Надежда Юрченко, главный хранитель
Сумского областного художественного музея
им. Н. Х. Онацкого
Матеріал із журналу "Антиквар" №81
В марте этого года отмечался столетний юбилей «Первой выставки картин местных и иногородних художников», организованной в Сумах будущим создателем нашего музея Никанором Онацким. Его стараниями в здании Общественного собрания (нынешней филармонии) было представлено 190 произведений 19 авторов из Сум, Казани, Санкт-Петербурга, Москвы, Екатеринбурга и Екатеринослава.
В Сумы Н. Х. Онацкий (1875–1937) переехал из Лебедина в 1913 г., когда его пригласили на преподавательскую работу в кадетский корпус и в другие учебные заведения города. В то время он был уже известен как поэт, педагог, общественный деятель и художник. Его картина «Лунная ночь», показанная в Киеве на «Першій українській артистичній виставці» 1911 г., была высоко оценена Оленой Пчилкой в ежегоднике «Рідний край», а в 1913 г. Онацкий был не только участником, но и организатором художественных выставок в Киеве и Полтаве. В Киеве его пути пересеклись с приехавшим из Петербурга Оскаром Гансеном, который коллекционировал произведения ведущих украинских мастеров. На упомянутой киевской выставке 1913 г. экспонировались также работы Василия и Фёдора Кричевских — земляков Онацкого. Впоследствии вместе с полотнами других мастеров они поступили из собрания Гансена в Сумской музей.
В отличие от Киева и Полтавы, где участниками выставок были в основном украинские живописцы, в Сумах свои работы продемонстрировали и русские художники. Знакомство маленького провинциального города с творчеством известных мастеров стало знаковым событием, предшествовавшим созданию музея. Онацкий мечтал собрать в Сумах «малый Эрмитаж», в котором можно было бы увидеть лучшие образцы классического искусства Украины, России, стран Западной Европы и Востока. И он осуществил свою мечту. Благодаря ему и О. Гансену на момент открытия музея в 1920-е гг., коллекция насчитывала более 6000 экспонатов живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства.
Наиболее интересными на выставке 1914 г. оказались произведения, представлявшие академическую школу. Многие из них хранятся в музее по сей день. Два полотна, о которых пойдёт речь, принадлежали сумскому жандармскому полковнику А. Мариничу, а в 1920 г. были национализированы и переданы в музей. Первая — дипломная картина на батальную тему выпускника Петербургской Академии художеств Ивана Владимирова (1869–1947) «Перевязочный пункт» (1893), посвящённая русско-турецкой войне 1877–1878 гг. В центре композиции среди раненых изображён легендарный врач-хирург Николай Пирогов. За эту картину молодой живописец был удостоен звания «классного художника второй степени».
В лучших традициях русского реалистического искусства создан пейзаж «Последние лучи» Александра Орлова (1868 — после 1917), одного из организаторов товарищества художников в Петербурге, члена Общества русских акварелистов, участника многочисленных выставок в России.
Академик, ученик Владимира Маковского, член Общества художников имени А. И. Куинджи и товарищества передвижных художественных выставок, жанровый живописец Лукиан Попов (1873–1914) представлен в собрании музея картиной «Ходоки», запоминающейся убедительными образами православных странников.
В сложной гамме киноварных и тёплых охристых оттенков написана картина «В избе». Её автор — сын священника, «крестьянский поэт», последний председатель ТПХВ и первый председатель Ассоциации художников революционной России Павел Радимов (1887–1967).
Особенно ценил Никанор Онацкий произведения русских мастеров, связанные с украинской тематикой. В их числе был «Портрет т. Г. Шевченко» (1904), выполненный в технике офорта художником-гравёром Яковом Андреевым (1871 — ?).
Среди сумских авторов в выставке 1914 г. принимали участие преподаватели кадетского корпуса Н. К. Евлампиев и И. Г. Яременко, а также сам Н. Онацкий, в работах которого ощущается увлечение импрессионизмом и символизмом.
Экспонировалась в Сумах и акварель Павла Кузнецова (1878–1968)—жанровый портрет Н. Онацкого (1899), выполненный в период их совместной учёбы в Строгановском училище. Это единственное в музее произведение знаменитого русского художникаголуборозовца, относящееся к раннему периоду его творчества.
Из газеты «Сумской вестник» от 12 января 1914 г. узнаём, что в городе состоялась также посмертная выставка Е. И. Волошинова (1824–1913), несколько натюрмортов которого вошли в музейное собрание. Обе выставки 1914 г. сыграли немаловажную роль в развитии художественной жизни на Сумщине и послужили толчком к созданию Сумского художественно-исторического музея.
Иллюстрации предоставлены Сумским областным художественным музеем им. Н. Х. Онацкого