Материал из журнала “Антиквар” #88: “Украинское сакральное искусство”
Наталья Комашко, учёный секретарь
Центрального музея древнерусской культуры
и искусства имени Андрея Рублёва (Москва)
Несколько лет назад на Международном московском антикварном салоне был выставлен интересный памятник, связанный своим происхождением с Киевом, — небольшая, размером 41,4 × 22,5 см икона «Богоматерь с Младенцем» в гладкой деревянной раме, явно предназначенная для домашнего бытования.
Она представляла собой уменьшенный и несколько сокращённый в деталях изображения список с образа Богоматери из главного иконостаса Владимирского собора в Киеве, созданного В. М. Васнецовым. Эта иконография, как и ряд других, разработанных художником специально для росписей и икон киевского собора, нашла распространение в иконописи конца XIX — начала XX века, а неорусский стиль, впервые так полно реализованный в художественном оформлении Владимирского храма, совпал с эстетическими запросами общества в сфере церковного изобразительного искусства, что и стало причиной его колоссальной востребованности и популярности на рубеже столетий.
Широкой известности иконографии, стиля росписей и икон Владимирского собора способствовали снимки киевского фотографа Г. Лазовского. Они публиковались не только в роскошных изданиях, посвящённых новому храму, но и выходили отдельными подборками, что делало их доступными и в то же время удобными для иконописцев, которые использовали эти фотографии при создании собственных произведений. Копирование росписей и икон Владимирского собора с фотографий практиковалось и в иконописной школе, основанной Комитетом попечительства о русской иконописи в селе Холуй Владимирской губернии. Среди довольно многочисленной и качественной, нередко подписной продукции учеников холуйского училища, ориентированной на эти образцы, встречаются и иконы с образом Богоматери кисти В. М. Васнецова из главного иконостаса.
Его обычно воспроизводили в слегка сокращённом поясном виде в связи с переносом изображения на иконную доску стандартного аналойного размера. Особенностям живописи оригинала при этом старались следовать предельно точно, а поля золотили и украшали резным и прочеканенным по левкасу орнаментом, который затем расписывался красками «на эмалевое дело» в подражание иконным окладам.
Икона, о которой идёт речь, иная по своему художественному решению, что отличает её от многих других образов того же извода. Композиция оригинала в ней повторена точно, с сохранением пропорций его доски; живописного фона нет, вместе с полями он покрыт тонким гравированным орнаментальным рисунком и позолочен, что делает изображение более условным; раскраска «под эмаль» отсутствует. Таким образом, это одновременно и более точное, и, в то же время, достаточно свободное повторение васнецовского оригинала. О том, что икона не рядовое произведение своего времени, свидетельствовала и обнаруженная на её обороте, заклеенном листом светло-зелёной бумаги, дарственная надпись: «Высокоуважаемому Отцу кафедральному протоiерею Платонову на добрую память от А. Мурашко. Кiевъ. 1897 года январь». Упоминание в надписи имени Александра Мурашко сразу придало особое значение этому памятнику.
В создании росписей и изготовлении икон для Владимирского собора принимали участие четыре ведущих мастера: В. М. Васнецов, М. В. Нестеров, П. А. Сведомский и В. А. Котарбинский. В качестве помощников были привлечены выпускники знаменитой Киевской рисовальной школы Николая Мурашко Н. К. Пимоненко и С. П. Костенко. Здесь же на живописных работах был задействован молодой Александр Александрович Мурашко (1875–1919) — племянник и ученик Н. И. Мурашко и пасынок А. И. Мурашко. Мастерская последнего получила подряд на изготовление киотов, мебели, ряда архитектурных деталей интерьера собора, а также на грунтовые и позолотные работы 1.
Кто же из двух Александров Мурашко оказался дарителем и, очевидно, автором иконы «Богоматерь с Младенцем»? Ведь в надписи указан только один инициал. Попытаемся проверить обе версии, чтобы решить эту задачу.
Прежде всего, отметим черниговское происхождение А. И. Мурашко. Уроженец села Борзна, он основал свою иконостасную мастерскую в Чернигове, а в 1880‑х годах перевёл её в Киев в связи с намечавшимися работами во Владимирском соборе. Хотя собственно иконописных работ его мастерская там не вела, она, тем не менее, специализировалась на церковных росписях и живописи иконостасов, а после завершения работ во Владимирском храме имела большое количество заказов, при реализации которых тиражировала киевские образцы. Так, художниками мастерской А. И. Мурашко были выполнены иконостас и росписи в церкви Архангела Михаила в Варшаве (храм лейб-гвардии Литовского полка; 1892–1894), в церкви Иоанна Лествичника на варшавском Вольском кладбище (начало ХХ в.), в Николаевском соборе в Радоме (1897–1902), туркестанском кафедральном соборе в Верном (ныне Алма-Ата; 1904–1907), а также в соборах в Ровно (1895), Житомире, Остроге, Луцке, Ялте (1902–1904) и др. Многие из этих произведений не сохранились, но известно, что все они повторяли живописное убранство Владимирского собора. Таким образом, версия об авторстве Александра Мурашко-старшего относительно иконы Богоматери с Младенцем имеет вполне твёрдое основание.
Александр Мурашко-младший первоначально был определён отцом в иконописцы и учился живописи у старшего художника мастерской Науменко. В Киеве он стал посещать школу дяди, а во время работ во Владимирском соборе был замечен В. М. Васнецовым, который разрешил молодому художнику копировать свои росписи и иконы. Следовательно, причастность его к созданию данного произведения тоже вполне вероятна.
В 1894 году В. М. Васнецов и А. В. Прахов, весьма благоволивший А. А. Мурашко, поспособствовали его приёму в Высшее художественное училище при Академии художеств в Санкт-Петербурге, где он учился в классе И. Е. Репина, полностью оставив занятие иконописанием. После окончания училища с золотой медалью был отправлен на стажировку в Европу. Впоследствии стал известным живописцем, преподавал в Киевском художественном училище, принимал участие в зарубежных выставках, в 1916 году организовал Общество киевских художников.
Таким образом, икона может быть либо копией с В. М. Васнецова, выполненной А. А. Мурашко до 1894 года, либо произведением одного из художников мастерской его отца, скорее всего самого А. И. Мурашко. Указанная на обороте дата — 1897 год — говорит в пользу авторства отца, поскольку в это время сын уже находился в Петербурге.
Обратимся к дополнительной информации, содержащейся в надписи. Икона была подарена кафедральному протоиерею Платонову. К сожалению, имя его также не указано, что существенно затрудняет поиски. Тем не менее, учитывая черниговское происхождение семьи Мурашко, можно предположить, что речь идёт о настоятеле Троицкого собора Троицко-Ильинского монастыря в Чернигове протоиерее Иоанне Платонове.
Александр Мурашко-старший, иконостасная мастерская которого до переезда в Киев долгое время работала в Чернигове, должен был хорошо знать отца Иоанна. Этот иерей сыграл важную роль в подготовке всецерковного прославления святителя Феодосия Черниговского, произошедшего как раз в 1897 году, который указан в надписи на обороте 2. Исходя из этого, можно с большой долей уверенности полагать, что икона
«Богоматерь с Младенцем» была поднесена настоятелю Троицкого собора по случаю прославления вновь канонизированного черниговского святого.
Примечания
1 См.: Дедлов В. Л. Киевский Владимирский собор и его художественные творцы. — М., 1901.
2 См.: Красногорский Д. Приезд в Чернигов и пребывание в нём досточтимого пастыря отца Иоанна Кронштадтского. — Чернигов, 1898.