно полезных действий на “ре”. Избавиться от этого налета “полезности” пока слишком небывалая для нас роскошь, да и в некоторых случаях именно ей и отводят стержневую роль события, забывая о необходимости “взрастить” не только “страну, нацию, город, общество”, но и “концепцию, выставку, событие”. Однако есть исключения. Биеннале молодого искусства, которая пройдет с 17 сентября до 31 октября в Харькове, можно назвать неким сбалансированным со всех сторон “взращиванием”, поскольку именно метафорическое “взращивание” города и общества и образа украинского искусства было положено в основу концепции выставки.

Это немного как с тенью “Мрии”” — формально еще не стартовав, Биеннале уже живет, аккумулирует и организует поле смыслов вокруг себя: этот сад набирает все более четкие и выразительные очертания” — отметила Дарина Скрынник-Миська.

“Кажется, я захожу в наш сад” — это 45 проектов со всей Украины, 65 официальных партнеров, 2100 квадратных метров гостиницы “Харьков”, Госпром, два корпуса ХНУ им. Каразина вместе с обсерваторией и университетским Ботсадом, Центр современного искусства “ЕрмиловЦентр”, галерея Come in, Харьковский художественный музей, потенциальный “музейный квартал”: Муниципальная галерея, ЛитМузей, студии Aza Nizi Maza, HudpromLoft и D16 art lab. Иначе говоря, выставка напоминает глобальный спектакль-променад, в котором Харьков — 46 и ключевой участник. Это такое урбанистическое “прощупывание почвы”, и даже не столько попытка внести современное искусство в места, где его еще никогда не было, сколько вживление новой модели культуры в пульсирующий нерв сегодняшнего города.

Почему именно метафора сада и в чем именно превращение города? По поводу первого вопроса уже успела возникнуть публичная дискуссия ввиду очевидной схожести метафор Харьковской Биеннале и Манифесты 12. Эта очевидность в общей смысловой основе — сада, что вызвало подозрение “эффекта копипасты”. Но вывод об очевидности заимствования все же несколько поверхностный и не только потому что рефлексировать о событии до факта самого события — не всегда самое удачное решение.

“Сад” Харькова от “сада” Палермо отличается по многим пунктам: начиная первоочередным образом-импульсом (в случае с Манифестой – планетарным садом, картиной “Вид на Палермо” 1875 года, а с харьковской Биеннале — граффити художественного проекта Ревковского-Рачинского на улице Миросницкой с надписью “Сыночек, кажется, я вхожу в наш сад”). И заканчивая тем, что Харьковская выставка ставит перед собой проблемы куда более локального порядка, и была вынуждена обзавестись целью “превращения города” не только ради “красивости” культурного жеста, сколько даже из практических соображений — ведь необходимой локации площадью не менее чем 2500 квадратных метров на момент начала воплощения проекта выставки не было. Этим не в малой степени объясняется такой пестрый набор совершенно разных пространств: от конструктивистского комплекса вокруг площади Свободы до подвала оперного театра. Отсюда же баснословная идея привести в порядок заброшенное здание гостиницы “Харьков”, не имея на то целевого финансирования.

И все это вместе должно стать огромной горячей точкой на карте, “культурным центром”, а не парковкой, цветущим садом из множества голосов на теле не слишком разговорчивого, разобщенного города. Биеннале для Харькова станет настоящим взрывом, импульсом для переосмысления городского пространства и места украинского совриска в нем. Ведь Харьков, по-большому счету, и вписал себя крепко-накрепко на культурную карту Украины именно за счет таких “взрывов”: жанрово полноводного авангардного движения в начале ХХ века, Харьковской школы фотографии, Павла Макова, Гамлета, театра Андрея Жолдака…

Какого масштаба предстоит стать взрыву Второй Биеннале молодого искусства будет известно уже с 17 сентября.

Выставка будет продолжаться до 31 октября, подробнее о программе и локациях — на главном сайте Биеннале.

Текст: Анна Калугер