20 октября во французской столице откроет свои двери обновленный Музей Орсэ. |
20 октября во французской столице откроет свои двери обновленный Музей Орсэ. Его директор Ги Кожваль назвал произведенные в музее перемены «вторым рождением» Орсэ и пообещал, что знаменитая на весь мир коллекция импрессионистов и постимпрессионистов музея теперь предстанет в абсолютно новом свете. Специалисты, уже посетившие обновленный музей, согласились, что это действительно так.
Для того чтобы провести реконструкцию галереи импрессионистов, музею понадобилось почти 8 миллионов евро. Работы по обновлению залов импрессионистов стали частью большой двухгодичной реставрации музея, обошедшейся в 20 миллионов евро. По-новому оформленные помещения, в которых стало больше цвета и света, гораздо более выгодно преподносят великие произведения зрителю.
После ремонта в музее уже не найти узких коридоров и тупиков, белых стен и полов, а также естественного освещения, прежде проникавшего в центральный зал сквозь стеклянный потолок. Теперь в Орсэ новый интерьер: покрашенные стены и пол, а также искусственная подсветка создают в сердце Орсэ — галерее импрессионистов — почти домашнюю, даже, как говорит Ги Когеваль, — «интимную» атмосферу.
«В конце концов, эти полотна предназначались не для того, чтобы висеть в музее, а для украшения домашних стен, — говорит Когеваль. — Когда я занял свою должность, все в один голос говорили, что мне не дадут провести преобразования в историческом здании. Однако я сказал, что мы это сделаем, и нам это удалось. Все пространство музея приобрело совершенно другой вид. Выглядит великолепно».
Возможно, импрессионистам пришлись бы по душе нововведения Ги Когеваля, в особенности новое использование света, ведь Клод Моне (Claude Monet), один из основателей направления, говорил: «Свет — главный герой любой картины»
«Сорока», 1868—1869, Музей Орсе, Париж
Отказаться от идеи выставлять свою коллекцию на фоне белых стен, моду на которые ввел нью-йоркский музей MoMA, руководство Музея Орсэ решило еще в 2008 году. «На фоне белых стен можно выставлять искусство ХХ века и современные произведения, для остальной живописи это смерть», — уверен Ги Когеваль.
Открытие обновленных залов импрессионистов и постимпрессионистов и нового кафе, спроектированного бразильскими архитекторами Умберто и Бернардо Кампана (Humberto and Fernando Campana) приурочено к 25-му дню рождения Музея Орсэ. Здание музея, находящееся на левом берегу Сены, как раз напротив Садов Тюильри, изначально было железнодорожным вокзалом. Вокзал был построен по проекту Виктора Лалу (Victor Laloux) и торжественно открыт во время Всемирной выставки 1900 года в Париже. На церемонии открытия художник Эдуард Детай (Edouard Detaille) пророчески заметил: «Вокзал прекрасен: он напоминает музей изящных искусств». К 1939 году здание вокзала уже морально устарело: платформы оказались слишком короткими и не подходили для новых поездов — электричек. Идея создать в здании музей возникла в 70-х годах прошлого века, а открылся он в 1986 году.
Собрание импрессионистов и постимпрессионистов Орсэ включает десятки работ всемирно известных французских художников: 34 работы Мане, 86 — Моне, 43 творения Дега, 56 картин Сезанна, 46 произведений Сислея, 81 полотно Ренуара, по 24 — Ван Гога и Гогена. Неудивительно, что подобное богатство привлекает в музей около трех миллионов посетителей в год.
Один из архитекторов, работавших над реконструкцией, Доминик Брар (Dominique Brard), рассказал Guardian, что для того, чтобы получить от властей разрешение на переделку некоторых частей здания, понадобились долгие и трудные переговоры: по словам Брара, они длились более полугода. Одна из кураторов музея рассказала, что после реконструкции у всех сотрудников сложилось такое чувство, что они видят шедевры из коллекции впервые. Вскоре испытать нечто подобное предстоит и публике.