Материал из журнала “Антиквар” #88: “Украинское сакральное искусство”
В XIX веке наряду с металлом и стеклом фарфор и фаянс стали привычными материалами для изготовления предметов культового назначения. В Российской империи XVIII–XIX вв. привилегия на производство таких изделий принадлежала Императорскому фарфоровому заводу. В середине XIX столетия к их выпуску приобщились мануфактуры, действовавшие на территории нынешней Украины, — частный фарфоровый завод Андрея Миклашевского и Казённая Киево-Межигорская фаянсовая фабрика. На заводе в имении А. Миклашевского делали церковные лампады и иконостасы, иконы для которых писали на фарфоре живописцы Императорской Академии художеств. Монументальные и одновременно хрупкие конструкции иконостасов поражали красочным великолепием и сложностью работы. Во второй половине — конце XIX в. выпуск предметов культового характера, преимущественно лампадок и пасхальних яиц, освоили частные заводы Гжели и предприятия Товарищества М. С. Кузнецова.
Особенно широкий ассортимент подобных изделий (более десятка разновидностей), рассчитанных как на церковные нужды, так и для домашнего пользования, производила Киево-Межигорская фабрика. Представление о них даёт коллекция Сумского художественного музея им. Н. Онацкого (СХМ), основу которой составило знаменитое собрание киевского коллекционера Оскара Гансена (1881 — после 1920). Солидной подборкой изделий Киево-Межигорской мануфактуры, включающей всенощник, иконы, лампадки, кресты, писанки и подсвечники (всего более 250 единиц хранения), обладает Национальный музей украинского народного и декоративного искусства (НМУНДИ). Более 50 икон, лампад и крестов хранится в фондах Национального музея истории Украины (НМИУ) 1.
Начало этой коллекции положил первый директор Киевского художественно-промышленного и научного музея (предшественника НМУИ) Николай Биляшивский, который отыскивал изделия фабрики во время экспедиций в Межигорье, покупал их у антикваров. Как и Оскар Гансен, он был страстным собирателем и ценителем межигорского фаянса, и именно благодаря Биляшивскому в дореволюционный период музей обладал значительным — в 750 единиц хранения — собранием таких предметов 2.
Примечательно, что межигорские иконки, лампады и кресты стали основой первой коллекции художественно-промышленного отдела музея 3. В 1925 г. им отвели отдельную витрину на организованной Н. Биляшивским «Выставке фаянсовых и фарфоровых изделий Киево-Межигорской фаянсовой фабрики», которая проходила во Всеукраинском историческом музее имени Т. Шевченко. Специально к выставке был издан каталог с кратким перечнем экспонатов 4. В отличие от основной массы межигорской продукции, «разные лампады для церковного и домашнего использования, несколько типов икон и крестов, писанки и кое‑какие одиночные вещи» 5 авторы каталога отнесли к изделиям «местного характера», хотя в отношении икон это не совсем так.
В архиве НМУНДИ хранятся фотографии с этой выставки. На одной из них хорошо видна витрина № VII 6, где представлен почти весь ассортимент культовых изделий, выпускавшихся на фабрике с 1820‑х вплоть до конца 1860‑х гг. (за исключением «Голгофы», размещённой в витрине № VIII). Впоследствии экспонировавшиеся предметы вошли в собрания НМИУ и НМУНДИ. Тема церковно-культового фаянса Киево-Межигорской фабрики на примере памятников из коллекции НМУНДИ нашла отражение в статьях историка украинского фарфора Ф. Петряковой 7.
Возвращаясь к коллекции Гансена, отметим, что в музейном сообществе Оскара Германовича знали как владельца крупнейшего собрания фаянса Киево-Межигорской фабрики. По численности (более 1 000 единиц) 8 и редкости предметов, представлявших все периоды деятельности мануфактуры, её признавали лучшей в Российской империи. Гансен был не только коллекционером, знатоком и меценатом, но и исследователем.
Его описание маркировки изделий Киево-Межигорской фабрики, опубликованное в специально посвящённом гансеновской коллекции межигорского фаянса выпуске журнала «Искусство, живопись, графика, художественная печать», не утратило актуальности по сей день 9.
Неоспоримая историко-культурная значимость этого собрания позволила сохранить его в целостности после принятия в 1919 г. Декрета о национализации художественных ценностей и создать в том же году на основе его киевской части 3‑й Государственный музей. Другая часть коллекции Гансена (где и оказался в основном межигорский фаянс) ещё в 1918 г. была переправлена владельцем из неспокойного Киева в Сумы, в особняк его матери Елены Августовны Виттерлейм (Сумовской) и стала основой образованного в марте 1920 г. художественно-исторического музея 10.
Среди изделий Киево-Межигорской мануфактуры, хранящихся в фондах СХМ, привлекает внимание подборка предметов церковно-культового назначения. Принадлежность большинства из них к коллекции Гансена подтверждается старыми инвентарными номерами, а также описью, осуществлённой в Сумах Народным комиссариатом образования УССР 11.
Всего в документе числится 166 предметов: 88 лампадок (оценённых в 3–5 руб.), 28 икон (от 3 до 75 руб.), 37 писанок (по 1, 2 и 7 руб.), 13 крестов (в том числе 1 большой, от 3 до 10 руб.) и композиция «Голгофа» с оценкой в 80 руб. Что касается сюжетов икон, то это «Вознесение» (10 шт.), «Рождество» (4 шт.), два образа Богоматери, четыре — Спасителя, «Чудотворная икона Св. София» 12, иконы «Тайная вечеря» и «Богоматерь с Младенцем» овальной формы. Кроме того в описи фигурирует «икона зелёная», изображение на которой, очевидно, было рельефным. На сегодняшний день в собрании СХМ имеется несколько икон «Вознесение» и «Спаситель», «Чудотворная икона Св. София» и «Тайная вечеря».
Поскольку композиционные различия в рамках одного сюжета на межигорских иконах, как правило, не встречаются, можно предположить, что овальная икона Богородицы была схожа с экспонатом из коллекции НМУНДИ. Данная композиция повторяет типичный для эпохи Возрождения вариант изображения Мадонны, кормящей Младенца, что свидетельствует о западноевропейских истоках иконографии образа.
Сохранившиеся иконы «Воскресение» («Вознесение»), как и изображения Спасителя, однотипны и отличаются друг от друга в основном колоритом и рельефным оформлением рам. Первые имеют самый большой, близкий к аналойному размер — 31 × 26 см. Композиционно они наследуют западный вариант иконографии «Восстание Христа из гроба», где обнажённый Спаситель в препоясании парит над гробом, держа в руке флаг с изображением креста. Рама иконы — профилированная с розетками по углам — имитирует киотную. Она выполнена методом литья в гипсовую форму вместе с изображением, которое также сделано слегка рельефным. В нижней части иконы хорошо видны дата: «1844 года 20 марта» и авторская монограмма: «МК», в верхней части имеется отверстие для подвешивания.
Расцвеченное яркими глазурями погрудное изображение Христа в ажурной «картинной» раме вновь отсылает нас к западноевропейскому прототипу. Межигорские иконы на данный сюжет обычно не имеют надписей с датами и каких‑либо приспособлений для крепления. Вполне возможно, что они производились как храмовые напрестольные образы.
Икона «Изображение Чудотворной иконы Святой Софии Премудрости Божией в Киево-Софиевском соборе» — единственная в коллекции выполнена сепией. Хотя она и восходит к местному иконографическому типу (предполагают, что создателем киевского образа «Софии Премудрости Божией» был митрополит Пётр Могила), здесь тоже чувствуется влияние западноевропейского искусства 13.
Данная иконография получила распространение в различных регионах Российской империи в XVII–XVIII вв. На иконах, как и в нашем случае, изображён храм — сень со семью столпами (отсюда второе название образа — «Семистолпная»); под сенью в окружении золотого сияния на серповидной луне стоит Богоматерь с Младенцем Христом на лоне. Над сенью изображены Бог Отец и Святой Дух в виде голубя с исходящими от него лучами. По сторонам — семь Архангелов с распростёртыми крыльями и знаками своего служения в руках: справа — Михаил с копьём, Уриил с опущенной вниз молнией и Рафаил с алавастром; слева — Гавриил с цветком лилии, Селафиил с чётками, Иегудиил с царской короной и Варахиил с цветами на белом плате. К храму ведут семь ступеней с надписями: Вера, Надежда, Любовь, Чистота, Смирение, Благость, Слава (образ Церкви на земле). На ступенях стоят тайнозрители воплощения Премудрости — ветхозаветные пророки Моисей, Аарон, Давид, Исайя, Иеремия, Иезе-
кииль и Даниил со своими атрибутами.
Скульптурная «Голгофа» также связана с европейской художественной традицией, где является одним из наиболее распространённых вариантов оформления алтаря. Слово «голгофа» (от арам. gûlgaltâ, букв. «череп») означает место казни — «лобное место». По преданию крест, на котором был распят Христос, водрузили над местом погребения Адама («На том месте, где я буду погребен, будет распято Слово Божие и оросит Своею кровию мой череп»). Таким образом Христос — «новый Адам» искупал первородный грех «ветхого Адама», а потому в христианской изобразительной символике у подножия креста часто изображался череп первочеловека. В сакральной географии Голгофа рассматривалась как центр мира, мировая гора, пуп земли.
На «Голгофе», изготовленной межигорскими мастерами, имеются два отверстия, в которые вставлялись орудия страстей Господних — трость и копие. Сам крест типологически повторяет четырёхконечные напрестольные кресты с закруглёнными концами, которые выпускались на фабрике в середине XIX в. Единственное, что его отличает — небольшой выступ на основании.
Фаянсовые напрестольные кресты с фигурой распятого Христа, выполненной в невысоком рельефе, могли быть как малых, так и больших размеров. Они исполнялись по одному шаблону, однако колорит росписи варьировался; иногда у подножия креста ставили дату производства.
Размеры межигорских лампад колеблются от 7 до 37 см в высоту и от 6 до 30 см в диаметре. Чашеобразные сосуды со стаканчиком для масла внутри подвешивались на цепях, которые продевались в фигурные ушки и соединялись вверху под крышкой — «коптильником».
В коллекции СХМ представлены изделия небольших размеров, без крышек, с туловом ступенчатой или овоидной формы. Лампады декорировались красочной росписью, печатным рисунком или оставлялись монохромными. Среди мотивов и сюжетов, которые чаще всего можно видеть на подобных предметах, — собранные в букетики растения местной флоры, «Вознесение», «Распятие», изображение Иисуса Христа в терновом венце. В уже упоминавшейся описи фигурирует также покрытая люстром лампада «Киевъ» с миниатюрными изображениями «Вознесения», Спасителя и Богоматери 14. Изделия ступенчатой формы украшались скульптурными головками херувимов или фигурками ангелов, как «большая шоколадная ажурная лампада с ангелом» 15.
Привычные атрибуты пасхального праздника — расписные яйца — имеют характерное для подобных предметов из фарфора и фаянса сквозное отверстие, в которое продевалась лента с бантом внизу и петлёй вверху (за ленту они подвешивались под иконами в красном углу). Размеры межигорских писанок колеблются в пределах 4–15 см, а система их декора наследует традиционное для народного искусства членение по горизонтали и вертикали.
Большинство пасхальных яиц, выпущенных на Киево-Межигорской мануфактуре, украшено звёздами, линейной отводкой и геометрическими узорами, а также мотивами вьющейся виноградной лозы, печатными изображениями виолы (которую в наших краях чаще называют «Анютиными глазками»), пальметтами. Главным образом роспись выполнялась по глазури, реже — подглазурно, встречаются писанки, покрытые люстром. В описи говорится о писанках «бордо с палевым», белой и бело-синей 16.
Лишь небольшая часть подобных изделий украшалась миниатюрными сюжетами в круглых и овальных медальонах. Так, в коллекции СХМ есть интересные экземпляры, покрытые сплошным синим тоном, с печатными изображениями «Спаса Нерукотворного», «Креста Господнего», святого Николая, звезды Давида, чаши, «Всевидящего Ока», полуфигур благословляющего Христа и ангела. Встречаются также миниатюры с изображением Богородицы, «Вознесения» 17. Отметим, что из всех рассмотренных изделий Киево-Межигорской мануфактуры лампады и писанки более других близки в художественном отношении местной традиции и сохраняют обаяние народного искусства.
Коллекция киево-межигорского фаянса церковно-культового назначения дополняет наши представления об ассортименте изделий мануфактуры и развитии декоративно-прикладного искусства XIX в. на землях Украины. Особенности производства подобных предметов с точки зрения объёмов и заказов, а также история их бытования ещё требуют дополнительных исследований.
Примечания
1 Истории формирования межигорской коллекции Национального музея истории Украины посвящена статья заведующей отделом декоративно-прикладного искусства НМИУ Ольги Ивановой. См.: Іванова О. В. Межигірський фаянс XIX ст. в колекції НМІУ // 110 років колекції Державного музею українського народного декоративного мистецтва. — К., 2002. — Вип. 40. — С. 93–105.
2 См.: Іванова О. В. Роль М. Біляшівського у формуванні колекції Межигірського фаянсу // Національний музей історії України. Тематичний збірник наукових праць. — К.: Фенікс, 2011. — С. 130.
3 См.: Іванова О. В. Межигірський фаянс XIX ст. в колекції НМІУ. — С. 93.
4 Выставка фаянсовых и фарфоровых изделий Киево-Межигорской фаянсовой фабрики. — К.: «Київ-Друк», 1925.
5 Там же. — С. 14.
6 НМУНДИ. Ф. 1. Оп. 3. Д. 4. Ед. 14. Л. 1.
7 См.: Петрякова Ф. С. Фаянсові хрести, лампади, хатні ікони Києво-Межигір’я (1840–1850) // Історія релігій в Україні: Праці одинадцятої міжнародної наукової конференції, Львів, 16–19 травня 2001 р. — Львів, 2001. —
С. 336–343.
8 Центральный государственный архив высших органов власти и управления Украины (ЦГАВО). Ф. 166. Оп. 1.
Д. 707. Л. 154.
9 См.: Искусство, живопись, графика, художественная печать. — 1911. — № 6–7. — С. 271–273.
10 Ныне Сумской областной художественный музей
им. Н. Онацкого.
11 ЦГАВО Украины. Ф. 166. Оп. 1. Л. 707. Л. 66, 67.
12 Название приводится согласно описи.
13 См.: «Пречистому образу твоему поклоняемся…» (Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея). — Спб., ГРМ, 1995.
14 ЦГАВО Украины. Ф. 166. Оп. 1. Д. 707. Л. 66.
15 ЦГАВО Украины. Ф. 166. Оп. 1. Д. 707. Л. 67.
16 Там же.
17 Хранятся в НМУНДИ.