«Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Пояс Остряницы» и другие наброски Ильи Репина

Материал из журнала “Антиквар” #90: "Казацкая эпоха. Традиции и артефакты"

Трудно найти человека, которому была бы неизвестна картина Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Если кто‑то и не видел знаменитый холст, то уж слышал о нём непременно. А вот как рождался этот шедевр, знают немногие.

В 1872 г., после знакомства с С. И. Мамонтовым, Илья Репин стал активным участником Абрамцевского кружка. Каждое лето в подмосковной усадьбе Саввы Ивановича гостили художники, писатели, артисты, друзья и родственники мецената. Днём занимались своими делами, а вечерами собирались вместе, читали вслух, пели, разыгрывали театральные сцены, обсуждали научные статьи, спорили об искусстве и политике.
Репин называл Абрамцево лучшей в мире дачей. Здесь им были созданы замечательные пейзажи, портреты, жанровые произведения и именно здесь зародился замысел «Запорожцев»…

И. Репин. Запорожцы пишут письмо турецкому султану (вариант). 1889–1896. Х., м. 174 × 265 cм. Харьковский художественный музей
И. Репин. Запорожцы пишут письмо турецкому султану (вариант). 1889–1896.
Х., м. 174 × 265 cм. Харьковский художественный музей

В то лето у Мамонтовых много говорили об Украине, казаках и их легендарном послании султану. «Мне тогда указал на это письмо Мстислав Прахов. Хотя оно с детства было знакомо мне. В Малороссии у каждого пономаря есть список этого апокрифа. И когда соберутся гости у „батюшки“, письмо часто читается вслух подгулявшей компании», — вспоминал Илья Ефимович в одном из своих писем.
Идея создания большого полотна на тему запорожской вольницы чрезвычайно увлекла художника. Первый карандашный набросок «Запорожцев» подписан им: «Абрамцево. 26 июля 1878 г.».

Углубляясь в историю украинского казачества, в те годы почти неизвестную, Репин всё больше влюблялся в запорожцев. Но материалов для картины не хватало, и в 1880 г. Илья Ефимович совершает поездку по Украине, маршрут которой был разработан историком Николаем Ивановичем Костомаровым.

И. Репин. Запорожцы (эскиз). 1878. Бумага, графитный карандаш. Государственная Третьяковская галерея
И. Репин. Запорожцы (эскиз). 1878.
Бумага, графитный карандаш.
Государственная Третьяковская галерея

Путь к местам, связанным с историей Сечи, пролегал через Качановку — имение Василия Тарновского, ревностного собирателя, знатока и ценителя украинской старины. Свою коллекцию Василий Васильевич-младший собирал на протяжении 40 лет — неустанно искал, ездил по бездорожью, участвовал вместе с Дмитрием Ивановичем Яворницким в экспедициях и раскопках, вёл переписку с историками и коллекционерами, покупал на аукционах…

Задавшись первоначально целью собрать возможно более полную коллекцию украинских древностей, Тарновский вскоре понял, что выполнение подобной задачи не под силу частному лицу и сосредоточил внимание на Левобережной Украине.
В его музее, завещанном в 1897 г. Черниговскому земству, кроме прочего хранилось уникальное на то время «казацкое собрание», куда входили сабли и пистолеты, пушки и музыкальные инструменты, «люльки», пороховницы, чернильницы, подлинные предметы одежды…
В Качановке Репин тщательно зарисовывал копья, замки огнестрельного оружия, казацкие пушки. Его удивляло разнообразие вооружения запорожцев, использовавших мортиры и мортирки, пушки-гаубицы, самопальные пистоли, сабли, клинки, кинжалы, луки. В распоряжении казаков было самое передовое оружие, отобранное у тех, с кем они воевали, но предпочитали запорожцы всё‑таки саблю.

Пояс Остряницы. XVII в. Черниговский исторический музей им. В. В. Тарновского
Пояс Остряницы. XVII в. Черниговский исторический музей им. В. В. Тарновского

На альбомных рисунках, выполненных в Качановке, есть несколько примечательных вещей. Например, поясная медная чернильница и печать на грамоте графа Разумовского. Они могли пригодиться для задуманной картины…
На ещё одном листе — с авторской надписью: «поясъ Остряницы» изображён фрагмент старинного казацкого пояса с металлическими накладками и бахромой. Его владелец — Яков Стефан Искра-Остряница (Острянин) был гетманом Войска Запорожского Низового и предводителем казацко-крестьянского восстания против польской шляхты в апреле-августе 1638 г. История этого восстания, изложенная в дневниках Симона Окольского (полкового пастора, который сопровождал коронного гетмана Николая Потоцкого в двух походах против запорожцев), легла в основу повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».

Сведения о судьбе самого Остряницы довольно противоречивы. По одной из устных версий, после сражения у Голтвы он удалился в Канев на богомолье, где был схвачен поляками, доставлен в Варшаву и колесован в 1638 г. По другой версии, тоже устной, не видя другого способа избежать подчинения противнику, отошёл в июне 1638 г. с тысячным отрядом казаков на Слобожанщину и стал служить русскому царю, защищая южную границу Московии от татар. Местом поселения запорожцев был определён Чугуев (родина Репина!), с условием постройки там нового деревянного острога, что и было сделано к началу 1639 г. Ещё через два года Остряница погибает от рук поселян, которые восстали против притеснений казацкой старшины, а затем «ушли откуда пришли».

И. Репин. Пояс Остряницы (фрагмент). Деталь орнамента. Пуговицы и перевязь. Наброски. 1880. Бумага, графитный карандаш. Киевский национальный музей русского искусства (КНМРИ)
И. Репин. Пояс Остряницы (фрагмент). Деталь орнамента. Пуговицы и перевязь. Наброски. 1880. Бумага, графитный карандаш. Киевский национальный музей русского искусства (КНМРИ)

Из поездки по Украине Репин привёз множество этюдов, набросков, зарисовок. Но чем дальше, тем яснее он понимал, что в работе над картиной ему нужен советчик, человек, хорошо знающий запорожское казачество. Обычно в роли такого безотказного советчика выступал Владимир Васильевич Стасов, но он не был знатоком Украины, да и не очень одоб­рял затею художника.
В 1887 г. состоялось знакомство Репина с профессором Дмитрием Яворницким (Эварницким), специалистом по истории Запорожской Сечи. Он стал охотно помогать художнику — доставал нужные книги, документы, рассказывал о запорожцах, а кроме того предоставил в пользование свою коллекцию украинских древностей.

Чтобы собрать материал для картины, Репин ещё дважды ездил на юг России (1888) и на Кубань (1890). Общение с потомками запорожцев обогащало и вдохновляло его, помогало вживаться в далёкий XVII век. Художник возвращался из путешествий с десятками альбомов, которые были заполнены изображениями предметов и людей, наиболее соответствующих его замыслу.
Один из таких альбомов, появившийся во время первой поездки по Украине, был подарен Ильёй Ефимовичем Яворницкому в знак благодарности за помощь. Некоторое время раритет хранился в Днепропетровском историческом музее, а в 1948 г. был передан в Киевский музей русского искусства.

И. Репин. Запорожская пушка (фрагмент). Набросок. 1880. Бумага, графитный карандаш. КНМРИ
И. Репин. Запорожская пушка (фрагмент). Набросок. 1880. Бумага, графитный карандаш. КНМРИ

В период работы над «Запорожцами» Репин выполнил сотни рисунков. Видевший эти произведения К. И. Чуковский писал: «…Мне чудилось, что в них даже штрих украинский: мягкий, музыкальный, лиричный. И по своему мастерству, по своей пластике, по своей выразительности они показались мне гораздо выше самих „Запорожцев“». Репин, действительно, превосходно владел карандашом и пером. В большинстве его рисунков проявились техническое мастерство и наблюдательность художника.

И. Репин. Печать на грамоте гетмана графа Разумовского и поясная медная чернильница. 1880.
Бумага, графитный карандаш. КНМРИ

Но существует особый род зарисовок, которые имеют вспомогательное значение и делаются исключительно для себя. Они не предназначены для зрителей, однако всегда интересны для исследователей. В этих «рабочих» этюдах и набросках весь огромный труд художника — от первой мысли о картине до последнего удара кистью. Ценность подобных зарисовок возрастает ещё и потому, что многие запечатлённые Репиным памятники украинской старины были утрачены в годы войны.

И. Репин. Запорожская пушка. 1880. Бумага, графитный карандаш. КНМРИ
И. Репин. Запорожская пушка. 1880. Бумага, графитный карандаш. КНМРИ

Наталья Агеева, ведущий научный сотрудник Национального музея “Киевская картинная галерея”