Флакон. Франция. XIX в. Металл, эмаль, позолота, бирюза. Выс. 7 см. Sotheby’s, октябрь 2007 —$ 7 тыс.

Парфюмерные флаконы на международных аукционах

Материал из журнала “Антиквар” #60: “Хранители ароматов”

В феврале 2009 г. на аукционе произведений изобразительного и прикладного искусства из коллекции Ива Сен-Лорана (Christie’s) флакон «вуалетной воды» (примерно так можно перевести игру слов eau de voilette) «Belle Haleine» («Прекрасное дыхание») марки «Rrose Sélavy» был продан за $ 11,5 млн. Это самая большая сумма, когда‑либо уплаченная за парфюмерный флакон. Однако если вспомнить, что «Rrose Sélavy» — это одна из масок ху­дож­ника-авангардиста Марселя Дюшана, то станет понятно, что здесь мы имеем дело с дадаистским реди-мейдом, а не самоценным предметом.

С другой стороны, примечательно, что, конструируя своё alter ego — образ экстравагантной светской дамы с художественными наклонностями, — Дюшан, чутко улавливавший тренды массовой культуры, счёл нужным снабдить его собственным парфюмерным брендом. Действительно, в первой трети XX в. в Европе и Америке появились десятки компаний, производивших множество духов новых марок, что требовало оригинальных решений для дизайна упаковки и флаконов. Кстати, для воды «Rrose Sélavy» известный мистификатор использовал пузырёк от духов «Un air embaumé» («Благоухающий воздух») весьма почтенной фирмы «Rigaud».

М. Дюшан. Belle Haleine. 1921. Выс. 11,2 см. Christie’s, февраль 2009 — $ 11,5 млн.

М. Дюшан. Belle Haleine. 1921. Выс. 11,2 см.
Christie’s, февраль 2009 — $ 11,5 млн.

Конечно же, коллекционные флаконы, даже самые редкие, стóят на несколько порядков дешевле, чем этот провокативный объект (без «автографа» Дюшана его цена у антикваров сейчас не превышала бы полторы тысячи долларов). Например, флакон от парфюма «Rolls Royce» («Marcel Guerlain», 1926), имитирующий фирменный радиатор модели «New Phan­tom», в прошлом году на Christie’s ушёл за $ 31 тыс. (эстимейт $ 21–27 тыс.). На этих же торгах, полностью отданных под коллекцию предметов искусства и дизайна эпохи ар деко Лорана Негро, фигурировали ещё около 20 раритетных парфюмерных сосудов стоимостью от $ 2 тыс. до $ 35 тыс.

Rolls Royce. «Marcel Guerlain». 1926. Выс. 13,7 см. Christie’s, март 2011 — $ 31 тыс.

Rolls Royce. «Marcel Guerlain». 1926. Выс. 13,7 см. Christie’s, март 2011 — $ 31 тыс.

Назовём хотя бы некоторые из них: флакон, разработанный известным парижским архитектором рубежа XIX–XX вв. Эктором Гимаром для туалетной воды «Kantirix» фирмы «F. Millot» (аромат был создан специально для Всемирной выставки 1900 г.); флакон в виде нью-йоркского небоскрёба, спроектированный Рене Лаликом для кутюрье Люсьена Лелонга (духи вывели на американский рынок как раз накануне биржевого краха 1929 г.); функционалистские флаконы из цветного дымчатого стекла, использовавшиеся фирмой «Ybry». В каталоге аукциона специально было отмечено, что «хотя флаконы и упаковка для парфюмерии и косметики … не были рассчитаны на длительное существование», тем не менее «сегодня они приобрели эмблематический статус, превосходящий их первоначальное назначение».

Р. Лалик для «Lucien Lelong». Parfums A, B, C, J ou N. 1929. Выс. 10 см. Christie’s, март 2011 — $ 23 тыс.

Р. Лалик для «Lucien Lelong». Parfums A, B, C, J ou N. 1929. Выс. 10 см. Christie’s, март 2011 — $ 23 тыс.

* * *
Флаконы ведущих брендов, выпускавшиеся на протяжении золотого века парфюмерного дизайна (1910–1930‑е гг.), составляют наиболее значительную в художественном и количественном отношении долю этого нишевого рынка. Например, на весьма представительном специализированном аукционе, проводимом во время ежегодных конференций Международной ассоциации коллекционеров парфюмерных флаконов (International Perfume Bottle Association, IPBA), на предметы такого рода приходится до 30 % лотов. На французских же аукционах «высокой парфюмерии» (крайне тенденциозных в подборе объектов) они вообще могут составлять до 70 % лотов.
Что же касается брендов и дизайнеров, представляющих парфюмерию этого периода, то здесь, безусловно, доминируют флаконы Рене Лалика, создававшиеся им для разных производителей.

Femme de Paris. «Ybry». 1925. Выс. 19,5 см. Christie’s, март 2011 — $ 19,5 тыс.

Femme de Paris. «Ybry». 1925. Выс. 19,5 см.
Christie’s, март 2011 — $ 19,5 тыс.

Цены на них могут колебаться от нескольких сотен до десятков тысяч долларов. Зависит это от количества изготовленных сосудов и степени причастности мастера к их производству. Например, флакон «Trésor de la Mer», выпущенный в 1939 г. для нью-йоркской компании «Saks 5th Avenue» тиражом 50 экземпляров, в 2006 г. на торгах провинциального американского аукциона Rago был продан
за $ 216 тыс. В то же время сосуды, разработанные Лаликом в 1910‑е гг., но производившиеся позже другими стекольными фабриками, могут стоить каких‑нибудь $ 200–300.

Э. Гимар для «F. Millot». Kantirix. 1900. Выс. 19,5 см. Christie’s, март 2011 — $ 35 тыс.

Э. Гимар для «F. Millot». Kantirix. 1900. Выс. 19,5 см. Christie’s, март 2011 — $ 35 тыс.

Оригинальностью дизайнерских решений отличаются флаконы и упаковка таких компаний, как «Coty», «D’Orsay», «Dubarry», «Gabilla», «Gravier», «Gueldy», «Guerlain», «Lubin», «Rosine». На аукционе IPBA 2010 г. за суммы свыше $ 2 тыс. ушли флаконы «Blue Lagoon» («Dubarry»), «Connais tu le Pays?» («Rosine»), «Narcisse» и «Le Lilas» («Gabilla»). На торгах парижского аукционного дома Néret-Minet & Tessier сопоставимые суммы были уплачены за «La Cascade» («Gravier»), «Magda» («Lubin», разработка Жюльена Виара).

Mÿon. 1000 Joies. 1928. Стекольный завод Baccarat. Выс. 9 см. Christie’s, март 2011 — $ 5 тыс.

Mÿon. 1000 Joies. 1928. Стекольный завод Baccarat. Выс. 9 см. Christie’s, март 2011 — $ 5 тыс.

Особый ажиотаж у дилеров и собирателей вызывают редкие сосуды малоизвестных компаний и марок. Так, например, флаконы духов фирм «Madhva» и «Clamy» (проект Люсьена Гайяра) на упомянутых торгах IPBA были проданы за $ 20 тыс. и $ 25 тыс. соответственно.
Парфюмерный дизайн второй половины XX в. на аукционах представлен более чем скромно. На торгах IPBA предметы, относящиеся к этому периоду, составляют 10–15 лотов. Как правило, это подарочные флаконы, выпускавшиеся относительно небольшими тиражами. Например, духи «White Diamonds» (1991), изготовленные под маркой «Elizabeth Taylor» в количестве 1000 флаконов (эстимейт $ 300–400), или юбилейная версия «L’Air du Temps», созданная для «Nina Ricci» дизайнером Марком Розеном по мотивам классического флакона 1948 г. (эстимейт $ 300–400).

Ж.‑М. Франк для «Guerlain». Coque d’Or. 1937. Выс. 7,5 см. Christie’s, март 2011 — $ 14 тыс.

Ж.‑М. Франк для «Guerlain». Coque d’Or. 1937. Выс. 7,5 см. Christie’s, март 2011 — $ 14 тыс.

Более широкий ассортимент парфюмерной продукции последних десятилетий предлагает парижский аукционный дом Lombrail-Teucquam, где можно увидеть духи лимитированных и массовых тиражей, выпускаемые не только парфюмерными фирмами, но также известными и не очень известными кутюрье, дизайнерами, ювелирами и даже стеклоделами. Цены здесь пока очень умеренные — в основном до € 500. К примеру, оригинальный флакон «Opium» (1977) от Ива Сен-Лорана обойдётся в € 150; духи «V’E Ver­sace» 1989 г. (тираж 90 экземп­ляров) — € 650; парфюмы бренда «Lalique» в фирменных сосудах с фигурными крышечками — от € 200 до € 400.

Флакон, модель № 3048. Завод «Steuben». 1910–1915. Выс. 16,5 см. Sotheby’s, декабрь 2007 — $ 23,7 тыс.

Флакон, модель № 3048. Завод «Steuben». 1910–1915. Выс. 16,5 см.
Sotheby’s, декабрь 2007 — $ 23,7 тыс.

* * *
Среди коллекционеров принято разделять все парфюмерные сосуды на коммерческие и декоративные. К первым относятся брендированные флаконы, производившиеся для определённых марок духов или одеколонов. Во вторую категорию попадают все остальные сосуды, предназначенные для хранения разного рода ароматических веществ. Этот сегмент рынка охватывает гораздо более разнообразный во временнóм и географическом отношении массив предметов — от древнеегипетских алабастров до чешского стекла. Впрочем, на практике большинство специализированных аукционов всё же ограничивается европейскими, китайскими и американскими сосудами XVIII–XX вв., тогда
как подобные памятники древних культур, Средневековья и Ренессанса представлены в ос­новном на торгах, посвящённых древностям или деко­ра­тив­но-прикладному искусству.

Флакон-статуэтка. 1865. Фарфор. Мануфактура «Jacob Petit». Выс. 24,2 см. Bonhams, май 2005 — £ 120–150

Флакон-статуэтка. 1865. Фарфор.
Мануфактура «Jacob Petit». Выс. 24,2 см. Bonhams, май 2005 — £ 120–150

Показательным в этом отношении является подход к формированию раздела декоративных флаконов на аукционах IPBA. Здесь есть мейсенский и китайский экспортный фарфор XVIII–XIX вв., серебряные с эмалями сосуды работы французских и английских ювелиров, стекло Эмиля Галле, фабрики «Lobmeyr» (Австрия), завода «Steuben» (США) и богемских мануфактур, распылители «DeVilbiss» и чешский хрусталь Шлефогта. Цены — от нескольких сотен долларов до нескольких тысяч. Так, английский флакон из агатового стекла в золотой оправе (XVIII в.) обойдётся в $ 4,5–5,5 тыс. Приблизительно столько же будут стоить сосуд из мастерской Эмиля Галле (кон. XIX в.) или мейсенский флакон с золотой крышечкой (нач. XIX в.). Фарфоровые сосуды-статуэтки, выпускавшиеся в XIX–XX вв. малоизвестными французскими и немецкими заводиками, можно приобрести за $ 60–200.

Флакон. Чехословакия. 1930‑е гг. Стекло, бронза, поделочный камень. Выс. 13 см. Amy Bergman Antiques, декабрь 2011 — $ 2,5 тыс.

Флакон. Чехословакия. 1930‑е гг. Стекло,
бронза, поделочный камень. Выс. 13 см.
Amy Bergman Antiques,
декабрь 2011 — $ 2,5 тыс.

Распылители «DeVilbiss» 1920‑х гг. (компания монтировала запатентованные устройства на сосуды, заказанные у французских, немецких, чешских стеклоделов или керамистов) в среднем стоят $ 200–300.
Большим спросом у собирателей декоративных флаконов пользуются работы чешских стеклоделов 1920–1930‑х гг., отличающиеся большим разнообразием форм, цветовых и фактурных решений, эффектными скульптурными деталями крышечек и высоким качеством стекла. В частности, на аукционах IPBA они составляют около 20 % лотов. Многие чешские промышленники не ограничивались внутренними креативными ресурсами, а заказывали модели у лучших австрийских, немецких и французских дизайнеров. Например, упоминавшийся выше Генрих Шлефогт, владелец завода в Яблонце, в 1930‑х гг. создал даже отдельную марку «Ingrid» (по имени дочери), под которой выпускал эксклюзивные флаконы и вазы. В 1937 г. эта продукция получила Гран-при на Всемирной выставке в Париже. Стоимость наиболее редких чешских флаконов доходит до $ 5–8 тыс., хотя средняя их цена вполне доступна — $ 200–400. До Второй мировой войны чешское стекло активно экспортировалось в США, поэтому, как ни странно, богатые подборки флаконов того времени проще найти где‑нибудь в Нью-Джерси, чем в Праге или Брно.

Флакон. Франция. XIX в. Металл, эмаль, позолота, бирюза. Выс. 7 см. Sotheby’s, октябрь 2007 —$ 7 тыс.

Флакон. Франция. XIX в.
Металл, эмаль, позолота, бирюза. Выс. 7 см.
Sotheby’s, октябрь 2007 —$ 7 тыс.

* * *
Существует также группа флаконов, занимающих пограничное место между коммерческими и декоративными. Это так называемые фактисы (от фр. factice — ненастоящий, фальшивый) — то есть увеличенные в несколько раз имитации коммерческих флаконов. Первоначально их выпускали в целях рекламы, но потом, уловив интерес со стороны коллекционеров, некоторые компании стали производить большие флаконы и на продажу. Стоимость фактисов, изготовленных в последние несколько десятилетий, как правило, не превышает $ 300. Однако редкие большие флаконы известных марок 1930–1950‑х гг. могут порой стоить дороже, чем серийные. Например, фактис духов «Shoсking» Эльзы Скиапарелли (флакон был смоделирован в виде женского торса) в 2006 г. на аукционе Rago продали за $ 3 тыс., тогда как обычный можно приобрести за $ 500–600.

У. Ф. Уильямс. Флакон «Сова». 1877. Серебро, кость. Выс. 10 см. Bonhams, январь 2012 — £ 3 тыс.

У. Ф. Уильямс. Флакон «Сова». 1877.
Серебро, кость. Выс. 10 см.
Bonhams, январь 2012 — £ 3 тыс.

Нельзя не заметить, что от увеличения в размере особо «выигрывают» скульптурно решённые флаконы — тогда это не просто большие бутылки, а, по сути, произведения малой пластики. В таком случае становится понятно, почему фактис культовой «Chanel № 5» стоит не больше $ 100, а за 30‑сантиметровый флакон «Salvador Dali» (ёмкость в форме губ, а крышечка — носа) коллекционеры готовы платить в десять раз больше.

* * *
В заключение, по традиции, несколько слов о ключевых игроках рынка. Крупные аукционные дома, вроде Christie’s, Sotheby’s или Bonhams, пока только присматриваются к этому сегменту. Коммерческие флаконы XX в. попадают на их торги эпизодически, при распродаже больших частных коллекций прикладного искусства. Иногда отдельные предметы такого рода могут включаться в тематические аукционы, посвящённые дизайну и художественной промышленности. К примеру, Christie’s обязательно выставляет несколько парфюмерных флаконов на регулярно проводимые аукционы работ Рене Лалика.

В то же время на этом рынке энергично работают несколько малых аукционных компаний. К уже упоминавшимся аукциону IPBA, организатором которого является нью-йоркский дилер Кен Лич, Rago Arts, парижским Lombrail-Teucquam и Néret-Minet & Tessier можно добавить лондонский Atrium, лионский Cécile Conan-Fillatre et Loïck Conan и Maitre Faure (Рамбуйе). И, конечно же, нельзя сбрасывать со счетов многочисленные интернет-аукционы, через которые могут действовать не только случайные продавцы, но и авторитетные дилеры и коллекционеры.

Автор: Святослав Яринич

Ники де Сен-Фаль для «Niki de Saint Phalle». Фактис «Gant du Parfum». 1982. Cтекло, полистирол. Выс. 36,2 см. Christie’s, март 2010 — $ 2,8 тыс.

Ники де Сен-Фаль
для «Niki de Saint Phalle».
Фактис «Gant du Parfum». 1982. Cтекло, полистирол. Выс. 36,2 см. Christie’s, март 2010 — $ 2,8 тыс.