Н. Пимоненко. Уголок нашей рисовальной школы. 1885. Архив НХМУ

Иван Терещенко и Школа Мурашко

Материал из журнала «Антиквар» №77: “Наследие семьи Терещенко”

Сейчас киевская художественная школа как институция известна далеко за пределами Украины. Среди её выпускников — выдающиеся живописцы, графики и скульпторы, академики и ниспровергатели традиций, лауреаты всевозможных премий, участники престижнейших международных выставок. Трудно поверить, что её история фактически начиналась со скромного рисовального класса, открытого в 1875 г. преподавателем Киевского реального училища Николаем Мурашко в своей квартире на Михайловской. Посещать его мог каждый желающий, содержалось заведение исключительно за счёт платы за обучение.

Однако к концу первого учебного года стало понятно, что этих ресурсов недостаточно для развития: в частности, Мурашко не мог позволить себе арендовать помещение большего размера. Тогда он решает обратиться за поддержкой к земляку — сыну крупного промышленника Николы Терещенко Ивану, тогда студенту Университета св. Владимира. Тот согласился выделить единовре­менное пособие в размере 300 рублей и пообещал ежегодную субсидию в размере 200 рублей.

А. Мурашко. Старый учитель. Портрет Николая Мурашко. 1906. НХМУ
А. Мурашко. Старый учитель. Портрет Николая Мурашко. 1906. НХМУ

16 сентября 1876 г. Управление киевского учебного округа выдало официальное разрешение на открытие рисовальной школы. В том же году городской голова Н. К. Ренненкампф выхлопотал для неё помещение на первом этаже здания думы. В первый учебный год здесь занималось 40 учеников и работало два преподавателя (Н. Мурашко и П. Попов). В 1880‑м школу посещало уже более ста учеников, педагогам помогали репетиторы из учащихся. Занятия проходили с 10 до 19 часов, с двухчасовым перерывом. Контроля за соблюдением режима не вели, ученики приходили в классы в удобное для себя время. Для ремесленников, которые не могли заниматься в будни, были организованы бесплатные воскресные уроки с 12 до 15 часов. С пяти вечера по воскресеньям желающие могли осмотреть художественную коллекцию школы и испробовать свои силы в рисовании.

Н. Пимоненко. Уголок нашей рисовальной школы. 1885. Архив НХМУ
Н. Пимоненко. Уголок нашей рисовальной школы. 1885. Архив НХМУ

Ежемесячный взнос за обучение составлял 6 руб. Для способных, но малообеспеченных учеников Николай Мурашко старался снизить плату, и Иван Терещенко всегда охотно поддерживал эти решения. В начале 1880‑х размер ежегодной помощи он увеличил до 1 000 руб., а со временем довёл до 9 тысяч. Благодаря этим щедрым дотациям, школа переехала на одну из главных улиц города — Владимирскую, где и находилась до своего закрытия в 1900 г. Продолжала развиваться и система обучения. В 1882 г. были открыты «головной» и «фигурный» классы, в 1884 — введён курс перспективы, в 1886 — истории искусства, 1887 — пластической анатомии, 1891 — богословия. Преподавательский коллектив пополнился выпускниками Императорской академии художеств Иосифом Будкевичем, Харитоном Платоновым, Владимиром Менком, Иваном Селезнёвым. Для работы с учениками в разное время привлекались Михаил Врубель, Владимир Орловский, Ян Станиславский, Адриан Прахов.
«Завелась рисовальная школа, которая из маленького начинания превратилась в довольно правильно организованное заведение… Воспитанники школы, доканчивая курс в петербургской академии, стали выступать на дорогу настоящих художников и два-три человека из них приобрели некоторую известность», — писал в 1889 г. рецензент выставки киевских художников.

И. Дряпачеко (ученик КРШ в 1894–1898 гг.). Украинка. 1931. Частное собрание
И. Дряпачеко (ученик КРШ в 1894–1898 гг.). Украинка. 1931. Частное собрание

Будучи широко образованным человеком, много путешествовавшим по странам Западной Европы, Иван Терещенко прекрасно понимал, насколько важным для киевских педагогов может оказаться опыт других художественных центров. Именно он поддержал (организационно и финансово) командировки Николая Мурашко в Краков, Вену, Париж, Болонью и Рим.
Небезразлична была меценату и дальнейшая судьба талантливых учеников Школы Мурашко. Например, Евгения Вжеща он снабдил рекомендательным письмом к известному русскому пейзажисту И. Шишкину («Обращаюсь к Вам с моей покорнейшей просьбой, взять под свое покровительство молодого художника, которому я очень сочувствую…»), работы Н. Пимоненко, С. Костенко и других выпускников приобретал для своей коллекции.

А. Крюгер-Прахова (ученица КРШ в 1890-x гг.). Конь и собачка. 1892. Частное собрание
А. Крюгер-Прахова (ученица КРШ в 1890-x гг.).
Конь и собачка. 1892. Частное собрание

Начинание Николая Мурашко поддерживали и другие члены семьи Терещенко. Например, Варвара и Богдан Ханенко охотно показывали ученикам школы шедевры своей коллекции. Позже Михаил Жук красочно описал одну из таких экскурсий: «Впереди, задрав кверху бороду, ступает Николай Иванович, а за ним стайка оборванцев — учеников его школы. Строгий швейцар заставляет нас долго вытирать башмаки (конечно, без калош). Я тщательно вытираю и вдыхаю атмосферу богатого дома, где пахнет духами, немного — лаком и немного навощенным полом… А со стен меня встречают тёмные краски картин, игра света и тени, лица порт­ретов… Вот вижу пейзаж золотистый с тёмными деревьями, склонившимися над водой. Так мне хорошо, будто я пью свежий воздух в душный летний день».

Как и многие его современники, Иван Николович Терещенко был увлечён идеями художественного преобразования повседневного быта. Он мечтал о создании в Киеве художественно-промыш­лен­но­го училища, тогда как Николай Му­рашко придерживался более традиционного понимания задач художественного образования.

Е. Вжещ (ученик КРШ в 1876–1880 гг.). Лесная речка. Кон. XX — нач. XX в. Частное собрание
Е. Вжещ (ученик КРШ в 1876–1880 гг.). Лесная речка. Кон. XX — нач. XX в. Частное собрание

В 1901 г. киевская рисовальная школа прекратила свою работу, большинство её преподавателей и учеников перешли в недавно открытое Художественное училище. Иван Терещенко выплатил Николаю Мурашко единовременное пособие и назначил пожизненную пенсию. На создание художественно-промышленного училища он пожертвовал городским властям 200 тыс. руб., однако те так и не сумели распорядиться этим даром. Более десяти лет после смерти мецената, наступившей в 1903 г., чиновники подыскивали земельный участок для строительства, а затем грянула Первая мировая война…

По подсчётам историка Виталия Ковалинского, за всё время существования Школы Мурашко Иван Терещенко выделил на её нужды около 150 тысяч рублей. Основы художественного образования здесь получили сотни киевлян, включая таких известных мастеров, как Е. Вжещ, В. Галимский, Г. Дядченко, М. Жук, В. Замирайло, И. Ижакевич, С. Костенко, К. Крыжицкий, К. Малевич, Н. Пимоненко, С. Яремич.

М. Врубель. Ангел с кадилом и свечой. 1887. Находилась в собрании КРШ (ныне — в КНМРИ)
М. Врубель. Ангел с кадилом и свечой. 1887.
Находилась в собрании КРШ (ныне — в КНМРИ)