“Казацкие земли Украины” Владимира Недяка

О том, как зарождался частный историко-этнографический музей «Казацкие земли Украины», рассказывает его основатель и генеральный директор, искусствовед, историк, этнограф, художник, фотожурналист, издатель, автор книги «Україна — козацька держава», лауреат Национальной премии Украины им. Т. Шевченко Владимир Недяк.

Свою коллекцию старины я начал собирать ещё в начале 1960‑х годов, когда жил вместе с родителями на одиноком хуторе Фортштадт в кубанской степи. Мы переехали туда из уютного села Веремеевка, которое стояло на Днепре более пяти веков, но было «выселено на гору» из‑за строительства Кременчугской ГЭС. На Кубани я часто вспоминал то казацкое село, двор деда Ладымаря за высоким плетёным забором из вербы, его просторные, сруб­ленные «в ласточкин хвост» амбары, где хранилось всё нажитое за три четверти века добро. Иногда, пребывая в хорошем настроении, дед приглашал меня погулять по его переднему «чистому» двору. Я ходил за ним по всем закоулкам усадьбы, всё внимательно рассмат­ривал и запоминал — будто знал, что пригодится. Дед показывал мне ткацкие станки и прялки, массивные дубовые сундуки и «мальовані скрині» из тополя, сплошь заполненные кожухами, «юпками», свитками, жупанами и всякой другой одеждой.

В других коморах хранились бочки и бочонки, деревянные маслобойки, ручные и ножные ступы, каменные жернова для разного зерна, деревянные корыта и корытца (ночвы), вёдра, всевозможные мерки и сита. Показывая мне всё это имущество, дед Ладымарь говорил очень спокойно, рассудительно. По его сельским меркам это огромное состояние давало уверенность в завтрашнем дне и приносило душевный покой. Водил он меня и по заднему «хозяйскому» двору, заставленному телегами, санями и другим инвентарём. Здесь я увидел настоящие чумацкие возы в полной походной комплектации — словно перед дальней дорогой в Крым… В отдельной постройке хранились в подвешенном состоянии лодки-«довбанки», верши и вятеря, сети и вёсла, причём было их столько, что хватило бы на целую рыбацкую артель! Мне, совсем маленькому, всё это так нравилось. Это были сказочные времена! Сокровища веремеевского деда Ладымаря наполняли меня любовью к старине, открывали красоту патриархального быта и, наверное, уже тогда пробудили интерес к собирательству…

Первый «экспонат» моей собственной коллекции был найден на Кубани около полувека назад. На соседнем с Фортштадтом хуторе Малый Бейсуг стояла старинная усадьба с красивой для тех мест архитектурой, где уже много лет размещалась начальная школа. Были там и заброшенные подвалы, которые планомерно «обследовала» ватага местных ребят. Давно рыскавший там хуторской мальчишка говорил, что в одном из таких подвалов спрятан клад, владелец которого бежал в 1917 году в Турцию. Мы ходили в те подвалы, как на работу, причём с каждым разом искателей становилось всё больше. Я даже начал задумываться над тем, как станем делить сокровище, если найдём его? И вот однажды это случилось! Лёха Чалый извлёк из стены кирпич и вытащил из отверстия коричневый глазурованный кувшин с волнистым орнаментом «в крапинку». Сверху сосуд был завязан грубой тканью, облитой воском, а по всей поверхности были нанесены какие‑то непонятные знаки. Всё это я внимательно рассмотрел, ведь со мной был отцовский фонарик «Даймон», позже обменянный на монеты…

Старшие пацаны решили, что клад надо открывать и делить здесь же, в подвале, потому что потом — как вылезем наружу — на всех желающих точно не хватит. Мне, как самому младшему и недавно приехавшему, в «честном дележе» досталась одна медная николаевская монета 1898 года номиналом в две копейки. Кувшин тоже поделили — разбили и раздали кусочки. Вот краткая предыстория моего собирательства…
Ту первую монету я до сих пор берегу как символ, положивший в 1963 г. начало моей нумизматической коллекции. Ныне её главным направлением стали деньги, находившиеся в обращении на территории Украины в казацкие времена. А с трёх черепков началось обширное собрание керамики. Только Трипольский его раздел насчитывает сегодня около двух тысяч единиц. Представлены также Ямная, Черняховская культуры, керамика скифского времени, Античного Причерноморья, собраны уникальные коллекции предметов периода национально-ос­во­бо­ди­тельной борьбы под предводительством Богдана Хмельницкого, народной керамики XIX–XX вв.

Любовь к старине, искреннее желание сберечь дошедшие до нас артефакты и памятники народной культуры привели меня к созданию частного научного и музейного учреждения государственного уровня «Казацкие земли Украины». Истоки этого комплекса под открытым небом — в усадьбе потомка чумаков, деда Ладымаря. Всё увиденное и услышанное там, на казацком подворье, навсегда осталось в моей памяти и в моей душе…
Прожив семь лет на хуторах Форштадт, Киргизы и Малый Бейсуг Брюховецкого района Краснодарского края, я отправился на летние каникулы в Веремеевку к бабушке Оляне Владимировне и больше не вернулся на Кубань (впоследствии приехать ко мне были вынуждены и родители). Дело в том, что в ту пору я уже имел небольшую коллекцию нумизматики, фалеристики, бонистики и других исторических предметов, а возможности Веремеевки меня потрясли: за лето я собрал там монет вдвое больше, чем за пять кубанских лет! И это стало главной причиной невозвращения. Вскоре в моей коллекции появились иконы, резная ореховая трубка XIX века в виде оленьей головы, в 1967 году — первый серебряный дукат и вышитый красным рушник с древом жизни…

До окончания школы я уже успел организовать домашний исторический музей, куда приходили мои соученики и учителя, односельчане и гостившие у них родственники, завёл книгу отзывов и впечатлений… Минуло ещё три года и в мае 1975‑го в мой сельский музей в Веремеевке приехали известный украинский этнограф и искусствовед Павел Николаевич Жолтовский и две девушки-студентки. Одна из них — Раиса Чугай, ныне авторитетный учёный-украинист, доктор искусствоведения, профессор.

Знакомство с Жолтовским укрепило меня в стремлении заниматься историей и этнографией, культурой и искусством Украины. Летом того же года я побывал в мастерской Ивана Макаровича Гончара на Наводницкой улице в Киеве, благодаря чему расширились границы моего собирательства, обозначились направления поисково-исследовательской работы, был составлен план действий на ближайшие три года. Тогда же судьба свела меня с известным археологом, доктором исторических наук Иваном Гавриловичем Шовкоплясом. После наших частых встреч в библиотеке им. Вернадского, долгого и бесценного для меня общения, я окончательно понял, что хочу быть историком.

Сегодня в управлении музея «Казацкие земли Украины» 200 га земли. В его фондах хранится более 30 тысяч исторических, этнографических, археологических предметов. Сформирована научная библиотека, ведётся исследовательская, реставрационная и издательская деятельность.

По мере возможности мы стараемся пополнять богатую и разнонаправленную музейную коллекцию, увидеть которую хотят всё больше и больше людей. В общем, частный ис­то­ри­ко-эт­но­гра­фи­чес­кий му­зей-скан­сен «Казац­кие зем­ли Украины» успешно развивается, и мы молим Бога, чтобы Он дал силы воплотить всё задуманное.