Фёдор Тетянич (Фрипулья)

Главное на русской неделе в Лондоне

Впервые за последние восемь лет аукционный дом Сотбис не проведет вечерние торги произведениями русского искусства. (На такие торги выставляются несколько десятков наиболее «звездных» лотов и собираются наиболее статусные покупатели либо их представители)

Бокшай И.И., "Вишня", 1963
Бокшай И.И., “Вишня”, 1963
Причина, наверное, понятна: российским толстосумам сейчас не до искусства. На вечерних торгах Сотбис в ноябре 2014 г. из 37 лотов продалось только 12, Московский международный салон изящных искусств отменен, а последний Российский антикварный салон собрал почти вполовину меньше участников, чем обычно.

Среди топ-лотов, отобранных русским отделом Сотбис, каирский пейзаж Айвазовского (эстимейт 2,3 – 3 млн. дол.), двухметровое полотно Саврасова «Волга вблизи Юрьевца» (первоначально работа находилась в собрании Владимира Меринга, сына известного киевского врача, эстимейт 2,1 – 2,7 млн. дол.) и портрет Ардалиона Новосильцева, приписываемый В. Боровиковскому (эстимейт 1,2 – 1,8 млн. дол.).

В первой ценовой десятке также «ню» Серебряковой и Фешина, пейзаж Рериха, две композиции с матадорами Челищева, пастель Левитана и деревенская сцена Малявина.

Из украинских художников на торгах представлены Иосиф Бокшай (этюд уголка сада с цветущей вишней, эст. 7,4 – 10,4 тыс. дол. ), Виктор Зарецкий (гуашь «Севастополь», 4,4 – 7,4 тыс. дол.), Роман Минин (принт «Генератор донецкого метро», 4,4 – 7,4 тыс. дол.), Арсен Савадов (одна живописная работа и четыре фото (три из серии «Донбасс. Шоколад»), нижние эстимейты от 7,5 до 18 тыс. дол.).

Работа Айвазовского оказалась и самой дорогой среди предметов, выставленных на русские торги Кристиз. «Отплытие американского парохода от Гибралтара» оценено в 3,1 – 3,9 млн. дол. Если вещей Айвазовского разной степени сомнительности на русских неделях всегда предостаточно, то картины Пиросмани на них появляются реже. Его «Арсенальная гора ночью» получила эстимейт 1,3 – 1,9 млн. дол. Картина одно время принадлежала Кириллу Зданевичу, потом якобы была подарена Луи Арагону, но, очевидно, осталась у кого-то из его московских друзей. В 2007 на аукционе русского искусства (Сотбис, Нью-Йорк) за нее заплатили 1,8 млн. дол., а в 2010 (Макдугаллс, Лондон) – 1,6 млн.

Синякова М.М.
Синякова М.М.

В первую десятку лотов с самыми высокими эстимейтами попал и «Натюрморт с игрушками» А. Богомазова (160-230 тыс. дол.). А ещё год назад лот с такой оценкой находился бы глубоко в середине списка!

Довольно скромно выглядит и аукционная «коллекция» Макдугаллс. Малоизвестный, хотя и симпатичный этюд позднего Шишкина (эст. 600 тыс. – 900 тыс. фунтов), «Портрет матери и сестры» главного советского ленинописца И. Бродского (500 тыс. – 700 тыс.), несколько вымученный «Маскарад» Сомова парижского периода (500 тыс. – 700 тыс. фунтов) да блеклый «Оазис» Сарьяна голуборозовского периода (300 тыс. – 500 тыс. фунтов).

В подборке аукциона Бонемс можно выделить композицию с раковинами и парусником А. Экстер (320-470 тыс. дол.) и большой эскиз Репина, изображающий казаков, сидящих у костра посреди степи (95-130 тыс. дол.). Из украинских авторов стоит упомянуть Семена Маркова, классика советского периода, преподавателя Харьковского художественного института. Его жанровая сценка «Карточный домик», датируемая 1909 годом, оценена в 24-32 тыс. дол.

Русские торги в Лондоне пройдут с 1 по 3 июня.