Время ар деко

Мировым центром ар деко с момента его зарождения становится Париж. Ведущие ювелирные дома, штаб-квартиры которых традиционно находились здесь — «Картье», «Бушерон», «Ван Клиф и Арпельс», активнейшим образом включились в разработку нового дизайна.


 


Брошь-клип. Ок. 1930 г.

Закончилась Первая мировая война. Разрушенная Европа постепенно возвращалась к мирной жизни, и в 1925 г. в Париже успешно прошла очередная Всемирная выставка. Традиция проведения подобных выставок восходит к 1851 г., когда по инициативе и под патронатом принца Альберта в Лондоне состоялась первая из них. Каждая последующая выставка демонстрировала технические и технологические достижения, очерчивала новые направления в развитии искусства, архитектуры, дизайна. Так было и в Париже. Поскольку «Exposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes» («Международная выставка современных декоративных и промышленных искусств») была посвящена преимущественно изделиям декоративно-прикладного искусства и новаторским решениям в области промышленной эстетики, 1925 год можно смело назвать временем рождения нового стиля — art déco, доминировавшего в европейской культуре вплоть до начала Второй мировой войны.

Любое эстетическое направление создаётся не на пустом месте, — всегда существуют какие-то движущие мотивы и первоистоки. И если в предшественнике ар деко — стиле ар нуво — весьма ощутимо влияние японской ксилографии, то в ар деко органично слились несколько абсолютно разнородных художественных традиций: древнеегипетского искусства, интерес к которому резко возрос после сенсационного открытия в 1922 г. гробницы Тутанхамона, явившей миру шедевры древних мастеров; стиля венской сецессии, в котором уже преобладают геометрические мотивы при сохранении изысканных и утончённых орнаментальных форм модерна; искусства Африки и культуры древних племён Латинской Америки; Русского балета Дягилева. Ювелирное искусство стало, пожалуй, самой благодатной почвой для соединения столь несхожих по своей идеологии стилей и художественных влияний.

Мировым центром ар деко с момента его зарождения становится Париж. Ведущие ювелирные дома, штаб-квартиры которых традиционно находились здесь — «Картье», «Бушерон», «Ван Клиф и Арпельс», активнейшим образом включились в разработку нового революционного дизайна. Именно эти дома сыграли определяющую роль в утверждении ар деко, подобно тому, как «Лалик», «Масриера» и «Тиффани» стали символами модерна. Но если модерн воспринимался как стиль изысканно-утончённых дам высшего света, то ар деко всячески подчеркивал женскую независимость. И это вполне закономерно, ведь во время Первой мировой войны положение женщин в обществе изменилось: их активное участие в качестве медицинского персонала, усиление суфражистского движения во многом способствовали женской эмансипации. Строгие геометрические формы, лаконичность линий ар деко как бы подчёркивали маскулинизацию прекрасного пола.

Дамский несессер “Голубой экспресс”. Ван Клиф и Арпельс. 1931

Другой ключевой особенностью стиля стало применение в ювелирном искусстве новых материалов. С одной стороны, в изделиях ар деко широко используется платина — тугоплавкий металл, применение которого в ХIХ в. тормозилось отсутствием технологий обработки, а с другой — в ювелирное дело приходят относительно недорогие минералы. Можно утверждать, что ювелирный стиль ар деко держится на трёх китах — бриллиантах, ониксе и кораллах, а белый, красный и чёрный цвета в обрамлении белого металла стали его символом.

Ещё одним техническим новшеством является применение синтетических камней — так называемых плавленых рубинов и сапфиров. В те годы их цена значительно превышала стоимость натуральных камней, так что вполне естественным было их сочетание с платиной и бриллиантами. По-новому стали гранить и бриллианты. Кроме традиционной круглой огранки, повсеместно применяются такие огранки, как «багет» и «изумрудная», великолепно сочетавшиеся с геометрическими формами изделий. Художники-ювелиры охотно работают и с жемчугом, тем более, что к этому времени в Японии уже научились выращивать его искусственно. В 1933 г. дизайнеры дома «Ван Клиф и Арпельс» придумали «невидимую оправу» — способ крепления камней, при котором на передней части не было видно следов от металлической закрепки.


                     Серьги. Картье.

В этот период появляются и принципиально новые формы ювелирных изделий, в частности броши-клипы, которые при желании легко разделялись на две симметричные части и служили эффектным дополнением дамских вечерних туалетов. В броши фирмы братьев Лаклош даже такая классическая форма, как цветочная корзина, приобретает геометрические очертания. Рубины, использованные в верхней части броши, украшены рельефным рисунком. Подобная обработка камней была популярна в Индии и Китае, где с давних времён из жадеита вырезали амулеты с весьма затейливыми узорами на поверхности. Мастера ар деко взяли на вооружение и эту восточную традицию.


Клипсы. Картье.

Серьги и клипсы тоже максимально геометризуются. В «Картье» был разработан оригинальный дизайн серёг, подсказанный формой ископаемых раковин.

Важная роль отводится браслетам, опять же имеющим геометрический дизайн и украшенным многочисленными бриллиантами классической и фантазийной огранки, каратность которых варьируется от 7 до 30–40 К. Иногда дополнительно вводятся цветные камни: изумруды, рубины, сапфиры и ониксы, ониксы в сочетании с кораллами.

В моду входят наручные часы на бриллиантовых браслетах, в которых утилитарная функция явно отодвигается на второй план. Главное в них — не точность измерения времени, а красота и роскошь.

Поскольку ар деко — стиль эмансипированных женщин, для любительниц курения специально создаются портсигары. При их изготовлении широко применяются эмали и лаки, отдельные детали декорируются драгоценными камнями. Популярны мотивы искусства Дальнего Востока и строгие геометрические формы. В подобном же стиле выдержаны минодьеры — косметички, которые крепились специальной цепочкой к кольцу.

К середине 1930-х гг. изделия становятся более объёмными, появляются скруглённые формы. Из-за дороговизны платины начинает применяться родирование изделий, сочетание платины с белым золотом. В Соединённых Штатах для придания металлу особого блеска ювелиры используют сплав 90% платины и 10% иридия.

В конце 30-х гг. формы ар деко становятся ещё более роскошными, аскетичность линий постепенно сходит на нет. С началом Второй мировой войны эпоха классического ар деко заканчивается.

Второе рождение этот стиль переживает в наши дни. Развитие космических технологий позволяет применять в ювелирном искусстве такие твёрдые и прочные металлы, как титан и ниобий, обладающие свойством менять цвет под определёнными воздействиями.

Иван Белецкий

Полную версию статьи см. в журнале “Антиквар”, №12, 2011 г.