Материал из журнала “Антиквар”, № 11, 2011 г.
В мае 1994 г. на первом аукционе киевского «Антик-Центра» (тогда галереи «Андреевский спуск») среди 36 (!) выставленных на продажу графических и живописных произведений русских и украинских художников был и эскиз Иосифа Бокшая к картине «Встреча на полонине».
Наверное, эту дату можно рассматривать как своего рода точку отсчёта для современного украинского рынка закарпатской живописи. Небольшой и не самый показательный для творчества мастера холстик (свидетельство его попыток написать тематическую картину в стиле соцреализма) был тогда продан за $1500. Для сравнения: «Лунная ночь» Г. Светлицкого ушла за $1000, а среднеазиатский пейзаж С. Светославского — за $2000. Украинское искусство советского периода на тех торгах, помимо Бокшая, было представлено ещё двумя художниками, родившимися в конце XIX в., — Вадимом Меллером и Анатолием Бондаровичем. То есть, живопись 1930–1960-х, похоже, вообще не рассматривалась как принципиальный сегмент антикварного рынка.
Спустя девять лет тот же «Антик-Центр» устраивает специализированные торги «Советская живопись XX века», на которые было выставлено более 110 лотов. Коллекция Закарпатской школы выглядела внушительно: работы И. Бокшая, А. Эрдели, их учеников А. Коцки, З. Шолтеса, А. Борецкого, А. Кашшая, а также Ф. Манайло, Г. Глюка и А. Мартона. Самой дорогой из них в итоге оказался сюрреалистический картон Манайло «Метелица» 1941 г. — $8200. «Цветущая яблоня» Бокшая и «Натюрморт» (1952) Эрдели были проданы за $3 тыс. и $4,5 тыс. соответственно.
Стремительный рост цен на произведения ведущих мастеров закарпатской живописи начался в 2006 г. В мае того же года на аукционе «Эпоха» сезаннистский пейзаж Эрдели уходит за $20 тыс.; небольшой жанровый картон Бокшая был выставлен с эстимейтом $15 тыс., пейзаж Шолтеса — $9 тыс., но обе вещи остались невостребованными.
В декабре 2006 г. на первых торгах АД «Корнерс» сразу три пейзажа И. Бокшая продаются дороже $30 тыс., причём один из них — «Аллея» (1934) — за $55 тыс. Экспрессионистская композиция «Буйволы» Манайло и «Хутор в Карпатах» Эрдели уходят за $40 тыс. За раннюю работу А. Коцки («Девушка с Верховины») платят $22 тыс., а за сельский пейзаж в его «фирменном» стиле — $16 тыс. Натюрморты и пейзажи Борецкого и Кашшая продаются за суммы от $3 тыс. до $10 тыс.
Как видим, к этому времени определилась четвёрка самых дорогих художников Закарпатской школы: Бокшай, Эрдели, Манайло и Коцка. За работы Борецкого, Кашшая, Глюка, Контратовича, Шолтеса покупатели, судя по всему, готовы были платить не больше $5 тыс., хотя в исключительных случаях цены могли подниматься и до $10 тыс. Пример тому — полный драматизма ночной вид ужгородской синагоги Борецкого.
В течение следующего года стоимость полотен лидеров школы выросла в среднем ещё на 20– 30%. Так, «Девушка-гуцулка» (1937) А. Коцки, написанная в манере Эрдели того времени, была продана за $60 тыс. («Корнерс», сентябрь 2007), «Ворочские скалы» Бокшая — за $70 тыс. Потянулись вверх и цены на графику и живопись позднего Манайло (1960-е гг.): его «Водопад» и «Интерьер гуцульской хаты» на предновогодних торгах «Корнерс» ушли соответственно за $33 тыс. и $26 тыс. В то же время покупатель не клюнул на попытки вывести на высокий ценовой уровень других представителей школы — на одном из аукционов большой натюрморт Борецкого был выставлен с эстимейтом $38–45 тыс. и не нашёл покупателя.
В мае 2008 г. обозначился новый ценовой ориентир для произведений Эрдели довоенного периода — его «Женский портрет» (1926) был приобретён за $90 тыс. (при старте $40 тыс.), но в целом на рынке закарпатской живописи наблюдался даже некоторый откат назад (возможно, сказывался дефицит интересных вещей).
А потом разразился финансовый кризис, вынудивший продавцов серьёзно скорректировать цены. В сентябре 2009 г. на торгах «Корнерс» «Натюрморт со стаканом и зеркалом» (1930-е гг.) Эрдели уходит по стартовой цене $40 тыс. Правда, спустя несколько месяцев его же пейзаж конца 1920-х — начала 1930-х гг. продаётся со значительным превышением эконом-эстимейта («Корнерс», декабрь 2009, $55 тыс.). Однако тактика снижения стартовых цен могла не срабатывать даже по отношению к произведениям лидеров рынка (Бокшай, Манайло, Коцка). В этот же период наблюдается и серьёзное сокращение предложения — вместо 10–15 работ закарпатцев, как было раньше, на торги выставляют 5–6, а то и меньше вещей. (Исключение из этого правила, пожалуй, составляет только аукционный дом «Золотое сечение».)
Парадоксально, но в 2010 г. на рынке работ Эрдели зафиксировано несколько результатов докризисного уровня — «Аллея парка» («Антик-Центр», $72 тыс.), «Мукачевский замок» («Корнерс», $95 тыс.). Из продаж 2011 г. следует отметить большой «Пейзаж» Эрдели ($55 тыс., «Корнерс», июнь) и «Портрет девушки» раннего Коцки ($16 тыс., «Корнерс», март).
Работы старшего поколения Закарпатской школы можно встретить и на международном рынке, причём по намного более доступным ценам. Например, на июльских 2011 г. торгах тель-авивского аукционного дома «Montefiore» в стринге русской и украинской живописи были представлены Бокшай, Коцка, Шолтес, Мартон, Габда, Глюк. Все работы имели эстимейты в пределах $1200–2000. Пейзаж Бокшая в итоге ушёл за $6600, «Девушка» Коцки — за $2500, натюрморт и портрет молодой женщины Глюка — за $2700 каждый. Около десятка работ Эрдели прошло за последние несколько лет через братиславский аукцион SOGA — цены от €4 тыс. до €8 тыс. В декабре прошлого года на торгах MacDougall’s появился пейзаж Бокшая с киевским эстимейтом £18–25 тыс., однако покупателя на него за такую сумму не нашлось.
Комментарий эксперта
Закарпатская школа давно входит в число ведущих региональных живописных школ Украины. Эта земля дала нам целый ряд значительных художников, выработавших яркий индивидуальный стиль, опирающийся на фундаментальные профессиональные ценности — живописный цвет, выразительную фактуру красочной поверхности полотна, культуру мазка.
Рынок закарпатской живописи начал формироваться примерно в середине 1990-х гг., когда украинские дилеры и коллекционеры обратили своё внимание на отечественное искусство XX в. Вторая половина десятилетия уже дала несколько фигур, ставших ключевыми в данном сегменте. Для центральной Украины это были Глущенко, Шишко, Шовкуненко, Яблонская, для Закарпатья — Бокшай и Эрдели. Последовавшее в дальнейшем ощутимое подорожание произведений украинского искусства в целом, естественно, привело к значительному росту цен на работы названных мастеров.
Но художественный рынок закарпатского региона не ограничивается только произведениями корифеев. Если говорить о других ключевых именах, то можно назвать, по крайней мере, ещё двух авторов, за полотна которых также были заплачены достаточно серьёзные деньги — на уровне $20 тыс. и выше. Это Манайло и Коцка.
Взлёты и падения рынка по-разному отражались на продажах полотен мастеров Закарпатской школы. Когда рынок поднимался очень высоко, произведения художников второго эшелона в ценовой иерархии региона, таких как Кашшай, Борецкий, Контратович, Габда, Микита и других могли оцениваться на уровне более слабых вещей лидеров. Когда же рынок после 2008 г. провис, то картины названных авторов оказались в разряде относительно дорогих на тот момент, но не весьма престижных для коллекционеров, а потому почти не покупались. Ситуация с ними начала медленно улучшаться лишь в этом году.
Более-менее прочные позиции остались только у Эрдели. Его лучшие работы в среднем подешевели на 20–30%. С полотнами Бокшая 1950–1960-х гг. дело обстоит хуже. Здесь падение составило 50 и более процентов. В то же время его работы 1920–1930-х гг. очень мало потеряли в цене. Рынок произведений Манайло и Коцки в результате кризиса также упал в ценовом выражении почти вдвое, хотя этот обвал отчасти объясняется отсутствием на рынке их первоклассных работ. Возможно, владельцы просто дожидаются более благоприятного времени для продажи.
Кроме того, следует обратить внимание на творчество художников-закарпатцев, произведения которых относят к авангарду второй волны (1960–1970-е гг.). Речь идёт о П. Бедзире, Е. Кремницкой, Ф. Семане. С моей точки зрения этот сегмент рынка в целом серьёзно недооценён. К примеру, на российском рынке работы некоторых художников-нонконформистов стоят сотни тысяч долларов. По логике развития, этот сегмент украинского художественного рынка должен был стать востребованным ещё в начале 2000-х, сразу после формирования ценовой «табели о рангах» в реалистической живописи середины XX в. Но наш рынок неожиданно перешагнул творческое наследие мастеров андеграунда, сразу же переключившись на contemporary art.
В результате, например, лучшие работы Е. Кремницкой, которые, исходя из их качества и значимости для искусства своего времени, должны были бы стоить десятки тысяч долларов, накануне кризиса оценивались на уровне десяти-пятнадцати тысяч. Сегодня же стоимость её полотен колеблется в диапазоне $3–10 тыс. Заниженная, на мой взгляд, цена на работы художницы, является следствием консервативных вкусов отечественного покупателя, диктующего свои правила игры на рынке искусства.