Частная коллекция XVIII века признана лучшим проектом года

Британский журнал об искусстве и коллекционировании Apollo определил самые заметные музейные события 2013 года.

Британский журнал об искусстве и коллекционировании Apollo определил самые заметные музейные события 2013 года.

Лучшей выставкой, по мнению экспертов издания, стала выставка «Визит в Хоутон». Как можно догадаться из названия, посвящена она была знаменитой коллекции английского премьера Роберта Уолпола (1676- 1745). В 1779 году 200 шедевров европейской живописи XVI-XVII из этой коллекции были приобретены российской императрицей Екатериной II для картинной галереи Эрмитажа. Спустя более чем двести лет куратор Тьерри Моррель собрал в стенах загородной резиденции Уолпола приблизительно третью часть произведений, вывезенных в Россию, правда, собирать их пришлось уже по всему миру.

Дело в том, что в Эрмитаже сейчас хранятся только 126 живописных полотен из бывшей коллекции Уолпола. 36 находятся в различных музеях России и Украины, 6 полотен были проданы в 1930-х годах за границу (этюд Веласкеса к портрету папы Иннокентия Х оказался в вашингтонской Национальной галерее); часть картин, которые находились в музеях петербургских пригородов, пропала во время Второй мировой войны.

При построении экспозиции Моррель и его помощники сумели целиком или частично воссоздать оригинальную развеску картин. К счастью, потомки Уолпола практически полностью сохранили декор интерьеров в главных залах Хоутон-холла (проектировал их известный британский архитектор Вильям Кент).

Выставка вызвала огромнейший интерес как у специалистов, так и у широкой публики. За полгода её посмотрели более 100 тысяч человек. И это при том, что Хоутон-холл находится в сельской местности, в нескольких сотнях километров от Лондона и Манчестера.

В шорт-лист номинации «Музейная выставка года» попали:

«Бароччи: великолепие и изящество» (Художественный музей Сент-Луиса, Национальная галерея, Лондон)

«Изобретение абстракции. 1910-25» (МОМА, Нью-Йорк)

«Жизнь и смерть в Помпеях и Геркулануме» (Британский музей)

«Френсис Бэкон/Генри Мур. Плоть и кость» (Музей Эшмолеан, Оксфорд)

«Пьеро делла Франческа в Америке» (Музей собрания Фрика, Нью-Йорк)

«Весна Ренессанса» (Палаццо Строцци, Флоренция, Лувр, Париж)

Лучшим музейным приобретением года эксперты признали решение Леонарда А. Лаудера завещать Музею Метрополитен свою коллекцию живописи и графики кубизма, оцениваемую в $1 млрд. Собрание включает работы Пикассо (33), Брака (17), Гриса (14) и Леже (14).

Список номинантов в этой категории насчитывает 25 позиций, и среди них преобладают дары и пожертвования. Чистых покупок не так много. Назовем некоторые из них:

Э.Хоппер. Остров Блэквелл. 1928. Куплено Музеем американского искусства (Бентонвилл) на аукционе Christie’s.

Сундук в стиле маки-е (Япония, эпоха Эдо). Принадлежал кардиналу Мазарини. Куплено на аукционе для амстердамского Рийксмузеума (при поддержке трех благотворительных фондов).

К. Коро. Портрет итальянки. 1870. Передано лондонской Национальной галерее в счет уплаты налога на наследство от наследников Люсьена Фройда.

В номинации «книга по искусству» победили сразу два издания, подготовленные специалистом по творчеству Сезанна Алексом Данчевым: биография художника и новый перевод его писем.

В шорт-листе по этой категории превалируют объемистые каталоги музейных коллекций:

Золотые шкатулки и табакерки из Собрания Уоллеса.

Хэм Хауз. 400 лет собирательства и меценатства.

Париж 1650-1900. Декоративное искусство в собрании Рийксмузеум.

Каталог коллекции старинных изданий и переплетов Дж. А. Де Ротшильда в музее-усадьбе Воддесдон Менор.

Среди номинантов также два исследования по искусству модернизма:

«Пикассо и истина. От кубизма до Герники», написанное выдающимся англо-американским искусствоведом Тимоти Джеймсом Кларком. Эта работа, несомненно, вызовет раздражение у тех, кто предпочитает истолковывать творчество Пикассо, исходя из его отношений с женщинами.

«Средневековый модернизм. Искусство вне времени». Специалист по искусству Ренессанса, профессор нью-йоркского университета Александр Нагель пытается доказать, что революционные свершения авангарда – коллаж, редимейд, переосмысление природы искусства и авторства – это всего лишь повторение пройденного… Интересно, что книга его эссе напечатана издательством Thames & Hudson, специализирующемся на выпуске добротных справочных и популярных изданий.

По материалам зарубежной прессы подготовил С. Яринич