Мировой тур синдиката антикваров

Президент Национального синдиката антикваров Франции Кристиан Дейдье рассказывает о предстоящей парижской Биеннале антикваров, проектах-спутниках и особенностях французского рынка.

23.05.2012

С 14 по 23 сентября в крупнейшем выставочном центре Парижа – Большом Дворце Изящных Искусств «Гран Палэ» – пройдёт XXVI Биеннале антикваров – один из самых респектабельных смотров старого искусства в мире на протяжении последних 60-ти лет. Организатором Биеннале  традиционно выступает французский Национальный синдикат антикваров. В Киеве побывал президент этой организации Кристиан Дейдье. В эсклюзивном интервью «Антиквару» он рассказал о причинах своего визита в Украину, некоторых особенностях французского рынка и своих ближайших планах.

Уже сейчас в прессе появилось достаточно информации, не оставляющей сомнений в том, что 26-я Биеннале антикваров будет не менее впечатляющей, чем прошлая, юбилейная. И всё-таки вы решили лично приехать в Киев, чтобы рассказать о предстоящем событии. Почему?

С целью продвижения биеннале решено было организовать первый в её истории всемирный пиар-тур. Мы приезжаем в разные уголки мира, чтобы встретиться с журналистами, дилерами и (потенциальными) клиентами. Фактор личного общения нам кажется очень важным. На биеннале съезжаются тысячи людей, и организаторы просто не могут уделить достаточно времени всем участникам, гостям, представителям прессы. Мы уже побывали в США, Китае, на Ближнем Востоке, объездили Европу; вполне логичен и наш визит в Киев, где существует давняя традиция коллекционирования искусства и антиквариата.

На недавней пресс-конференции в Москве Вы говорили о возможности проведения выездных «минибиеннале». Это будет что-то наподобие предаукционных выставок?

Нет. Суть этой инициативы в том, чтобы проводить мероприятия ежегодно. Поскольку Биеннале антикваров проходит раз в два года, то в «межсезонье» мы хотели бы устраивать ярмарки или салоны где-нибудь за пределами Парижа. Так родилась идея организации «минибиеннале» в 3-4 крупных городах, во время которых мы показали бы людям, что такое Биеннале антикваров: произведения искусства высочайшего качества в изысканных интерьерах. На сегодня мы определились с форматом минибиеннале и городами, которые будут их принимать. Возможно, среди них будет и Москва, но это еще не окончательное решение. Важно отметить, что эти выставки-спутники будут коммерческими, и галереи-участники будут показывать на них лучшие свои вещи, как на самом парижском Биеннале. Национальный синдикат антикваров, со своей стороны, гарантирует на минибиеннале те же стандарты качества, что и в Гран Палэ.

Украинские коллекционеры уже бывали на Парижских арт-ярмарках? Входили ли они когда-нибудь в число приглашённых на знаменитые гала-ужины, побывать на которых — особая честь и особое удовольствие? Почему для Вас так важна эта часть биеннале — мероприятия и без того чрезвычайно затратного?

Да, отдельные украинские коллекционеры посещали наши мероприятия, надеемся, что в будущем их станет больше. Гала-ужин – это эксклюзивное мероприятие, позволяющее галереям-участникам пригласить своих лучших клиентов на открытие Биеннале и дать им возможность первыми увидеть выставленные произведения, насладиться ими в роскошной и в то же время спокойной обстановке. НСА только организует ужин, все же места в зале выкупаются антикварами. Последний раз на этом вечере было 1400 гостей, которых обслуживали 500 официантов. Меню составлял шеф-повар ресторана, имеющего три звезды в рейтинге Michelin. На сам ужин отводится всего 1 час 15 мин., а кофе подают уже во время осмотра экспозиции. Излишне говорить о важности мероприятия, на которое приглашаются только топ-клиенты: именно здесь заключаются все крупные сделки.

Первая выставка, положившая начало Биеннале антикваров, была посвящена искусству XVIII века. За прошедшие годы временные рамки экспозиций значительно расширились: появились произведения 1960-х и даже 1970-х гг. Но от так называемого актуального искусства Вы упорно держитесь в стороне. Это принципиальная позиция?

В мире достаточно ярмарок современного искусства, и у Биеннале нет необходимости конкурировать с ними. Хотя НСА официально не ограничивает экспонирование произведений модернистского или актуального искусства, существуют очень строгие правила отбора, вследствие чего большинство вещей, которые вы видите на ярмарках современного искусства, просто не попадают на Биеннале.

На предметы, приобретённые со стендов, даётся гарантия в 25 лет, с точки зрения рынка — срок колоссальный. Может ли новый владелец предъявить претензии, если, скажем, выяснится, что купленная им работа создана не в конце XVI, а в начале XVII века? Разница вроде бы несущественная, но на цене эти несколько десятилетий могли сказаться…

Гарантия на 25 лет – это требование французского законодательства, а не НСА, но в то же время она свидетельствует о высоких стандартах Биеннале. Люди, покупающие на Биеннале, знают, что приобретают подлинную вещь с длительной гарантией. С другой стороны, эта норма обязывает дилеров выставлять только те вещи, в которых они уверены на все 100%, что позволяет повышать общий уровень качества. Также следует отметить, что французское законодательство, регулирующее торговлю антиквариатом, разрабатывается в тесном сотрудничестве с экспертами НСА, который всячески поддерживает нормативы, способствующие прозрачному и честному ведению дел. Многомиллионные продажи – это прежде всего вопрос доверия между дилером и покупателем.

Существуют ли какие-то ограничения, связанные с реставрированными предметами, представленными на Биеннале? Получает ли потенциальный покупатель полную информацию о реставрационных вмешательствах?

Четких норм относительно реставрации у нас нет, но существует жесткий механизм контроля за качеством предметов. Как только участники заканчивают монтаж стендов, мы закрываем Гран Палэ и в течение двух дней внимательно осматриваем все выставленные произведения. Международные эксперты, входящие в состав отборочных комитетов, сверяют датировку и провенанс, изучают общее состояние работ. При малейших сомнениях вещь снимается со стенда. Это очень тяжелая работа, но Биеннале без нее невозможно. Предмет может подвергаться реставрации, но выполняться она должна согласно высочайшим стандартам качества. Решение о снятии предмета со стенда принимается, если вмешательство реставраторов было очень велико, если антиквар не предоставил информацию об их происхождении или вещь, по мнению экспертов, не соответствует «уровню Биеннале».

Какие произведения искусства и предметы старины из тех, что регулярно демонстрируются на ярмарке, не могут быть вывезены за пределы Франции?

Все выставленные предметы снабжены надлежащими документами и могут вывозиться за пределы Франции. НСА тесно сотрудничает с французской таможенной службой, и никаких проблем здесь возникать не должно.

Собираетесь ли Вы налаживать профессиональные связи с украинскими антикварами и галеристами? Перспективны ли такие контакты?

НСА всегда выступал за расширение международных связей и пополнение своих рядов авторитетными антикварами и галеристами. Как я уже говорил, Украина имеет богатую историю коллекционирования и играет заметную роль на европейском арт-рынке, поэтому для нас так важно было приехать в Киев, представить Биеннале и наладить контакты с местными галереями и дилерами. Я надеюсь, что это не последний мой визит в Украину, и убежден, что у НСА здесь будет много дел, и не только в связи с Биеннале, но и в области культурного сотрудничества между нашими странами.

Беседовала Тамара Васильева, “Антиквар”