Павел Маков — член-корреспондент Национальной академии искусств Украины, член Королевского общества живописцев и графиков Великобритании, лауреат многих международных графических выставок. Его работы хранятся в музеях Будапешта, Вашингтона, Киева, Лондона, Москвы, Нью-Йорка, Осаки, Таллина. В интервью «Антиквару» художник рассказал о том, почему государству важно не жалеть денег на продвижение национальной культуры за рубежом.
— Были ли у вас хоть малейшие ожидания, что со сменой власти в стране государственная культурная политика изменится к лучшему?
— Нет, не было. Хотя культура — один из немногих аргументов, который может свидетельствовать о том, что Украина действительно является частью европейского пространства. Однако понимания этого не было и нет ни у кого из наших политиков. Даже половины того понимания,
которое нужно.
Наше чиновничество категорически отстало, отстало навсегда. Если в сфере украинской экономики, политики ещё встречаются умные люди, то в области культуры такие давно перевелись. А ведь каждую страну ценят не за мышцы, а за её сердце и душу.
— Какие шаги правительства показались бы вам адекватными в теперешней ситуации?
— В первую очередь, как это ни страшно звучит, нужно не стесняться учиться тому, что делает Россия… Я недавно был в Италии, приезжаю в маленький городок Виченцу — там выставка русской иконы, вход бесплатный. Приезжаю в Венецию — там импрессионизм из коллекций русских музеев, вход тоже бесплатный.
А где и как мы представляем себя? Сегодня наши парни гибнут на востоке, а Европа даже не понимает, что там убивают частичку их души, частичку их общей культуры. Для них это просто противостояние за кусок земли.

Рисунок, многоразовое интаглио, акрил, бумага.
63 × 161 см
Что касается внутреннего культурного пространства, то следует кардинально реформировать все образовательные структуры в области изобразительного искусства, музыки, театра. Возможно, и реформы мало что изменят, поэтому необходимы новые институции и частные инициативы, сформированные и развивающиеся по абсолютно иному принципу, нежели существующие сейчас.
Нужно приложить все усилия, чтобы у нас появился государственный выставочный сектор другого уровня, чтобы не только частные коллекционеры могли достойно представлять свои собрания. Очень хорошо, что люди покупают живопись, графику или скульптуру, тем более, что это неплохое капиталовложение, однако государственного выставочного центра, который охватывал бы украинское искусство за последние сто лет, не существует.
Я могу привести пример двух стран. После Второй мировой разгромленная и ослабленная Германия отлично понимала: чтобы вернуть интерес к своей стране, нужно вернуть интерес к своей культуре. Поэтому все немецкие бизнесмены принудительно, под присмотром государства, шли на аукционы и скупали немецкое искусство — и старое, и современное. Если мы сейчас говорим, что Архипенко — украинский автор, значит государство должно скупать его работы и не жалеть на это денег. Нужно показать миру, что Украине интересно украинское искусство.
Россия вкладывает в свою культуру и в искусство огромные деньги, а это, между прочим, очень важная часть пропаганды, рассчитанная, прежде всего, на тех людей на Западе, которые принимают решения.
— Мне кажется, Россия немного не тот пример: и музейные коллекции там несравнимы с украинскими, и казна побогаче…
— Да, это стоит денег, но другого пути нет. Пока мы сами презираем собственную культуру, будут презирать и нас. На самом деле украинская культура есть, и её производство государству ничего не стоит — всё сделано: книги написаны, изобразительное искусство существует… Но где оно, это искусство? Есть целое поколение художников, которое прожило весь турбулентный период — с 1990‑го по нынешнее время, есть новое поколение, пришедшее после 2004 года. И нет ни одного места в Украине, где можно увидеть их работы. Более того: было принято абсолютно глупое решение не проводить в этом году киевскую «Arsenale», при этом австрийские кураторы обещают найти для неё и деньги, и место. И они найдут, но это будет пощёчина для украинского государства!
— Оргкомитет «Arsenale», насколько мне известно, мотивировал отказ от проведения биеннале войной на востоке?

Рисунок, многоразовое интаглио, акрил, бумага. 118 × 91 см
— Если мы не хотим заботиться о своей культуре, тогда за что умирают наши ребята? Скажу больше: если бы все эти 25 лет культурная политика проводилась нормально, то и войны бы никакой не было, и Крым не был бы оккупирован. И никто не захотел бы уезжать отсюда… Художники, поэты, музыканты — все мы работаем потому, что не можем этого не делать. Независимо от того, какую культурную политику ведёт правительство, и ведёт ли оно её вообще. Государству просто нужно взять этот «продукт» и красиво преподнести его Европе. Но даже этого оно не делает.
— Думаю, что пока управление культурой не будет отдано в руки профессионалов от культуры, на государственном уровне ничего не изменится…
— Да. Только бразды правления нужно отдать профессионалам культурного менеджмента, а не художникам, поэтам или музыкантам. Пусть они занимаются творчеством.
Сейчас многие чиновники не понимают, что происходит в сфере культуры. Так будьте добры, господа чиновники, получите образование, доучитесь, выйдите на какой‑то определённый уровень, и тогда вы сможете оперировать тем, что сделано нами!
Когда в Америке в конце 1950‑х поняли, что у них есть художники, но нет бренда, равного по силе воздействия джазу, блюзу, поэзии битников, то на это выделили деньги и поручили заняться не кому‑нибудь, а ЦРУ. И в конце концов нашли талантливого менеджера, галерею и авторов. Ведь всё поколение Раушенберга и Розенквиста, весь поп-арт — это по сути прагматично созданный бренд.
Америка прекрасно понимала, что отсутствие подобной культурной ниши ставит её в ущербное положение. А у нас есть музыка, литература, искусство, только никто их не продвигает на государственном уровне. Но ведь от этого зависит судьба страны. Потому что, если завтра кто‑то нападёт на Францию, то здесь, в Украине, я буду понимать, какие ценности я теряю, теряя Францию. А рядовой француз сегодня не понимает, какие ценности он теряет на Украине. Какие‑то Донбасс, Крым, кто‑то кого‑то бьёт…
— С чего бы вы начали, если бы задались целью сменить руководство Минкульта?
— Наверное, с проведения публичных слушаний, на которых можно было бы выбрать человека, действительно способного стать министром культуры.
А ещё есть такой монстр, как Союз художников… Причём сейчас я кидаю камни в свой огород, поскольку как член Союза снимаю мастерскую на льготных условиях. Но я готов платить больше ради того, чтобы этого Молоха не было. Ведь это разлагает. Ну не может в стране быть 8 000 художников!
На Западе «творцов» не кормят из ложечки. Получил грант — чудесно, а так трудись, преподавай, рисуй, продавай свои картины. Но такого иждивенчества, как у нас, нет нигде.
Беседовала Анна Шерман
