Несмотря на сокращение аудитории и рекламных бюджетов, ведущие национальные издания США и Великобритании стремятся дать своим читателям как можно больше информации о культурной жизни.
В начале февраля маркетинговый отдел крупнейшего американского музея — Метрополитен — опубликовал результаты социологического опроса посетителей, позволившие заявить, что в мае-августе 2015 года музей привлёк в экономику Нью-Йорка (прямым и косвенным путями) более $ 800 млн., из которых $ 80 млн. ушло в городскую казну в виде налоговых поступлений. Среди посетителей 74 % (из 2,5 млн.) оказались жителями других городов США или иностранными туристами; 54 % из них назвали посещение Метрополитен главным побудительным мотивом своей поездки в Нью-Йорк.
Нет сомнений, что значительный вклад в популяризацию Мет’а (так звучит сокращённое самоназвание музея) на протяжении всей его истории сделали и продолжают делать журналисты и издатели New York Times (язык не поворачивается называть пухлое многостраничное издание с массой специальных разделов, приложений и вкладок тем словом, которое у многих из нас ассоциируется с липкими от невысохшей краски тощими тетрадками, бесплатно распространяемыми на выходе из станций киевского метро).
Разнообразие и профессионализм
Даже в нынешние, печальные для бумажной прессы времена тираж воскресного выпуска NYT превышает миллион экземпляров; более миллиона человек подписаны на цифровую версию и почти столько же являются подписчиками онлайн- и бумажной версий одновременно. На веб-сайт издания ежемесячно заходят более 50 млн. уникальных посетителей, преимущественно люди, от которых зависит принятие решений на всех уровнях государственной власти и управления бизнесом.
Публикации раздела культуры представляют все жанры и виды литературы и искусства, поражая полнотой охвата важнейших событий. Причём большую часть обзоров и рецензий пишут штатные критики.
Давайте посмотрим на материалы, появившиеся на страницах и сайте издания в тот момент, когда готовилась эта статья. Архитектурный критик Майкл Киммельман рассказывает о новом терминале нью-йоркской подземки, арт-критик Роберта Смит делится впечатлениями от пресс-просмотра нового выставочного пространства Музея Метрополитен, посвящённого современному искусству, Скотт Рейберн предлагает обзор крупнейшей арт-ярмарки ТЕФАФ в Маастрихте, останавливаясь на практике выдачи займов, обеспечением которых служат произведения искусства, музыкальный критик Закари Вульф пишет о премьерах «Иоланты» и «Щелкунчика» в Парижской опере. В воскресном книжном приложении находим рецензии на романы Альваро Энриге и Даны Спиотты, подборку документов, связанных с Ф. Кафкой, обзоры иллюстрированных детских книжек и много чего другого. Отметим также, что редакция NYT большое внимание уделяет вопросам экономики культуры, управления музеями, механизмам привлечения спонсорских и меценатских средств в культуру. Очевидно, что всё это является важной составляющей бренда New York Times. На эту особенность издания ещё в начале 2000‑х годов указал его тогдашний президент Скотт Хики-Канеди: «Освещение событий культурной жизни — существенный фактор нашего финансового благополучия и жизнеспособности».
Такой основательностью подхода к культурной проблематике отличаются ещё несколько англоязычных изданий — Financial Times, Times, Daily Telegraph, Guardian. У первого из них заслуживает внимания рубрика «Арт-рынок», которую ведёт редактор The Art Newspaper Джорджина Адам. Здесь можно найти информацию о ценовой конъюнктуре в разных сегментах рынка, регуляторных нововведениях, обзоры и превью аукционов, крупнейших ярмарок, хронику слияний, кадровых ротаций крупных аукционных домов и галерей. Интересен также «Ланч с FT» (интервью со знаменитостями), героями которого часто становятся писатели, художники, кураторы, галеристы, меценаты.
Арт-критик Telegraph Алистер Сук, изучавший историю искусства во всемирно известном Институте Курто, всегда тщательно следит за событиями насыщенной музейной жизни Британии, при этом темой его публикаций далеко не всегда становятся выставки-блокбастеры. Например, в начале марта Сук дал пространную рецензию на видеопроект Элизабет Прайс «Реставрация» в Музее Ашмолеан (Оксфорд). Отдельный 18‑минутный видеофильм посвящён Кносскому дворцу — «первому и старейшему городу Европы», множество артефактов из которого хранятся в Ашмолеан. Критик прежде всего отмечает ясную структуру повествования и внятный монтаж, выгодно отличающие это произведение от большинства работ видеоарта.
Для подхода Guardian характерна бóльшая социальная направленность. На сайте издания есть даже специальный раздел «Сеть профессионалов культуры», где размещаются дискуссионные статьи, колонки и блоги, которые касаются вопросов финансирования отрасли, диспропорции в распределении средств для национальных и местных организаций. К примеру, мэр Ливерпуля, культурной столицы Европы 2008 года, с горечью отмечает, что главная библиотека его города, первая публичная библиотека в истории королевства, сейчас не получает ни шиллинга из национального бюджета.
В маркетинговых исследованиях потребления культурной продукции респондентов часто спрашивают о том, что мешает им ходить в кино, театры, посещать музеи и галереи. Одни из вариантов ответа — отсутствие информации о событиях или отсутствие интереса к ним. (К примеру, опрос Еврокомиссии «Культурные ценности» (2007) выявил 17 % неинформированных потребителей и 27 % — не проявляющих интереса к событиям
культурной жизни.)
Потребление культуры и информированность
Казалось бы, следующим шагом маркетологов и стратегов от культуры должно стать проведение исчерпывающих исследований каналов передачи культурной информации (ТВ, радио, газет, веб-ресурсов), однако этого не делают даже в высокоразвитых странах. Так, опрос «Доступность культуры», проведённый TNS по заказу Евросоюза в 2013 году, позволил получить лишь общие данные по использованию Интернета в культурных целях (выяснилось, что 44 % интернет-пользователей заходили на сайты, чтобы получить информацию о культурных продуктах или событиях, 21 % — просматривали блоги культурной тематики, 24 % — заглядывали на сайты музеев или библиотек с целью углубления знаний). Ответов на то, какого типа сайты (поисковики, он-лайн версии национальных бумажных изданий, городские информ-серверы и т. д.) и какого рода информацию (анонсы событий, рекламные баннеры, критические обзоры, новостные сообщения, интервью с писателями, режиссёрами, художниками или кураторами, колонки известных философов или культурологов) предпочитают пользователи, как они оценивают качество культурной журналистики, чиновники ЕС и менеджеры культуры не получили.
Между тем, как показывает исследование Совета искусств Англии «Аудитории искусств» (Аrts audiences: insight 2011), люди, часто посещающие театры, музеи, галереи, покупающие произведения изобразительного искусства и антиквариат (это 7 % опрошенных), в то же время являются читателями газет с обширными разделами культуры и искусства — Times, Guardian, Telegraph, Daily Mail. В телевизионном меню они выбирают образовательные программы и выпуски новостей. Напротив, та часть аудитории, которая не интересуется искусством или не ходит в театры и музеи из‑за скудости средств (таких в целом больше 20 %), поглощает телепродукцию большими порциями (спорт, телеигры, сериалы, мыльные оперы, талант-шоу), а из газет предпочитает бульварную Sun.
В конце прошлого века состоянием культурной журналистики серьёзно озаботились в США. В 1995 году в Нью-Йоркском университете учредили первое в стране отделение «культурных новостей и критики», директором которого стала известный критик, в прошлом обозреватель изданий Rolling Stone и New Yorker Эллен Уиллис. Чуть позже на благотворительные средства была создана Национальная программа арт-журналистики (National Arts Journalism Program, NAJP) при Колумбийском университете. Эксперты этой программы в 1998 и 2003 годах выполнили исследования, касающиеся объёма культурного контента и типов публикаций в национальных и местных СМИ (бумажной ежедневной и еженедельной прессе, а также на радио и телеканалах). Они проанализировали публикации раздела «Культура и искусство» трёх национальных и 17 региональных газет, а также сюжеты и программы общественного радио и трёх общенациональных телесетей (ABC, CBS, NBC).
Вспомним, что период с 1998 по 2003 год — переломный в истории бумажных СМИ, когда они потеряли значительную часть своей аудитории, сократили объёмы ежедневных и воскресных выпусков и в то же время начали бурно развивать онлайн-версии. Но, как показало исследование NAJP, многие ведущие национальные (New York Times, Wall Street Journal) и региональные (Chicago Tribune, San Francisco Chronicle, Los Angeles Times, Plain Dealer и др.) издания не только не сокращали, но даже увеличивали количество публикаций на темы культуры и искусства. Если же такие сокращения и имели место, то производились они пропорционально сокращению общих объёмов бумажных выпусков. Однако команда экспертов во главе с известным медиа-аналитиком Эндрю Тинделлом также указала на важные изменения в структуре разделов «Культура и искусство». Одни издания уменьшали количество критических рецензий и увеличивали количество новостных материалов и перечней выставок, бестселлеров, спектаклей, фильмов, другие сокращали объёмы статей о культуре в ежедневных выпусках, перенося их в воскресные приложения, третьи начали меньше внимания уделять высокой культуре (классической музыке, джазу, театру, изобразительному искусству), фокусируясь на кино, телевидении, поп-музыке, сплетнях из жизни звёзд. Разделы «Культура и искусство» начали переименовывать в «Развлечения», «Стиль жизни» и т. п.
За последующие 12 лет тиражи и объёмы американских печатных изданий продолжали сокращаться (к примеру, тираж New York Times в будние дни уменьшился с 1,2 млн. в 2002‑м до 625 тыс. в 2015‑м, а многие региональные издания стали выходить три раза в неделю), однако разделы культуры и искусства в них всё же сохранились. Вот результаты небольшого мониторинга публикаций об искусстве в изданиях американских городов-миллионников (с 7 по 13 марта): статья об итогах конкурса портретов Национальной портретной галереи (Washington Post); три материала, посвящённых открытию нового помещения галереи Hauser Wirth в Лос-Анджелесе (Los Angeles Times), причём в одном из них даётся анализ архитектурно-градостроительных особенностей здания; статьи о скором открытии филиала галереи Гагосяна в Сан-Франциско и выставке, подготовленной выпускниками кураторской программы местного Института современного искусства (SFGate); обзор двух больших выставок в музеях Миннеаполиса (Star Tribune); три материала штатного арт-критика Себастьяна Сми, включая его колонку, посвящённую одному произведению из какого‑либо музея Новой Англии, и краткий обзор самых интересных, с его точки зрения, галерейных и музейных выставок в Бостоне (The Boston Globe).
Прайм-тайм без культуры
Ну, и чемпионами по количеству и качеству культурного контента являлись New York Times и Wall Street Journal. Последний, в частности, дал статью о нью-йоркских собирателях старых кирпичей, интервью с женой индийского миллиардера Нитой Амбани, чей фонд спонсирует выставки индийских модернистов в музеях США, а также обзоры выставок Боттичелли (Музей Виктории и Альберта), классической китайской живописи (Метрополитен), портретов Ван Дейка (музей Фрика).
Что касается программ национальных телесетей, то здесь сюжеты о культуре чаще появляются в утренних эфирах и намного реже в вечерних новостных блоках. Значительный процент культурного телеконтента, как правило, составляют новости поп-музыки, Голливуда, моды, пересуды о жизни знаменитостей. Правда, бывают и исключения. Например, в воскресной утренней программе СBS редакторы основное внимание уделяют крупным музейным проектам, театральным премьерам, книжным новинкам. В январе-феврале 2016 года там вышли сюжеты об Эрнсте Людвиге Кирхнере, выставке Джексона Поллока в Далласе, Чикагской архитектурной биеннале. На новостном канале CNN сюжеты об искусстве, дизайне и архитектуре появляются в программе «Стиль».
Время от времени американские продюсеры пытаются знакомить среднего зрителя с миром искусства посредством шоу-конкурсов. Несколько лет назад на кабельном канале Bravo выходила программа «Произведение искусства», участники которой, молодые художники, должны были выполнить с десяток различных творческих заданий (написать портрет приятеля, сделать обложку для классического романа, создать скульптуру-асамбляж и т. д.). Победитель получал $ 100 тыс. и право на персональную выставку в Бруклинском музее. В качестве экспертов и ведущих были приглашены критик Джерри Залц, фотограф Дэвид Ла Шапелль, художник Андрес Серрано, аукционист Симон де Пьюри.
На общественном канале PBS уже 20 лет выходит программа «Передвижная антикварная лавка» (Antiques Roadshow), суть которой в том, что эксперты ведущих аукционных домов проводят оценку предметов, приносимых на съёмочную площадку всеми желающими. За это время среди семейных сувениров и подарков рядовых американцев антиквары выявили немало ценных в художественном или историческом отношении полотен, рисунков, произведений прикладного искусства, а зрители узнали о порой удивительных приключениях вещей, связанных с событиями личной жизни бывших владельцев и большой истории. Здесь и китайская жадеитовая ваза XVIII в. (оценённая в $ 1 млн.), и ранний пейзаж абстрактного экспрессиониста Клиффорда Стилла ($ 500 тыс.), и акварель Эндрю Уайета ($ 450 тыс.), и альбом Beatles, выпущенный к их первому приезду в США, с автографами музыкантов ($ 150 тыс.). Интересно, что формат Antiques Roadshow, изобретённый ВВС в 1979‑м, в разное время приобретали телекомпании Швеции, Германии, Нидерландов, Австралии, Канады, Финляндии.
Тенденция выводить культурные программы на специализированные каналы с меньшей долей аудитории наблюдается и в Великобритании. Здесь на канале BBC Two (доля — около 5 %) по средам в 10 вечера выходит часовой обзор событий в мире искусства и культуры.
Мутации критики
В 2001 году редакция одного авторитетного академического журнала по современному искусству провела круглый стол, посвящённый анализу современного состояния художественной критики. Многие из его участников констатировали тогда вырождение или смерть института критики. Розалинд Краусс, например, указала на то, что при формировании репутации художника дилеры «экономят» на издании больших каталогов с серьёзными критическими статьями, считая достаточным сам факт выставки художника в престижной галерее. По её мнению, даже у редакторов художественных журналов нет понимания того, что художник должен быть помещён в определённое «дискурсивное пространство».
Бенжамен Бухло заявил, что суждение критика утратило своё значение вследствие утверждения института кураторства. Имея прямой доступ к механизмам культурной индустрии, куратор фактически не нуждается в критике как таковой. «Инвестиционной структуре необходимы эксперты, а не критики», — суммировал он.
В самом деле, то, что мы по инерции называем критикой, по сути — лишь описание явления, попытка поместить его в определённый контекст. Критик (арт-журналист), являясь частью инвестиционной арт-системы, избегает острых и резких оценочных суждений, пишет как бы с оглядкой на возможных будущих партнёров или нанимателей. Можно вспомнить массу случаев, когда арт-критики уходили в кураторы и директоры, как, например, нынешний директор Арт Базеля Марк Шпиглер. Кстати, сам он смотрит на проблему кризиса критики проще, чем теоретики-структуралисты. Мол, критику не нужно бояться обидеть художника, поскольку нет более безжалостного критика, чем сам художник, оценивающий своё творчество во время ночной бессонницы.