Журнал Антиквар

Парфюмерные флаконы на международных аукционах

Парфюмерные флаконы на международных аукционах

Флаконы для духов "L'AIR DU TEMPS" фирмы "Nina Ricci". Christie's, июль 2010 - $563 (за 6 единиц)

Флаконы для духов "L'AIR DU TEMPS" фирмы "Nina Ricci". Christie's, июль 2010 - $563 (за 6 единиц)

В феврале 2009 года на аукционе произведений изобразительного и прикладного искусства из коллекции Ива Сен-Лорана (Christie's) флакон «вуалетной воды» (примерно так можно перевести игру слов eau de voilette) Belle Haleine (Красивое дыхание) марки Rrose Selavy был продан за $11,5 млн. Это самая большая сумма, когда-либо уплаченная за парфюмерный флакон. Однако если вспомнить, что Rrose Selavy – это одна из масок художника-авангардиста Марселя Дюшана, то станет понятно, что здесь мы имеем дело с дадаистским реди-мейдом, а не самоценным предметом.

С другой стороны, примечательно, что конструируя своё alter ego – образ экстравагантной светской дамы с художественными наклонностями – Дюшан, чутко улавливавший тренды массовой культуры, счёл нужным снабдить его собственным парфюмерным брендом. Действительно, в первой трети XX в. в Европе и Америке появились десятки новых компаний, производивших множество духов новых марок, что требовало оригинальных решений для дизайна упаковки и флаконов. Кстати, для воды Rrose Selavy известный мистификатор использовал пузырёк от духов Un air embaumé (благоухащий воздух) весьма почтенной фирмы Rigaud.

Rrose Selavy (Марсель Дюшан). Флакон вуалетной воды "Belle Haleine". Christie's, февраль 2009 - $11,5 млн.

Rrose Selavy (Марсель Дюшан). Флакон вуалетной воды "Belle Haleine". Christie's, февраль 2009 - $11,5 млн.

Конечно же, коллекционные флаконы, даже самые редкие, стоят на несколько порядков дешевле, чем этот провокативный объект (без «автографа» Дюшана его цена у антикваров сейчас не превышала бы полторы тысячи долларов). Например, флакон от парфюма Rolls Royce (Marcel Guerlain, 1926), имитирующий фирменный радиатор модели New Phantom, в прошлом году на Christie's ушел за $31 тыс. (эстимейт $21 тыс. - $27 тыс.). На этих же торгах, полностью отданных под коллекцию искусства и дизайна эпохи ар деко Лорана Негро, фигурировали ещё около двадцати раритетных парфюмерных сосудов стоимостью от $2 тыс. до $35 тыс. Назовем хотя бы некоторые из них: флакон, разработанный известным парижским архитектором рубежа XIX – XX вв. Эктором Гимаром для туалетной воды Kantirix фирмы F. Millot (аромат был создан специально для Всемирной выставки 1900 г.); флакон в виде нью-йоркского небоскреба, спроектированный Рене Лаликом для кутюрье Люсьена Лелонга (духи вывели на американский рынок как раз накануне биржевого краха 1929 г.); функционалистские флаконы из цветного дымчатого стекла, использовавшиеся фирмой Ybry, В каталоге аукциона специально было отмечено, что «хотя флаконы и упаковка для парфюмерии и косметики … не были рассчитаны на длительное существование», тем не менее «сегодня они приобрели эмблематический статус, превосходящий их первоначальное назначение».

***

Флаконы ведущих брендов, выпускавшиеся на протяжении золотого века парфюмерного дизайна (1910-е – 1930-е гг.), составляют наиболее значительную в художественном и количественном отношении долю этого нишевого рынка. Например, на весьма представительном специализированном аукционе, проводимом во время ежегодных конференций Международной ассоциации коллекционеров парфюмерных флаконов (International Perfume Bottle Association, IPBA), на предметы такого рода приходится до 30% лотов. На французских же аукционах «высокой парфюмерии» (крайне шовинистических по подбору объектов) они вообще могут составлять до 70% лотов.

Флакон для духов "La Cascade" фирмы "Gravier". 1920-е гг.
Флакон для духов "La Cascade" фирмы "Gravier". 1920-е гг.

Что же касается брендов и дизайнеров, представляющих парфюмерию этого периода, то здесь, безусловно, доминируют флаконы Рене Лалика, создававшиеся им для разных производителей.

Цены на них могут колебаться от нескольких сотен до десятков тысяч долларов. Зависит это от количества изготовленных сосудов и степени причастности мастера к их производству. Например, флакон Tresor de la Mer, выпущенный в 1939 г. для нью-йоркской компании Saks 5th Avenue тиражом 50 экземпляров, в 2006 г. на торгах провинциального американского аукциона Rago был продан за $216 тыс. В то же время сосуды, разработанные Лаликом в 1910-е гг., но производившиеся позже другими стекольными фабриками, могут стоить каких-нибудь 200-300 долларов.

Оригинальностью дизайнерских решений отличаются флаконы и упаковка таких компаний, как Coty, D'Orsay, Dubarry, Gabilla, Gravier, Gueldy, Guerlain, Lubin, Rosine. На аукционе IPBA 2010 г. за суммы выше 2 тысяч долларов ушли флаконы Blue Lagoon (Dubarry), Connais tu le Pays? (Rosine), Narcisse и Le Lilas (Gabilla). На торгах парижского аукционного дома Néret-Minet & Tessier сопоставимые суммы были уплачены за La Cascade (Gravier), Magda (Lubin, разработка Жюльена Виара).

Флакон для парфюма 'Rolls Royce' фирмы "Marcel Guerlain". 1926. Сhristies, март 2011. - $31 тыс.

Флакон для парфюма 'Rolls Royce' фирмы "Marcel Guerlain". 1926. Сhristies, март 2011. - $31 тыс.

Особый ажиотаж у дилеров и собирателей вызывают редкие сосуды малоизвестных компаний и марок. Так, доселе неизвестные флаконы духов фирм Madhva и Clamy (проект Люсьена Гайяра) на упомянутых торгах IPBA были проданы за $20 тыс. и $25 тыс. соответственно.

Парфюмерный дизайн второй половины XX века на аукционах представлен более чем скромно. На торгах IPBA предметы, относящиеся к этому периоду, составляют 10-15 лотов. Как правило, это подарочные флаконы, выпускавшиеся относительно небольшими тиражами. Например, духи White Diamonds (1991), изготовленные под маркой Elizabeth Taylor в количестве 1000 флаконов (эстимейт $300 – $400), или юбилейная версия L'Air du Temps Nina Ricci, созданная дизайнером Марком Розеном по мотивам классического флакона 1948 г. (эст. $300 – $400).

Более широко парфюмерная продукция последних десятилетий отражена в коллекциях парижского аукционного дома Lombrail-Teucquam. Здесь можно видеть духи лимитированных и массовых тиражей, выпускаемые не только традиционными парфюмерными брендами, но и известными и не очень известными кутюрье, дизайнерами, ювелирами и даже стеклоделами. Цены здесь пока очень умеренные – в основном до € 500. К примеру, оригинальный флакон Opium (Yves Saint-Laurent) 1977 г. обойдется в € 150; духи V'E (Versace, 1989, тираж 90 экземпляров) – € 650; парфюмы бренда Lalique в фирменных сосудах с фигурными крышечками – от € 200 до € 400.

***

Среди коллекционеров принято разделять все парфюмерные сосуды на коммерческие и декоративные. К первым относятся брендированные флаконы, производившиеся для определенных марок духов или одеколонов. Во вторую категорию следовательно попадают все остальные сосуды, предназначенные для хранения разного рода ароматических веществ. Этот сегмент рынка охватывает гораздо более разнообразный во временном и географическом отношении массив предметов – от древнеегипетских алабастров до чешского стекла. Впрочем, на практике большинство специализированных аукционов все же ограничиваются европейскими, китайскими и американскими сосудами XVIII-XX вв., тогда как подобные памятники древних культур, средневековья и ренессанса представлены в основном на торгах, посвященных древностям или декоративно-прикладному искусству.

Флакон для духов La Violette фирмы Gabilla. Дизайн Р.Лалика. 1920-е. Сhristies, февраль 2006. - $6,6 тыс.
Флакон для духов La Violette фирмы Gabilla. Дизайн Р.Лалика. 1920-е. Сhristies, февраль 2006. - $6,6 тыс.

Показательным в этом отношении является подход к формированию раздела декоративных флаконов на аукционах IPBA. Здесь мейсенский и китайский экспортный фарфор XVIII-XIX вв., серебряные с эмалями сосуды работы французских и английских ювелиров, стекло Эмиля Галле, фабрики Lobmeyr (Австрия), завода Steuben (США) и богемских мануфактур, распылители DeVilbiss и чешский хрусталь Шлефогта. Цены – от нескольких сотен долларов до нескольких тысяч. Так, английский флакон из агатового стекла в золотой оправе (XVIII в.) обойдется в $4,5 тыс. – $5,5 тыс. Приблизительно столько же будут стоить сосуд из мастерской Эмиля Галле (кон. XIX в.) или мейсенский флакон с золотой крышечкой (нач. XIX в.). Фарфоровые сосуды-статуэтки, выпускавшиеся в XIX-XX вв. малоизвестными французскими и немецкими заводиками, можно приобрести за $60 – $200.

Распылители DeVilbiss 1920-х гг. (компания монтировала запатентованные устройства на сосуды, заказанные у французских, немецких, чешских стеклоделов или керамистов) в среднем стоят $200 – $300.

Декоративный флакон. Чехословакия. 1920-е гг.
Декоративный флакон. Чехословакия. 1920-е гг.

Большим спросом у собирателей декоративных флаконов пользуются работы чешских стеклоделов 1920-х – 1930-х гг., отличающиеся большим разнообразием форм, цветовых и фактурных решений, эффектными скульптурными деталями крышечек и высоким качеством стекла. В частности, на аукционах IPBA они составляют около 20% лотов. Многие чешские промышленники не ограничивались внутренними креативными ресурсами, а заказывали модели у лучших австрийских, немецких и французских дизайнеров. Например, упоминавшийся выше Генрих Шлефогт, владелец завода в Яблонце, в 1930-х гг. создал даже отдельную марку Ingrid (по имени дочери), под которой выпускал эксклюзивные флаконы и вазы. В 1937 г. эта продукция получила Grand Prix на Всемирной выставке в Париже. Стоимость наиболее редких чешских флаконов доходит до $5 тыс – $8 тыс., хотя средняя их цена вполне доступна – $200 – $400. До Второй мировой войны чешское стекло активно экспортировалось в США, поэтому, как ни странно, богатые подборки флаконов того времени проще найти где-то в Нью-Джерси, чем в Праге или Брно.

* * *

Существует также группа флаконов, занимающих пограничное место между коммерческими и декоративными. Это так называемые «фактисы» (от фр. factice – ненастоящий, фальшивый) – то есть увеличенные в несколько раз имитации коммерческих флаконов. Первоначально их выпускали в целях рекламы, но потом, уловив интерес со стороны коллекционеров, некоторые компании начали производить большие флаконы и на продажу. Стоимость фактисов, изготовленных в последние несколько десятилетий, как правило, не превышает $300 долларов. Однако редкие большие флаконы известных марок 1930-х – 1950-х гг. могут порой стоить дороже, чем серийные. Например, фактис духов Shoсking Эльзы Скиапарелли (флакон был смоделирован в виде женского торса) в 2006 г. на аукционе Rago продали за $3 тыс., тогда как обычный можно приобрести за $500 – $600.

Фактис флакона для духов "White Diamonds". Бренд "Elizabeth Taylor". e-bay - до $800

Фактис флакона для духов "White Diamonds". Бренд "Elizabeth Taylor". e-bay - до $800

Нельзя не заметить, что от увеличения в размере особо «выигрывают» скульптурно решенные флаконы – тогда это не просто большие бутылки, а, по сути, произведения малой пластики. В таком случае становится понятно, почему фактис культовой Chanel №5 стоит не больше $100, а за 30-сантиметровый флакон Salvador Dali (ёмкость в форме губ, а крышечка – носа) коллекционеры готовы платить в десять раз больше.

* * *
В заключение, по традиции, несколько слов о ключевых игроках рынка. Крупные аукционные дома, вроде Christie's, Sotheby's или Bonhams, пока только присматриваются к этому сегменту. Коммерческие флаконы XX в. попадают на их торги эпизодически, при распродаже больших частных коллекций прикладного искусства. Иногда отдельные предметы такого рода могут включаться в тематические аукционы дизайна и художественной промышленности. К примеру, Christie's обязательно включает несколько парфюмерных флаконов в регулярно проводимые аукционы работ Рене Лалика.

В то же время на этом рынке энергично работают несколько малых аукционных компаний. К уже упоминавшимся аукциону IPBA, организатором которого является нью-йоркский дилер Кен Лич, Rago Arts, парижским Lombrail-Teucquam и Néret-Minet & Tessier, можно добавить лондонский Atrium, лионский Cécile Conan-Fillatre et Loïck Conan и Maitre Faure (Рамбуйе). И, конечно же, нельзя сбрасывать со счетов многочисленные интернет-аукционы, через которые могут действовать не только случайные продавцы, но и авторитетные дилеры и коллекционеры.


Святослав Яринич, "Антиквар"

полную версию статьи см. в журнале "Антиквар", №1-2, 2011