Проданная за 10,8 млн долларов картина Франса Хальса оказалась подделкой

Картина, которая считалась работой знаменитого голландского художника Франса Хальса и была продана в 2011 году на аукционе Sotheby’s за 10,8 миллиона долларов, признана подделкой. Аукционный дом полностью признал это и возместил ущерб владельцу полотна.

С помощью новейших технологий удалось достоверно установить, что картина не могла быть написана в XVII веке, так как была создана с помощью современных материалов. Это разоблачение было не единичным: картина фальшивого Хальса всего лишь часть скандала, связанного с предполагаемым появлением в арт-пространстве более двух десятков подделок, как сообщает BBC.

Эксперты считают, что многие картины, авторами которых считались Старые мастера (так принято обозначать выдающихся художников Западной Европы, работавших в начале XVIII в.), могут оказаться подделками. Размеры убытков катастрофические, так как речь идет о более чем 25 картинах общей стоимостью около 246 000 000 долларов.

Всемирно известный арт-дилер Боб Хабольдт назвал этот случай скандалом века в области искусства. В последний раз нечто подобное происходило в 1940-х годах, когда под сомнение была поставлена подлинность картин авторства голландского художника Яна Вермеера.

Франс Хальс (1583-1666) — художник, портретист Золотого века голландской живописи. Известен своей свободной манерой письма и введением этого живого стиля в голландское художественное искусство. Хальс сыграл важную роль в эволюции группового портрета 17-го столетия. 

В портретах Хальса представлены все слои общества: бюргеры, стрелки, ремесленники, представители низов общества, на стороне последних его особенные симпатии, а в их изображениях он проявил глубину мощного полнокровного дарования. Демократизм его искусства обусловлен связями с традициями эпохи нидерландской революции.

Хальс изображал своих героев без прикрас, с их бесцеремонными нравами, могучим жизнелюбием. Художник расширил рамки портрета введением сюжетных элементов, запечатлевая портретируемых в действии, в конкретной жизненной ситуации, акцентируя мимику, жест, позу, мгновенно и точно схваченные. Хальс не только реформировал единичный заказной и групповой портреты, но стал создателем портрета, граничащего с бытовым жанром.