В Лондонской галерее Whitechapel открылась вторая выставка произведений из так называемой Коллекции правительства Великобритании. |
В Лондонской галерее Whitechapel открылась вторая выставка произведений из так называемой Коллекции правительства Великобритании. Как можно догадаться, речь идет о работах, украшающих офисы государственных учреждений. В последние годы управление этим собранием вызывало резкую критику со стороны экспертов и политиков. Британцев возмущало небрежное отношение к сокровищам, приобретаемым на деньги налогоплательщиков. Так, из 67 произведений, пропавших в 2000-е годы, в фонды были возвращены только 23. Вообще же за свою 113-летнюю историю правительственное собрание потеряло более 100 предметов. Украденные или просто исчезнувшие работы нередко потом появлялись на рынке. Так, было с пейзажем «Мост Альберта» Вильяма Брукера, который считался украденным с 1950-х гг., а в мае этого года всплыл на Sotheby’s с эстимейтом £5 тыс. – 8 тыс. Картину сняли с продажи, но владелец тут же продал её через другой аукционный дом. Пейзаж Фредерика Литона «Восход солнца на Капри» (1859), находившийся до начала Второй мировой войны в британском консульстве в Берлине, считается уничтоженным нацистами, но исследователи обнаружили, что в 2000 г. картина была благополучна продана на Christie’s за £ 102 тыс.
Журналистское расследование также показало, что в администрации Коллекции правительства существует практика, когда о пропаже эстампов стоимостью до £ 2 тыс. вообще не принято заявлять в полицию. В таких случаях якобы проводится внутреннее расследование. Аудит правительственного собрания выявил и факты подозрительной путаницы в документации, когда учреждения возвращали работы в фонды Коллекции, но там они продолжали числиться пропавшими.
Цель серии выставок из собрания правительства состоит не только в том, чтобы провести ревизию собрания, но и успокоить общественность. В качестве кураторов проекта британцы привлекают специалистов из негосударственных учреждений, в частности экспонаты для нынешней выставки отбирала художница Корнелия Паркер.
Британский опыт может оказаться поучительным и для украинских чиновников, которые, судя по публикациям в СМИ, любят украшать свои офисы картинами, одолженными у государственных музеев. Возможно, нашему правительству тоже стоит показать их общественности? Ещё лучше, наверное, было бы начать формировать cпециальную коллекцию, но опять таки не за счет музеев.