Общий вид Сельскохозяйственной и промышленной выставки в Киеве. Фото 1897 г.

«Визитные карточки» капитализма

Материал из журнала “Антиквар” #83: “Художественные средства – коммерческие цели”

Сельскохозяйственные и промышленные выставки были едва ли не самыми резонансными и массовыми мероприятиями, проходившими в Киеве в конце ХІХ — начале ХХ в. В ту пору масштабные рекламные экспозиции становились, по сути, «визитной карточкой» капитализма. Стремительное развитие различных областей хозяйства, отладка межрегиональных экономических связей, рыночная конкуренция требовали от производителей активной демонстрации своих изделий широкому кругу потенциальной клиентуры.

Сказочный городок, увенчанный бутылкой

После нескольких сравнительно скромных выставок, организованных в Киеве местным Обществом сельского хозяйства и сельскохозяйственной промышленности, в 1897 г. решено было провести более обширный показ. Возникла, правда, проб­лема с территорией: свободных мест подходящего размера в городе оказалось немного. На помощь пришли Крепостное инженерное управление и лично комендант Киевской крепости генерал Алексей Аносов. От них Общество сельского хозяйства получило в безвозмездную аренду 8,5 десятин земли (около 9,3 га) на 12‑летний срок.

Вместе с дополнительно привлечёнными соседними территориями экспозиция Киевской сельскохозяйственной и промышленной выставки заняла на склоне Черепановой горы пространство порядка 17 га, отделённое от магистрали — Большой Васильковской улицы — Троицким рынком.
Выставочный участок располагался в зоне так называемой эспланады под валами Госпитальных укреплений. Поскольку эспланадные правила воспрещали строительство любых каменных зданий, с разрешения коменданта крепос­ти можно было возводить только деревянные нежилые сооружения. Непрочность последних вкупе с ограниченным периодом землепользования определили характер выставки лишь как временного комплекса.

Павильон пивного завода И. Липского. Фото 1897 г.

Павильон пивного завода И. Липского. Фото 1897 г.

Постройки представляли собой более или менее пышно оформленные деревянные павильоны, облик которых не был связан с тематикой экспонатов. Несколько строений выставочный комитет закупил в целях экономии в Нижнем Новгороде после тамошней крупной выставки 1896 г.
И всё же, нашлись участники, сумевшие даже при ограниченных возможностях обыграть внешний вид построек для привлечения внимания к своей отрасли или прямой рекламы. Пожалуй, самый эффектный трюк придумал производитель пива из города Вильно Илья Липский. Конкуренция в этом бизнесе была изрядной, и чтобы сделать павильон предприятия более заметным, к нему пристроили исполинскую бутылку — деревянную, покрашенную, с броской этикеткой. Благодаря размещению павильона на верхнем ярусе выставки, эта бутылка просматривалась отовсюду. Получилось в полном смысле «дёшево и сердито».

Фабрикант Иосафат Андже­йовский, выпускавший печную керамику, легко справился с проб­лемой временного характера помещений, облицевав стены павильона изразцами собственного производства. В результате строение получилось особенно нарядным и изящным. По окончании же выставки изразцы демонтировали и пустили в продажу.

Павильон завода И. Анджейовского (на первом плане). Фото 1897 г.

Павильон завода И. Анджейовского (на первом плане). Фото 1897 г.

Весьма изобретательно был оформлен отдел, посвящённый пчеловодству. На специальной открытой площадке-пасеке устроители расставили ульи разных конструкций. А рядом с ними высился павильон, который своим обликом тоже напоминал улей — громадный.

В общей сложности на склоне и у подножия Черепановой горы было размещено более 20 общественных и свыше 30 частных павильонов с большим количеством экспонатов. С обзорной площадки этот комплекс воспринимался довольно живописно — как некий сказочный городок. Связь нижней территории с верхними террасами обеспечивала серпантинная дорога. По ней с интервалом 10 минут курсировали специальные трамваи, которые тоже служили своеобразными экспонатами, ведь сравнительно недавно (с 1892 г.) в Киеве впервые в империи начал действовать электрический транспорт.

Выставочная пасека. Фото 1897 г.

Выставочная пасека. Фото 1897 г.

Выставка работала с июля по октябрь. После её закрытия организаторы сообщили, что всего здесь побывало 202 268 посетителей — не так уж мало, учитывая, что в 1897 г. в городе насчитывалось 248 тысяч жителей. А затем постройки одна за другой были разобраны и большей частью отправлены на дрова.

На месте «Олимпийского»

Если Киевская сельскохозяйственная и промышленная выставка пришлась на время экономического подъёма, то начало ХХ столетия сопровождалось кризисом, усугубившимся революционными событиями 1905 г. Позже, когда дела в промышленности и торговле опять стали налаживаться, киевляне заговорили о необходимости новой выставки. И в 1913‑м она состоялась, причём была уже не региональной, а Всероссийской.

Общий вид Всероссийской выставки в Киеве. С открытки 1913 г.

Общий вид Всероссийской выставки в Киеве. С открытки 1913 г.

Такому высокому статусу соответствовало и место, отведённое под экспозицию: город согласился раскрыть её на Большую Васильковскую улицу, пожертвовав Троицким рынком. Общая площадь выставочной территории составила теперь 26 десятин (свыше 28 га). К началу мероприятия здесь установили 132 павильона и ещё 62 постройки разного назначения.

Те, кто проходил через арку главного входа, сразу же обращали внимание на большую скульп­турную композицию — символ выставки. Она представляла собой изображение герба Киева с архангелом Михаилом, над которым словно парила фигура ангела. Ангел держал в руке венок и, по словам современника, «как бы покрывал им благое дело общественного служения». Дальше располагалась монументальная лестница, которая вела на гору, к центральному павильону земских учреждений. Как и несколько других каменных построек, он был оформлен архитектором Францем Вышинским в духе нео­ампира. Предполагалось, что эти здания, возведённые при участии города, останутся в будущем как помещения для разнообразных экспозиций и развлечений.

Статуя с символом выставки. С открытки 1913 г.

Статуя с символом выставки. С открытки 1913 г.

Что же касается частных и ведомственных павильонов, то им и на сей раз предстоял демонтаж. Однако экспоненты вновь проявили изобретательность. Оригинальностью отличался, к примеру, павильон тюремного управления, спроектированный архитектором Владимиром Эйснером в виде острога XIV в. — с тяжёлыми воротами, мощными стенами, частоколом и сторожевой башней. Строили его, к слову, местные арестанты. Внутри, среди прочих экспонатов, были и всевозможные поделки заключённых — от предметов мебели до раскрашенных скульптур из хлебного мякиша. Всё это прямо на выставке продавалось как сувениры.

Павильон тюремного ведомства. Фото 1913 г.

Павильон тюремного ведомства. Фото 1913 г.

Новую перспективную отрасль — холодильное оборудование — представило на Всероссийской выставке в Киеве акционерное общество «Франц Крулль» из Ревеля (ныне Таллин). Именно эта фирма оказалась поставщиком самого первого киевского холодильника, установленного в 1912 г. в подвале только что построенного Бессарабского крытого рынка. Любопытно, что из 580 тысяч рублей, в которые обошлось сооружение и обустройство торгового здания, непосредственно за холодильники пришлось выложить 28,5 тысяч — сумму, сопоставимую с ценой небольшого кирпичного дома! На киевской выставке экспонатами ревельского акционерного общества стали холодильные камеры, рассчитанные на разные температуры. Посетители, при желании, могли в них забраться и помёрзнуть в своё удовольствие. Что же касается наружного оформления павильона общества «Франц Крулль», то оно привлекало статуями белых медведей, установленных прямо на крыше.

Павильон АО «Франц Крулль» (в центре). Фото 1913 г.

Павильон АО «Франц Крулль» (в центре). Фото 1913 г.

Ещё одним представителем животного мира можно было полюбоваться у павильона коньячной фирмы Давида Сараджева из Тифлиса. На этикетках Сараджева красовался горный козёл — его же скульп­турное изображение возвышалось на необычном строении, похожем на скалу с пещерой. Не менее выразительным стал павильон акционерного общества братьев Вюрглер, напоминающий паровой котёл с печью. Перед входом стояли две статуи пролетариев, выполняющих нелёгкую работу…

Много ещё брос­ких сооружений встречалось на выставочной территории: буровая вышка отдела земельных улучшений, маяк возле павильона отдела судоходства, электрические цветочные часы фирмы Мозера и ряд других.

Павильон фирмы Д. Сараджева. С открытки 1913 г.

Павильон фирмы Д. Сараджева. С открытки 1913 г.

Целых пять месяцев — с июня до октября — выставка собирала посетителей. Всего их побывало тут более миллиона. Город уже готовился заключать договоры на дальнейшее использование экспозиционных площадей, но в следующем году началась мировая война, потом пришла война гражданская с разрушительными обстрелами и пожарами… К 1920‑м гг. на территории бывшего выставочного городка стояли единичные постройки да парадная арка, которую убрали перед войной при строительстве стадиона (нынешнего «Олимпийского»). А теперь от комплекса столетней давности вообще ничего не осталось, и только старые фото напоминают о ярком эпизоде биографии Киева.

Павильон АО братьев Вюрглер. С открытки 1913 г.

Павильон АО братьев Вюрглер. С открытки 1913 г.

Горняки любили гроты

Важной частью тогдашних экспозиций считался горный отдел, где были представлены отрасли по добыче и обработке руд, минералов и ископаемого топлива. Благодаря холмистому рельефу выставочной территории, в Киеве оказалось возможным устроить для горняков подземное помещение, что позволило достичь особой наглядности и повысить рекламный эффект.

Маяк у павильона отдела судоходства. Фото 1913 г.

Маяк у павильона отдела судоходства. Фото 1913 г.

На выставке 1897 г. разработкой проекта этого отдела занимался Владислав Городецкий — впоследствии один из популярнейших киевских зодчих. Однако его замысел понравился не всем. В прессе отмечали, что Городецкий «очевидно, пытался придать постройке вид не то грота, не то штольни, но ни то, ни другое ему не удалось». Вход был облицован под известняк, на крыше высились два обелиска из лабрадорита — любимого отделочного камня здешних строителей.

Вход в горный отдел выставки. Фото 1897 г.

Вход в горный отдел выставки. Фото 1897 г.

Не все экспонаты горного отдела были размещены под землёй. Кое-что демонстрировалось непосредственно перед входом в «грот». Так, слева можно было осмотреть оборудование для бурения скважин. А справа выстроилась цепочка… надгробных памятников: свою продукцию показывали фирмы по обработке мрамора, лабрадорита и гранита.

Вход в горный отдел выставки. Фото 1913 г.

Вход в горный отдел выставки. Фото 1913 г.

Характерно, что на выставке 1913 г. для этого отдела вновь была использована идея грота-подземелья. Уже другие архитекторы оформили вход в виде парадной арки, но на сей раз в облицовке использовался гранит, предоставленный товариществом из Гнивани. По обе стороны портала были навалены крупные гранитные глыбы, на которых демонстрировали работу эффектной новинки — пневматических отбойных молотков.

Как надо строить

Главной экспозицией социалистической поры в Киеве стал комплекс Выставки достижений народного хозяйства УССР. В ту пору далёкая окраина города обзавелась громадным общественным центром на площадях свыше 300 га. Из них более 30 га занимали павильоны и строения с открытыми площадками для экспонатов промышленности и строительства.

Возведение павильонов ВДНХ началось ещё при жизни Сталина — в 1952 г. Соответственно, архитектура комплекса была выдержана в духе безудержной помпезности — бросались в глаза башни и шпили, арки и колоннады, статуи и рельефы, фонтаны и вычурные ограды…
Но ко времени введения выставочной территории в строй всё это вышло из моды. В ноябре 1955‑го новый лидер Советского Союза Никита Хрущёв подписал постановление, где башенные надстройки, декоративные колоннады, портики и другие «заимствованные из прошлого» элементы назывались ничем не оправданными «архитектурными излишествами», ставшими массовым явлением при строительстве жилых и общественных зданий. А в одном из пунктов упомянутого постановления всем центральным и местным органам власти вменялось в обязанность «в 3‑месячный срок пересмотреть проектно-сметную документацию на строящиеся объекты с целью решительного устранения в проектах излишеств в архитектурной отделке, планировочных и конструктивных решениях».

Комплекс ВДНХ УССР. Фото 1950‑х гг.

Комплекс ВДНХ УССР. Фото 1950‑х гг.

Впрочем, по отношению к выставочному комплексу в Киеве новую директиву применять не стали: ВДНХ в своём изначальном облике значительно лучше соответствовала главному назначению — пускать пыль в глаза. Но для павильона «Бу­дів­ництво» пришлось сделать исключение. Ведь его экспозиция должна была как раз демонстрировать, каким образом в архитектурно-строительном деле выполняется воля партии и правительства. Здесь даже организовали кабинет типового проектирования. Поэтому павильон открыли с некоторым запозданием, а его внешний вид был преобразован архитектором Георгием Кислым в духе полного отказа от «излишеств». Таким образом, посетители выставки сразу могли уразуметь, к чему призывает советское руководство всех тех, кто проектирует и строит.

Автор: Михаил Кальницкий

Общий вид Сельскохозяйственной и промышленной выставки в Киеве. Фото 1897 г.

Общий вид Сельскохозяйственной и промышленной выставки в Киеве. Фото 1897 г.

Павильон «Строительство» ВДНХ УCСР. Фото 1960‑х гг.

Павильон «Строительство» ВДНХ УCСР. Фото 1960‑х гг.