Панночка в жемчугах (фрагмент). 2015. Медь, эмали, левкас

В поисках вечного искусства: эмали Алексея Коваля

«Живопись, выполненная на медной пластине, покрытая эмалью и обожжённая в огне, превосходит скульптуру по продолжительности жизни. Если бронзовая скульптура долговечна, то эмалевая живопись вечна». Эти слова великого Леонардо с гордостью может процитировать каждый эмальер.

Иванна Стратийчук

№ 5-6 (96) май-июнь 2016 г. 

«Живопись, выполненная на медной пластине, покрытая эмалью и обожжённая в огне, превосходит скульптуру по продолжительности жизни. Если бронзовая скульптура долговечна, то эмалевая живопись вечна». Эти слова великого Леонардо с гордостью может процитировать каждый эмальер.

Роскошная и невероятно дорогая уже на этапе подготовки материалов, переливчатая, капризная и непредсказуемая, — эмаль не просто универсальна и удивительно прочна. Эта несравненная техника — одновременно живописная и ювелирная — приносит потрясающие результаты, но покоряется немногим. Она тщательно выбирает художника: только тот, кто готов терпеливо переносить все сложности, связанные с работой в этой трудоёмкой технике, сможет достичь в ней значительных высот. Одним из таких мастеров стал украинский художник Алексей Коваль.

«Искусство — это сказка, это тайна, — говорит он. — Если в живописи всё довольно предсказуемо, а в офорте заложена, быть может, третья часть непредвиденных эффектов, то работа с эмалью — это 70 % неожиданности. Красивое в творчестве — это ошибка. Когда постигнешь основные секреты техники, можно намеренно сделать что‑то не так, а получив результат, выстроить на ошибке целую систему. Эмаль — это техника, позволяющая создать тайну».

Из первого путешествия в Индию в 2008 г. Алексей вернулся с серией карандашных портретов и непреодолимым желанием отразить тайну открывшегося ему необъятного мира, создать собственный образ сказочного Востока. К тому времени художник уже несколько лет работал в сфере монументального искусства, но среди освоенных им техник не нашлось такой, которая могла бы передать великолепие и разнообразие увиденных в Индии экзотических цветов, узоров, фактур, передать впечатление от голосов, уличных ритмов, звуков и даже запахов. Знакомство с техникой горячей эмали стало для Алексея настоящей находкой. Сочетание протравленной меди, блестящих разноцветных эмалевых орнаментов и левкаса позволило ему воплотить своеобразный калейдоскоп путевых впечатлений. Овальная форма, в которую заключены работы серии «Индия. Портреты» (2008–2013), символизирует и собственный взгляд путешественника, и самодостаточность каждого отдельного мира, с которым ему пришлось столкнуться.

Восточные холмы. 2013. Медь, эмали. Диам. 105 см.

Восторг от встречи с незнакомыми мирами ощущается и в следующих сериях — «Тысяча и одна ночь» (2010–2014), в незавершённом цикле орнаментальных лиц-символов, означающих разные части света. Творческий подход Алексея Коваля отличает некое артистическое преувеличение: в своих эмалях он щедро и непринуждённо сочетает краски и орнаменты, использует инкрустации и элементы малой пластики. Художник оформляет старинные фотографии эмалевыми окладами (серия «Frames»), играет с функциональными и декоративными свойствами объектов, смело берётся за работы разного масштаба — от хрупких миниатюрных рамок до огромных панно. Неслучайно, наверное, именно ориентальная тематика стала первой эмалевой страстью художника, ведь, по его мнению, красота Востока как раз и заключается в богатстве и многообразии.

Джайпур. Портрет. 2013. Медь, эмали, левкас. 130 × 27 см.
Мечта и реальность. Городской портрет. 2013. Медь, эмали, левкас. 125 × 25 см.

Ранние серии эмалей А. Коваля объединены темой путешествия, символикой глаза, замкнутыми формами овала и круга для обозначения целостного мира. Впоследствии художник обращается к созданию собственных образов и мифов. В 2013 г. он начинает работу над большой серией эмалей с общим названием «Куклы», которая, благодаря рельефной трактовке лиц и рук, балансирует на грани с малыми скульптурными формами. Для первых «кукол» Алексей самостоятельно вылеп­ливал все объёмные элементы, потом стал использовать старинные металлические маскароны, купленные на блошиных рынках. Образы, возникающие в галерее «кукол», уже не этнографические, а скорее мифологические.

Из серии «Дары волхвов». 2014. Медь, эмали, бронза, позолота. Выс. 37 см.
Из серии «Дары волхвов». 2014. Медь, эмали, бронза, позолота. Выс. 37 см.

Кроме таких общеизвестных персонажей, как древнегреческие гиганты, морской царь или библейские волхвы, Алексей создаёт фигуры генерала-старьёвщика, пирата и пиратки, стражей ворот… Каждый из этих персонажей — герой отдельной истории, олицетворение своего собственного мифа, тщательно продуманного и воплощённого художником.

Важное место в творчестве А. Коваля занимает «Украинская серия», начало которой было положено диптихом «Украинские свадебные портреты» и эмалью «Замечтавшаяся». Постепенно к ней добавляются символические образы («Судьба», «Вторая половина») и портреты современников в национальной одежде («Даринка», «Девочка с куропаткой», «Встреча»). Браться за национальную тему в искусстве всегда непросто и даже рискованно, ведь, с одной стороны, можно впасть в фольклорный китч, а с другой — в привычную минорную традицию изображения украинства, знакомую по литературе, театру, произведениям изобразительного искусства. О глубокой укоренённости этой традиции свидетельствуют ассоциативные ряды, которые невольно возникают в сознании любого украинца при упоминании о родном языке или национальной культуре. И первым в ряду таких ассоциаций бывает обычно слово «сохранить», а оберегать, как правило, нужно что‑то слабое, нежизнеспособное, чему постоянно угрожает опасность. Бесконечное заглядывание в прошлое и выискивание новых поводов для грусти практически не оставляет места для создания чего‑то нового — с мыслью, по крайней мере, о сегодняшнем дне. Правильно говорят, что народ, забывший свою историю, не имеет будущего, но не меньшая правда в том, что народ, который не думает о будущем, обречён жить прошлым. Именно поэтому в работе над украинской серией А. Коваль выбирает оптимистический подход. Уже на стадии «стратегического планирования» он рассматривает свои работы как часть широкого культурного наследия, по которому будут судить и о жизни нашего поколения, и об украинском искусстве начала XXI в. Его цель — показать украинцев богатыми, здоровыми, счастливыми, самодостаточными и таким образом «запрограммировать» народ на процветание.

Украинские свадебные портреты. 2015. Медь, эмали, левкас. 75 × 85 см.

Украинская серия пока не завершена. Работу над ней художник планирует продолжать всю жизнь, дополняя новыми произведениями — и не только в технике эмали. По его словам, украинский проект задуман очень масштабным, ведь он должен стать явлением, заметным со значительной исторической дистанции.

По принятой классификации работы А. Коваля относятся к живописной разновидности техники горячей эмали. Впрочем, его художественная манера существенно отличается от классической украинской школы, ведущим мастером которой считается Александр Бородай. При работе с эмалью Алексей использует сегментированные медные пластины с предварительно протравленным рисунком, которые напоминают подготовленные к печати офортные доски. Сочетание углублённого рельефа на меди и переливов выпуклой полупрозрачной эмали придаёт его произведениям поразительную оптическую многомерность. Разделение доски на небольшие модули позволяет обойти ограничения по формату готовой картины (связанные с размерами муфельной печи) и привнести в композиции дополнительные пластические акценты.

«Самое важное в искусстве — это настроение, — убеждён Алексей Коваль. — Можно нарисовать стопроцентную украинскую историю, ни разу не заглянув, например, в учебник по истории костюма. Но эта обобщённая, пропущенная через себя история будет правдой. Нужно создавать памятники, на которые захочется смотреть. Меняться, но оставлять неизменным высокий класс. Нужно создавать действительно большое искусство».

С этими мыслями Алексей Коваль берётся за создание новых эмалей, сочетает барочные и авангардные элементы, смело интерпретирует исторические мотивы и ищет собственный ключ к вечному искусству.

Украинские свадебные портреты. 2015. Медь, эмали, левкас. 75 × 80 см

Украинские свадебные портреты. 2015. Медь, эмали, левкас. 75 × 80 см