Материал из журнала «Антиквар» №77 “Наследие семьи Терещенко”
В 1875 г. Никола Артемьевич Терещенко приобрёл у бывшего киевского городского головы Павла Демидова, князя Сан-Донато особняк на углу Бибиковского бульвара и Алексеевской улицы. Новый хозяин расширил и перестроил дом, придав ему вид роскошного дворца с богато декорированными фасадами (архитекторы П. Фёдоров и Р. Тустановский). Стены первого этажа были обработаны рустом. В пространстве над окнами второго этажа также использован руст, но диагональный.
Роль пластических и ритмических акцентов здесь выполняют барельефы в виде античных головок, а в межоконных проёмах — лепные львиные маски. Над парадным входом появился герб рода Терещенко. Столь же эффектно были отделаны и интерьеры дворца: паркет из ценных пород дерева, разноцветный мрамор, росписи в зеркалах каминов и печей, со вкусом подобранная мебель и аксессуары. На стенах многих комнат и залов, как свидетельствуют фотографии начала ХХ в., были развешаны картины русских художников из собрания Николы Артемьевича Терещенко и его сына Ивана.
В 1890‑х гг. потолок вестибюля украсили четыре живописных панно на сюжеты из русских былин, выполненных модным в то время киевским художником Вильгельмом Котарбинским: «Второй бой Добрыни Никитича со змеем Горынычем», «Добрыня Никитич в отъезде», «Добрыня Никитич и Дунай Иванович» и «Соловей Будимирович».
Документальных свидетельств относительно того, почему заказчик и исполнитель сошлись именно на такой тематике, не сохранилось. Впрочем, можно предположить, что выбрать героев декоративных панно Котарбинскому помог Виктор Васнецов, с которым они вместе расписывали Владимирский собор. В 1880–1890‑х гг. Васнецов работал над своими «Богатырями» и вообще был увлечён русским фольклором. Много позже он и сам напишет монументальное полотно «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем».
Образ Добрыни, богатыря при дворе былинного князя Владимира Красное Солнышко, наверняка должен был импонировать и заказчику. Сюжеты из жизни Добрыни, прототипом которого считался реальный воевода исторического князя Владимира, можно было при желании трактовать как воплощение идеи служения государю и народу. Известно, что большую картину «Бой Добрыни со змеем Горынычем» в 1870‑х гг. написал Василий Петрович Верещагин для дворца великого князя Владимира Алексеевича.
Кажется, что и в этом здании украинскому советскому правительству следовало разместить одно из музейных учреждений. Однако к такому решению власть пришла только после Второй мировой войны, когда многое из первоначального убранства интерьеров было утрачено. В апреле 1949 г. в бывшем особняке Н. А. Терещенко открылся Государственный музей Тараса Шевченко.
Большинство украинцев в лучшем случае знает одного собирателя шевченкианы — Василия Тарновского, однако до Октябрьской революции хорошие коллекции рисунков и автографов поэта были у многих любителей старины, в том числе у Ивана Николовича Терещенко. Доподлинно известно, что ему принадлежали такие хрестоматийные вещи, как «Костёл Св. Александра», «Казах на коне», «Крутой берег Аральского моря», «Казахский мальчик, дремлет у печки».
Интерес к художественному наследию Шевченко проявлял и Михаил Терещенко. В 1911 г. он принимал участие в издании альбома его графики, подготовленном Обществом им. Шевченко «для вспомоществования нуждающимся уроженцам Южной России, учащимся в высш. учеб. заведениях г. Санкт-Петербурга». Здесь, в частности, были репродуцированы карандашный рисунок «Дорога под Киевом» из альбома Л. Жемчужникова и уже упоминавшаяся акварель «Костёл Св. Александра». В каталоге указано, что обе работы являются «собственностью М. Терещенко в Петербурге».
Судя по всему, небольшая шевченкиана была и у Александра Николовича Терещенко. Известно, что в 1911 г. он давал экспонаты на выставку произведений Т. Шевченко в Киевском художественно-промышленном музее и подарил в его коллекцию один автограф поэта. Кроме того, А. Н. Терещенко входил в состав Комитета по сооружению памятника Т. Г. Шевченко.
Как сообщила «Антиквару» главный хранитель Национального музея Шевченко Юлия Шиленко, в 2014 г. музей, наконец, откроет специальную экспозицию, посвящённую истории рода Терещенко. Таким образом, память о меценатской и благотворительной деятельности его представителей будет увековечена и в доме, где жил и трудился Никола Артемьевич.