Прикосновение № 2. 2013–2014. Рисунок, многоразовое интаглио, акрил, бумага. 118 × 91 см

Павел Маков: «Европе нужно показать, что Украина — это часть её общей культуры»

Павел Маков — член-корреспондент Национальной академии искусств Украины, член Королевского общества живописцев и графиков Великобритании, лауреат многих международных графических выставок. Его работы хранятся в музеях Будапешта, Вашингтона, Киева, Лондона, Москвы, Нью-Йорка, Осаки, Таллина. В интервью «Антиквару» художник рассказал о том, почему государству важно не жалеть денег на продвижение национальной культуры за рубежом.

— Были ли у вас хоть малейшие ожидания, что со сменой власти в стране государственная культурная политика изменится к лучшему?

— Нет, не было. Хотя культура — один из немногих аргументов, который может свидетельствовать о том, что Украина действительно является частью европейского пространства. Однако понимания этого не было и нет ни у кого из наших политиков. Даже половины того понимания,
которое нужно.
Наше чиновничество категорически отстало, отстало навсегда. Если в сфере украинской экономики, политики ещё встречаются умные люди, то в области культуры такие давно перевелись. А ведь каждую страну ценят не за мышцы, а за её сердце и душу.

— Какие шаги правительства показались бы вам адекватными в теперешней ситуации?

— В первую очередь, как это ни страшно звучит, нужно не стесняться учиться тому, что делает Россия… Я недавно был в Италии, приезжаю в маленький городок Виченцу — там выставка русской иконы, вход бесплатный. Приезжаю в Венецию — там импрессионизм из коллекций русских музеев, вход тоже бесплатный.

А где и как мы представляем себя? Сегодня наши парни гибнут на востоке, а Европа даже не понимает, что там убивают частичку их души, частичку их общей культуры. Для них это просто противостояние за кусок земли.

Paradiso Perduto № 1. 2012–2013. Рисунок, многоразовое интаглио, акрил, бумага. 63 × 161 см
Paradiso Perduto № 1. 2012–2013.
Рисунок, многоразовое интаглио, акрил, бумага.
63 × 161 см

Что касается внутреннего культурного пространства, то следует кардинально реформировать все образовательные структуры в области изобразительного искусства, музыки, театра. Возможно, и реформы мало что изменят, поэтому необходимы новые институции и частные инициативы, сформированные и развивающие­ся по абсолютно иному принципу, нежели существующие сейчас.
Нужно приложить все усилия, чтобы у нас появился государственный выставочный сектор другого уровня, чтобы не только частные коллекционеры могли достойно представлять свои соб­рания. Очень хорошо, что люди покупают живопись, графику или скульптуру, тем более, что это неплохое капиталовложение, однако государственного выставочного центра, который охватывал бы украинское искусство за последние сто лет, не существует.

Я могу привести пример двух стран. После Второй мировой разгромленная и ослабленная Германия отлично понимала: чтобы вернуть интерес к своей стране, нужно вернуть интерес к своей культуре. Поэтому все немецкие бизнесмены принудительно, под присмотром государства, шли на аукционы и скупали немецкое искусство — и старое, и современное. Если мы сейчас говорим, что Архипенко — украин­ский автор, значит государство должно скупать его работы и не жалеть на это денег. Нужно показать миру, что Украине интересно украинское искусство.
Россия вкладывает в свою культуру и в искусство огромные деньги, а это, между прочим, очень важная часть пропаганды, рассчитанная, прежде всего, на тех людей на Западе, которые принимают решения.

— Мне кажется, Россия немного не тот пример: и музейные коллекции там несравнимы с украинскими, и казна побогаче…

— Да, это стоит денег, но другого пути нет. Пока мы сами презираем собственную культуру, будут презирать и нас. На самом деле украинская культура есть, и её производство государству ничего не стоит — всё сделано: книги написаны, изобразительное искусство существует… Но где оно, это искусство? Есть целое поколение художников, которое прожило весь турбулентный период — с 1990‑го по нынешнее время, есть новое поколение, пришедшее после 2004 года. И нет ни одного мес­та в Украине, где можно увидеть их работы. Более того: было принято абсолютно глупое решение не проводить в этом году киевскую «Arsenale», при этом австрийские кураторы обещают найти для неё и деньги, и место. И они найдут, но это будет пощёчина для украинского государства!

— Оргкомитет «Arsenale», насколько мне известно, мотивировал отказ от проведения биеннале войной на востоке?

Прикосновение № 2. 2013–2014. Рисунок, многоразовое интаглио, акрил, бумага. 118 × 91 см
Прикосновение № 2. 2013–2014.
Рисунок, многоразовое интаглио, акрил, бумага. 118 × 91 см

— Если мы не хотим заботиться о своей культуре, тогда за что умирают наши ребята? Скажу больше: если бы все эти 25 лет культурная политика проводилась нормально, то и войны бы никакой не было, и Крым не был бы оккупирован. И никто не захотел бы уезжать отсюда… Художники, поэты, музыканты — все мы работаем потому, что не можем этого не делать. Независимо от того, какую культурную политику ведёт правительство, и ведёт ли оно её вообще. Государству просто нужно взять этот «продукт» и красиво преподнести его Европе. Но даже этого оно не делает.

— Думаю, что пока управление культурой не будет отдано в руки профессионалов от культуры, на государственном уровне ничего не изменится…

— Да. Только бразды правления нужно отдать профессионалам культурного менеджмента, а не художникам, поэтам или музыкантам. Пусть они занимаются творчеством.
Сейчас многие чиновники не понимают, что происходит в сфере культуры. Так будьте добры, господа чиновники, получите образование, доучитесь, выйдите на какой‑то определённый уровень, и тогда вы сможете оперировать тем, что сделано нами!
Когда в Америке в конце 1950‑х поняли, что у них есть художники, но нет бренда, равного по силе воздействия джазу, блюзу, поэзии битников, то на это выделили деньги и поручили заняться не кому‑нибудь, а ЦРУ. И в конце концов нашли талантливого менеджера, галерею и авторов. Ведь всё поколение Раушенберга и Розенквиста, весь поп-арт — это по сути прагматично созданный бренд.
Америка прекрасно понимала, что отсутствие подобной культурной ниши ставит её в ущербное положение. А у нас есть музыка, литература, искусство, только никто их не продвигает на государственном уровне. Но ведь от этого зависит судьба страны. Потому что, если завтра кто‑то нападёт на Францию, то здесь, в Украине, я буду понимать, какие ценности я теряю, теряя Францию. А рядовой француз сегодня не понимает, какие ценности он теряет на Украине. Какие‑то Донбасс, Крым, кто‑то кого‑то бьёт…

— С чего бы вы начали, если бы задались целью сменить руководство Минкульта?

— Наверное, с проведения публичных слушаний, на которых можно было бы выбрать человека, действительно способного стать министром культуры.
А ещё есть такой монстр, как Союз художников… Причём сейчас я кидаю камни в свой огород, поскольку как член Союза снимаю мастерскую на льготных условиях. Но я готов платить больше ради того, чтобы этого Молоха не было. Ведь это разлагает. Ну не может в стране быть 8 000 художников!
На Западе «творцов» не кормят из ложечки. Получил грант — чудесно, а так трудись, преподавай, рисуй, продавай свои картины. Но такого иждивенчества, как у нас, нет нигде.

Беседовала Анна Шерман

Paradiso Perduto. 2012–2014. Рисунок, многоразовое интаглио, акрил, бумага. 286 × 341 см
Paradiso Perduto. 2012–2014. Рисунок, многоразовое интаглио, акрил, бумага. 286 × 341 см