Лампадка с живописным декором и рельефными ангелами. Сер. XIX в. СХМ

Фаянс Киево-Межигорской мануфактуры из коллекции Оскара Гансена

Материал из журнала “Антиквар” #88: “Украинское сакральное искусство”

В XIX веке наряду с металлом и стеклом фарфор и фаянс стали привычными материалами для изготовления предметов культового назначения. В Российской империи XVIII–XIX вв. привилегия на производство таких изделий принадлежала Императорскому фарфоровому заводу. В середине XIX столетия к их выпуску приобщились мануфактуры, действовавшие на территории нынешней Украины, — частный фарфоровый завод Андрея Миклашевского и Казённая Киево-Межигорская фаянсовая фабрика. На заводе в имении А. Миклашевского делали церковные лампады и иконостасы, иконы для которых писали на фарфоре живописцы Императорской Академии художеств. Монументальные и одновременно хрупкие конструкции иконостасов поражали красочным великолепием и сложностью работы. Во второй половине — конце XIX в. выпуск предметов культового характера, преимущественно лампадок и пасхальних яиц, освоили частные заводы Гжели и предприятия Товарищества М. С. Кузнецова.

Икона «Господь Вседержитель». Сер. XIX в. СХМ

Икона «Господь Вседержитель». Сер. XIX в. СХМ

Особенно широкий ассортимент подобных изделий (более десятка разновидностей), рассчитанных как на церковные нужды, так и для домашнего пользования, производила Киево-Межигорская фабрика. Представление о них даёт коллекция Сумского художественного музея им. Н. Онацкого (СХМ), основу которой составило знаменитое собрание киевского коллекционера Оскара Гансена (1881 — после 1920). Солидной подборкой изделий Киево-Межигорской мануфактуры, включающей всенощник, иконы, лампадки, кресты, писанки и подсвечники (всего более 250 единиц хранения), обладает Национальный музей украинского народного и декоративного искусства (НМУНДИ). Более 50 икон, лампад и крестов хранится в фондах Национального музея истории Украины (НМИУ) 1.

Икона «Богоматерь с Младенцем». Сер. XIX в. НМУНДИ

Икона «Богоматерь с Младенцем». Сер. XIX в. НМУНДИ

Начало этой коллекции положил первый директор Киевского художественно-промышленного и научного музея (предшественника НМУИ) Николай Биляшивский, который отыскивал изделия фабрики во время экспедиций в Межигорье, покупал их у антикваров. Как и Оскар Гансен, он был страстным собирателем и ценителем межигорского фаянса, и именно благодаря Биляшивскому в дореволюционный период музей обладал значительным — в 750 единиц хранения — собранием таких предметов 2.

Лампадка бирюзовая с ангелом. Сер. XIX в. СХМ

Лампадка бирюзовая с ангелом. Сер. XIX в. СХМ

Примечательно, что межигорские иконки, лампады и кресты стали основой первой коллекции художественно-промышленного отдела музея 3. В 1925 г. им отвели отдельную витрину на организованной Н. Биляшивским «Выставке фаянсовых и фарфоровых изделий Киево-Межигорской фаянсовой фабрики», которая проходила во Всеукраинском историческом музее имени Т. Шевченко. Специально к выставке был издан каталог с кратким перечнем экспонатов 4. В отличие от основной массы межигорской продукции, «разные лампады для церковного и домашнего использования, несколько типов икон и крестов, писанки и кое‑какие одиночные вещи» 5 авторы каталога отнесли к изделиям «местного характера», хотя в отношении икон это не совсем так.

В архиве НМУНДИ хранятся фотографии с этой выставки. На одной из них хорошо видна витрина № VII 6, где представлен почти весь ассортимент культовых изделий, выпускавшихся на фабрике с 1820‑х вплоть до конца 1860‑х гг. (за исключением «Голгофы», размещённой в витрине № VIII). Впоследствии экспонировавшиеся предметы вошли в собрания НМИУ и НМУНДИ. Тема церковно-культового фаянса Киево-Межигорской фабрики на примере памятников из коллекции НМУНДИ нашла отражение в статьях историка украинского фарфора Ф. Петряковой 7.

Лампадка с печатным изображением букетика цветов. Сер. XIX в. СХМ

Лампадка с печатным изображением букетика цветов.
Сер. XIX в. СХМ

Возвращаясь к коллекции Гансена, отметим, что в музейном сообществе Оскара Германовича знали как владельца крупнейшего собрания фаянса Киево-Межигорской фабрики. По численности (более 1 000 единиц) 8 и редкости предметов, представлявших все периоды деятельности мануфактуры, её признавали лучшей в Российской империи. Гансен был не только коллекционером, знатоком и меценатом, но и исследователем.

Его описание маркировки изделий Киево-Межигорской фабрики, опубликованное в специально посвящённом гансеновской коллекции межигорского фаянса выпуске журнала «Искусство, живопись, графика, художественная печать», не утратило актуальности по сей день 9.
Неоспоримая историко-культурная значимость этого собрания позволила сохранить его в целостности после принятия в 1919 г. Декрета о национализации художественных ценностей и создать в том же году на основе его киевской части 3‑й Государственный музей. Другая часть коллекции Гансена (где и оказался в основном межигорский фаянс) ещё в 1918 г. была переправлена владельцем из неспокойного Киева в Сумы, в особняк его матери Елены Августовны Виттерлейм (Сумовской) и стала основой образованного в марте 1920 г. художественно-исторического музея 10.

Алтарная композиция «Голгофа». Сер. XIX в. СХМ

Алтарная композиция «Голгофа». Сер. XIX в. СХМ

Среди изделий Киево-Межигорской мануфактуры, хранящихся в фондах СХМ, привлекает внимание подборка предметов церковно-культового назначения. Принадлежность большинства из них к коллекции Гансена подтверждается старыми инвентарными номерами, а также описью, осуществлённой в Сумах Народным комиссариатом образования УССР 11.

Напрестольный крест. Сер. XIX в. СХМ

Напрестольный крест. Сер. XIX в. СХМ

Всего в документе числится 166 предметов: 88 лампадок (оценённых в 3–5 руб.), 28 икон (от 3 до 75 руб.), 37 писанок (по 1, 2 и 7 руб.), 13 крестов (в том числе 1 большой, от 3 до 10 руб.) и композиция «Голгофа» с оценкой в 80 руб. Что касается сюжетов икон, то это «Вознесение» (10 шт.), «Рождество» (4 шт.), два образа Богоматери, четыре — Спасителя, «Чудотворная икона Св. София» 12, иконы «Тайная вечеря» и «Богоматерь с Младенцем» овальной формы. Кроме того в описи фигурирует «икона зелёная», изображение на которой, очевидно, было рельефным. На сегодняшний день в собрании СХМ имеется несколько икон «Вознесение» и «Спаситель», «Чудотворная икона Св. София» и «Тайная вечеря».
Поскольку композиционные различия в рамках одного сюжета на межигорских иконах, как правило, не встречаются, можно предположить, что овальная икона Богородицы была схожа с экспонатом из коллекции НМУНДИ. Данная композиция повторяет типичный для эпохи Возрождения вариант изображения Мадонны, кормящей Младенца, что свидетельствует о западноевропейских истоках иконографии образа.

Икона «Изображение Чудотворной иконы Святой Софии Премудрости Божией в Киево-Софиевском соборе». Сер. XIX в. СХМ

Икона «Изображение Чудотворной иконы Святой Софии Премудрости Божией в Киево-Софиевском соборе». Сер. XIX в. СХМ

Сохранившиеся иконы «Воскресение» («Вознесение»), как и изображения Спасителя, однотипны и отличаются друг от друга в основном колоритом и рельефным оформлением рам. Первые имеют самый большой, близкий к аналойному размер — 31 × 26 см. Композиционно они наследуют западный вариант иконографии «Восстание Христа из гроба», где обнажённый Спаситель в препоясании парит над гробом, держа в руке флаг с изображением креста. Рама иконы — профилированная с розетками по углам — имитирует киотную. Она выполнена методом литья в гипсовую форму вместе с изображением, которое также сделано слегка рельефным. В нижней части иконы хорошо видны дата: «1844 года 20 марта» и авторская монограмма: «МК», в верхней части имеется отверстие для подвешивания.

Икона «Воскресение» (в описи «Вознесение»). 1844. СХМ

Икона «Воскресение» (в описи «Вознесение»). 1844. СХМ

Расцвеченное яркими глазурями погрудное изображение Христа в ажурной «картинной» раме вновь отсылает нас к западноевропейскому прототипу. Межигорские иконы на данный сюжет обычно не имеют надписей с датами и каких‑либо приспособлений для крепления. Вполне возможно, что они производились как храмовые напрестольные образы.

Икона «Изображение Чудотворной иконы Святой Софии Премудрости Божией в Киево-Софиевском соборе» — единственная в коллекции выполнена сепией. Хотя она и восходит к местному иконографическому типу (предполагают, что создателем киевского образа «Софии Премудрости Божией» был митрополит Пётр Могила), здесь тоже чувствуется влияние западноевропейского искусства 13.

Лампадка с печатным изображением Иисуса Христа в терновом венце. Сер. XIX в. СХМ

Лампадка с печатным изображением Иисуса Христа
в терновом венце. Сер. XIX в. СХМ

Данная иконография получила распространение в различных регионах Российской империи в XVII–XVIII вв. На иконах, как и в нашем случае, изображён храм — сень со семью столпами (отсюда второе название образа — «Семистолпная»); под сенью в окружении золотого сияния на серповидной луне стоит Богоматерь с Младенцем Христом на лоне. Над сенью изображены Бог Отец и Святой Дух в виде голубя с исходящими от него лучами. По сторонам — семь Архангелов с распростёртыми крыльями и знаками своего служения в руках: справа — Михаил с копьём, Уриил с опущенной вниз молнией и Рафаил с алавастром; слева — Гавриил с цветком лилии, Селафиил с чётками, Иегудиил с царской короной и Варахиил с цветами на белом плате. К храму ведут семь ступеней с надписями: Вера, Надежда, Любовь, Чистота, Смирение, Благость, Слава (образ Церкви на земле). На ступенях стоят тайнозрители воплощения Премудрости — ветхозаветные пророки Моисей, Аарон, Давид, Исайя, Иеремия, Иезе-
кииль и Даниил со своими атрибутами.

Лампадка с ангелом. Сер. XIX в. СХМ

Лампадка с ангелом. Сер. XIX в. СХМ

Скульптурная «Голгофа» также связана с европейской художественной традицией, где является одним из наиболее распространённых вариантов оформления алтаря. Слово «голгофа» (от арам. gûlgaltâ, букв. «череп») означает место казни — «лобное место». По преданию крест, на котором был распят Христос, водрузили над местом погребения Адама («На том месте, где я буду погребен, будет распято Слово Божие и оросит Своею кровию мой череп»). Таким образом Христос — «новый Адам» искупал первородный грех «ветхого Адама», а потому в христианской изобразительной символике у подножия креста часто изображался череп первочеловека. В сакральной географии Голгофа рассматривалась как центр мира, мировая гора, пуп земли.

На «Голгофе», изготовленной межигорскими мастерами, имеются два отверстия, в которые вставлялись орудия страстей Господних — трость и копие. Сам крест типологически повторяет четырёхконечные напрестольные кресты с закруглёнными концами, которые выпускались на фабрике в середине XIX в. Единственное, что его отличает — небольшой выступ на основании.

Лампадка с живописным декором и рельефными ангелами. Сер. XIX в. СХМ

Лампадка с живописным декором и рельефными ангелами. Сер. XIX в. СХМ

Фаянсовые напрестольные кресты с фигурой распятого Христа, выполненной в невысоком рельефе, могли быть как малых, так и больших размеров. Они исполнялись по одному шаблону, однако колорит росписи варьировался; иногда у подножия креста ставили дату производства.
Размеры межигорских лампад колеблются от 7 до 37 см в высоту и от 6 до 30 см в диаметре. Чашеобразные сосуды со стаканчиком для масла внутри подвешивались на цепях, которые продевались в фигурные ушки и соединялись вверху под крышкой — «коптильником».

Пасхальные яйца с изображениями пальметт и виноградной лозы. Сер. XIX в. СХМ

В коллекции СХМ представлены изделия небольших размеров, без крышек, с туловом ступенчатой или овоидной формы. Лампады декорировались красочной росписью, печатным рисунком или оставлялись монохромными. Среди мотивов и сюжетов, которые чаще всего можно видеть на подобных предметах, — собранные в букетики растения местной флоры, «Вознесение», «Распятие», изображение Иисуса Христа в терновом венце. В уже упоминавшейся описи фигурирует также покрытая люстром лампада «Киевъ» с миниатюрными изображениями «Вознесения», Спасителя и Богоматери 14. Изделия ступенчатой формы украшались скульптурными головками херувимов или фигурками ангелов, как «большая шоколадная ажурная лампада с ангелом» 15.

Пасхальные яйца с изображениями пальметт и виноградной лозы. Сер. XIX в. СХМ

Пасхальные яйца с изображениями пальметт и виноградной лозы. Сер. XIX в. СХМ

Привычные атрибуты пасхального праздника — расписные яйца — имеют характерное для подобных предметов из фарфора и фаянса сквозное отверстие, в которое продевалась лента с бантом внизу и петлёй вверху (за ленту они подвешивались под иконами в красном углу). Размеры межигорских писанок колеблются в пределах 4–15 см, а система их декора наследует традиционное для народного искусства членение по горизонтали и вертикали.

Пасхальные яйца с изображениями виолы и вертикальным членением. Сер. XIX в. СХМ

Большинство пасхальных яиц, выпущенных на Киево-Межигорской мануфактуре, украшено звёздами, линейной отводкой и геометрическими узорами, а также мотивами вьющейся виноградной лозы, печатными изображениями виолы (которую в наших краях чаще называют «Анютиными глазками»), пальметтами. Главным образом роспись выполнялась по глазури, реже — подглазурно, встречаются писанки, покрытые люстром. В описи говорится о писанках «бордо с палевым», белой и бело-синей 16.

Пасхальные яйца с изображениями виолы и вертикальным членением. Сер. XIX в. СХМ

Пасхальные яйца с изображениями виолы и вертикальным членением. Сер. XIX в. СХМ

Лишь небольшая часть подобных изделий украшалась миниатюрными сюжетами в круглых и овальных медальонах. Так, в коллекции СХМ есть интересные экземпляры, покрытые сплошным синим тоном, с печатными изображениями «Спаса Нерукотворного», «Креста Господнего», святого Николая, звезды Давида, чаши, «Всевидящего Ока», полуфигур благословляющего Христа и ангела. Встречаются также миниатюры с изображением Богородицы, «Вознесения» 17. Отметим, что из всех рассмотренных изделий Киево-Межигорской мануфактуры лампады и писанки более других близки в художественном отношении местной традиции и сохраняют обаяние народного искусства.

Коллекция киево-межигорского фаянса цер­ков­но-культового назначения дополняет наши представления об ассортименте изделий мануфактуры и развитии декоративно-прикладного искусства XIX в. на землях Украины. Особенности производства подобных предметов с точки зрения объёмов и заказов, а также история их бытования ещё требуют дополнительных исследований.

Пасхальное яйцо с печатными изображениями «Спаса Нерукотворного», «Креста Господнего», святого Николая и звезды Давида. Сер. XIX в. СХМ

Пасхальное яйцо с печатными изображениями
«Спаса Нерукотворного», «Креста Господнего»,
святого Николая и звезды Давида. Сер. XIX в. СХМ

Примечания

1 Истории формирования межигорской коллекции Национального музея истории Украины посвящена статья заведующей отделом декоративно-прикладного искусства НМИУ Ольги Ивановой. См.: Іванова О. В. Межигірський фаянс XIX ст. в колекції НМІУ // 110 років колекції Державного музею українського народного декоративного мистецтва. — К., 2002. — Вип. 40. — С. 93–105.

2 См.: Іванова О. В. Роль М. Біляшівського у формуванні колекції Межигірського фаянсу // Національний музей історії України. Тематичний збірник наукових праць. — К.: Фенікс, 2011. — С. 130.

3 См.: Іванова О. В. Межигірський фаянс XIX ст. в колекції НМІУ. — С. 93.

4 Выставка фаянсовых и фарфоровых изделий Киево-Межигорской фаянсовой фабрики. — К.: «Київ-Друк», 1925.

5 Там же. — С. 14.

6 НМУНДИ. Ф. 1. Оп. 3. Д. 4. Ед. 14. Л. 1.

7 См.: Петрякова Ф. С. Фаянсові хрести, лампади, хатні ікони Києво-Межигір’я (1840–1850) // Історія релігій в Україні: Праці одинадцятої міжнародної наукової конференції, Львів, 16–19 травня 2001 р. — Львів, 2001. —
С. 336–343.

8 Центральный государственный архив высших органов власти и управления Украины (ЦГАВО). Ф. 166. Оп. 1.
Д. 707. Л. 154.

9 См.: Искусство, живопись, графика, художественная печать. — 1911. — № 6–7. — С. 271–273.

10 Ныне Сумской областной художественный музей
им. Н. Онацкого.

11 ЦГАВО Украины. Ф. 166. Оп. 1. Л. 707. Л. 66, 67.

12 Название приводится согласно описи.

13 См.: «Пречистому образу твоему поклоняемся…» (Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея). — Спб., ГРМ, 1995.

14 ЦГАВО Украины. Ф. 166. Оп. 1. Д. 707. Л. 66.

15 ЦГАВО Украины. Ф. 166. Оп. 1. Д. 707. Л. 67.

16 Там же.

17 Хранятся в НМУНДИ.

Напрестольный крест. 1854. СХМ

Напрестольный крест. 1854. СХМ