А. Кравцов. Не забывайте нас. 1927

«Спецфонд. Графика»

А. Кравцов. Не забывайте нас. 1927

Выставка, которая открылась 19 августа в Национальном художественном музее Украины, является продолжением проекта-исследования, начатого в 2015 году. Тогда публике представили живописную часть засекреченного в конце 1930‑х годов искусства, теперь — графику.

№ 7-8 (97) Июль-Август 2016

«Спецфонд. Графика»

А. Кравцов. Не забывайте нас. 1927

А. Кравцов. Не забывайте нас. 1927

«Спецфонд» был ГУЛАГом для произведений изоб­разительного искусства. В этот „лагерь“ попадали работы репрессированных художников или произведения тех мастеров, творчество которых не вписывалось в каноны, формировавшиеся в советской культуре», — говорит Даниил Никитин, заведующий отделом графики НХМУ. И хотя такие имена, как Георгий Нарбут или Михаил Жук, современному зрителю хорошо знакомы, преобладают в экспозиции работы гораздо менее известных, а то и забытых мастеров — Алексея Кравцова, Николая Бутовича, Святослава Гординского, Владимира Пурия, Бориса Крюкова, Николая Рокицкого, Василия Сильвестрова, Зиновия Криштула. Собранные вместе, они представляют целый пласт «вытесненного» украинского искусства и заполняют зиявшую там долгие годы пустоту.

«Спецфонд» в нынешнем Национальном художественном музее Украины возник в 1937–1939 годах. По приказу высшего руководства СССР в это закрытое собрание должны были свозиться со всей Украины работы художников-авангардистов и других авторов, в чьём творчестве усматривали признаки «формализма», «буржуазного национализма», «искажения действительности» и прочие явления, которые несли потенциальную угрозу «новому советскому обществу». Именно так в музей попали произведения Виктора Пальмова, Давида Бурлюка, Александры Экстер, Александра Богомазова, Эля Лисицкого, Анатолия Петрицкого, «бойчукистов»… Имена этих и многих других художников должны были быть забыты, созданное ими — уничтожено. Всё, вероятно, так бы и произошло, если бы не самоотверженность музейных сотрудников…

В 1939 году в инвентарной книге спецфонда значилось 1747 позиций — живопись, графика, скульп­тура, обложки книг, фотографии, предметы посуды, папки с музейными делами, плакаты, кресты, иконы, книги, дипломы, переписка, вырезки из газет. Доступ к собранию был открыт для специалистов только в последние десятилетия. В 1987‑м началась работа по переводу хранившихся там произведений в основной фонд, но она ещё далеко не закончена…

В ближайшее время из печати выйдет каталог «Спецфонд. 1937–1939», куда вошли репродукции избранных живописных произведений, документы и научная статья, написанная куратором обеих выставок, главным хранителем фондов Национального художественного музея Украины Юлией Литвинец.

Г. Нарбут. Марка издательства «Сіверянська думка». 1918

Г. Нарбут. Марка издательства «Сіверянська думка». 1918

М. Котляревская. Девочка с сачком. 1927

М. Котляревская. Девочка с сачком. 1927