В Национальном художественном музее Украины стартовал украинско-немецкий проект «Герои. Попытка инвентаризации». |
«Герои. Попытка инвентаризации» в Киеве: Mиф жил… Миф жив… Миф будет жить.
В Национальном художественном музее Украины стартовал украинско-немецкий проект «Герои. Попытка инвентаризации». Главная коллекция страны решила перелопатить свои закрома, именуемые «фондами», и критически (к счастью, без резких движений, как это происходило в годы борьбы с неугодным искусством) пересмотреть свои сокровища и разобраться с процессом создания идеологических мифов посредством изобразительного искусства. Заодно устроить ошеломляющую выставку.


Куратор Михаэль Фер представляет ключевую картину экспозиции Виктора Рыжих «Реликвии Бреста».


К скульптуре, как и по всем залам, проложены красные дорожки: их любезно предоставили Дворец «Украина» и Театр русской драмы. Они, конечно, изрядно уже послужили и, можно даже сказать отслужили. Однако это необходимая «концептуальная» деталь. Куратор выставки предлагает всем посетителям почувствовать себя героями… в данном случае — выставки. Одна из таких дорожек по главной лестнице ведет к грандиозному (297×513) полотну Михаила Хмелько «За великий русский народ!» (1947). Творение, на котором изображен праздничный обед 24 мая 1945 года в Кремле в честь Победы «вместило за столом» всю элиту Страны Советов и в 1948 году ему была присуждена Сталинская премия II степени. Но автору пришлось, потом, еще немало потрудиться над своим детищем.

То Лаврентия Берию пришлось зарисовывать, а там и рассадку за столом первых лиц перестраивать: тому по званию негоже с другим сидеть рядом, второму тоже место не тут, а там… В общем тяжелая это работа — и гостей на званом вечере рассаживать, и картину писать!


Дмитрий Крвавич. Девушка прижимает награду. 1961


Виктор Пузырьков. Солдаты
Всеволод Парчевский. Защитники Сталинграда
![]() | ![]() |
Особое место в пантеоне украинских героев-идолов занимает Тарас Шевченко. Экспозиция, посвященная поэту, расположена в зале, условно называемом «Зал святых и мучеников». Иконописная традиция предполагала изображение святых мучеников с иллюстрированием их биографии. Как правило, это особенности рождения, предпосылки формирования личности, преодоление препятствий на жизненном пути, кара власть предержащих, и, наконец, мученическая смерть как механизм вознесения в сонм святых.

Великомученица Параскева в житии. Галичина. Вторая половина XVIII ст.


Завершается экспозиция работой Дмитрия Нагурного — «Портрет подполковника Анатолия Фирфарова», русского вертолетчика, участника ликвидации на ЧАЭС. Экспонирование вызвало немало споров, но работу представили. И она хороша, и, как говорится, «имеет место быть».

Как логическое завершение поиска современного героя представлено полотно Александра Гнилицкого «Папа, шлем давит». На холсте изображен усталый солдат в отставке, который не хочет идти на военный парад. Миф разламывается.