“От тьмы к свету” Михаила Туровского: украинская фигуративная живопись в Нью-Йорке

В Украинском музее Нью-Йорка 27 октября открылась ретроспектива одного из самых известных представителей современного украинского искусства в США — художника Михаила Туровского.

Выставка получила название “От тьмы к свету”, а ее приглашенным куратором стал известный поэт и писатель Василий Махно. 

Об открытии и центральных образах экспозиции рассказывает арт-критик Анна Калугер.

Открытия выставок современной живописи редко сопровождаются овациями. Тем более когда речь идет о таком избалованном событиями городе, как Нью-Йорк. В случае с выставкой “От тьмы к свету” овации Михаилу Туровскому вовсе не объяснялись тем, что диаспорная публика Украинского музея — удобный доброжелательный круг “своих”, где все друг друга знают. Круг “своих” Туровского выходит далеко за пределы диаспоры, ведь он формировался среди множества известнейших выставочных площадок Америки и Европы: от Дворца конгрессов в Париже и Венецианской биеннале до главного офиса ООН и Art expo в Нью-Йорке.

В 2001 году в Национальном художественном музее (NAMU) проходила одна из крупнейших ретроспектив художника — “Михаил Туровский. Возвращение”, которая состояла из 3 частей: “Живопись. Избранное 1990-2000”, “Холокост” и легендарная серия, вызвавшая немало дискуссий, “Конец великой утопии”. Можно взять на себя смелость, сказав, что для украинского искусства это был прецедент декоммунизации и первый жест в сторону так называемого “исторического поворота”: здесь представили целую портретную серию Владимира Ленина в разнообразных головных уборах, воплощающих исторические образы власти, от каски Отто фон Бисмарка до папской тиары.

Эта серия примечательна в первую очередь тем, что представляет собой не единичный акт переосмысления фигуры Владимира Ленина, а размышление о природе власти как таковой и ее бесконечной инертной повторяемости. Ведь Ленин – всего лишь одна из визуализаций “власти жаждущих”, он не лучше и не хуже многих других, возглавлявших страны и партии.

Этой идее на сегодняшний день уже целых 20 лет, но перед нами тот уровень исторической здравости в оценке коммунистического прошлого, к которому Украине, к сожалению, еще очень далеко. Если на Венецианской биеннале в свое время серию воспринимали как открытие, то в Украине она была раскритикована за сам факт “прикосновения” к фигуре Ленина. 

Все это к тому, что каждое появление Туровского в отечественном информационном поле — толчок к переосмыслению самого образа современного искусства Украины. И его нью-йоркская выставка примечательна именно в этом контексте.

Украинский музей представил около 80-ти работ: триптих “Крематорий” из живописного эпоса «Холокост», картины, посвященные Голодомору, урбанистические пейзажи Нью-Йорка, впервые экспонированная серия “Материнство”, графические иллюстрации к Стефанику и Лесе Украинке с Мадонной-Мавкой.  

Его работы, вобравшие в себя школу Василия Касияна и Татьяны Яблонской, которую он сохранил, невзирая на быстро сменяющие друг друга направления в Штатах, стали действительно уникальным примером существования художника на пересечении двух противоборствующих культурных традиций — советской и западной. Туровский не стал “продуктом” этой борьбы, но вобрал в себя лучшее, что могли дать обе традиции. Его обращение к темам Голодомора и Холокоста строилось на пересечении главных политических идеологий ХХ века — коммунизма и нацизма. Именно эти два полюса, воплощенные в циклах “Холокост” и “Конец великой утопии”, можно назвать горячими точками творчества Туровского. Это и есть умение “смотреть на прошлое, не пряча глаз”, писать с заглавной буквы только Историю, а не бесконечно сменяющие друг друга стили. Трезво измерять и оценивать масштаб всех катастроф прошлого и этим образно создавать такое будущее, где подобное уже не будет возможным и жизнь на земле будет продолжаться: “і буде син, і буде мати, і будуть люде на землі”.

Ведь когда мир вокруг подвергается тяжелым испытаниям, единственный голос, способный этот мир упорядочить — это голос художника. Художник провозглашает манифест за манифестом в надежде на то, что его видение жизни станет общим для всех. То, что предлагает своими работами Михаил Туровский — это мир, полный гуманизма, в котором даже испытания самыми великими трагедиями ХХ века, Холокостом и Голодомором, есть испытания мира на человечность.

Выставку в Украинском музее Нью-Йорка можно посетить до 22 марта 2020 года.