Материал из журнала “Антиквар” #89: “Приоритеты культурной политики”
О реформировании системы управления украинской культурой мы беседуем с бизнесменом, коллекционером и меценатом, одним из основателей Музея исторического культурного наследия «ПЛАТАР», соучредителем благотворительного фонда «ПЛАТАР. Памяти Сергея Платонова», членом Комитета Верховной Рады по вопросам культуры и духовности Сергеем Тарутой.
— Сергей Алексеевич, какой вы видите культурную политику государства, и какие функции культуры кажутся вам сегодня особенно важными?
— На наших глазах формируется новый культурный слой — интеллектуальный, креативный, способный продуцировать новые мысли и отстаивать новые ценности, ради которых нужно жить и бороться. В моём понимании культура — это то, что вселяет надежду, объединяет и учит прощать. А значит, и государственная культурная политика должна быть направлена на достижение этих целей, опираться на людей, которые видят в культуре созидательную силу и тот фундамент, на котором только и может вырасти по‑настоящему новая сильная Украина…
— Но как быть с тем, что у нас отсутствует механизм, позволяющий людям искусства влиять на культурную политику государства?
— Даже если художники, музыканты, литераторы или театральные режиссёры не принимают непосредственного учас тия в работе номенклатурного аппарата, они не могут не влиять на формирование общественного мнения. Более того, год назад именно люди искусства стали одними из самых активных участников революционных событий, своеобразным идеологическим центром борьбы за свободу и человеческое достоинство. Украинская интеллигенция даёт нам пример идентификации человека как личности, как гражданина, имеющего определённую жизненную позицию. По сути, она и есть ядро, без которого невозможны ни справедливая судебная система, ни качественно новое образование, ни процветающая экономика…
— Люди культуры и искусства — это тот камертон, к которому важно прислушиваться…
— Не только прислушиваться. По этому камертону должны настраиваться все остальные инструменты власти. Но у нас стараются не замечать этого эталонного звука, и даже культурную политику умуд ряются проводить как‑то дистанционно от самих деятелей культуры. Чтобы изменить ситуацию к лучшему, в первую очередь необходимо научиться слушать и понимать друг друга. У нас же, наоборот, предпочитают действовать по принципу групповщины. Сейчас, например, обозначилась явная тенденция деления на «старых» и «молодых», из‑за чего возникает немало конфликтных ситуаций. Я согласен с тем, что именно молодые должны быть инициаторами и движущей силой тех изменений, которые необходимо проводить. Но неправильно думать, что опыт «старой команды» уже не пригодится, что лучше попросту отказаться и от этого опыта, и от этих людей, начав всё с чистого листа. На самом деле гораздо разумнее не изобретать колесо заново, а вдумчиво и беспристрастно проанализировать то, что делалось раньше, и только после этого без всякой «революционной» спешки решить, от чего стоит избавиться, а что лучше сохранить или вернуть в каком‑то ином качестве… Нужно наладить продуктивный диалог молодых с людьми старшего поколения, собрать разные мнения, чтобы понять, как сберечь всё ценное, что мы имеем, и как развить те тенденции, те ростки нового, которые появились в Украине вследствие сложных и болезненных процессов последних лет.
— В большинстве европейских стран финансированием культурной сферы и последующим распределением средств занимаются не только и не столько государство и лично министр культуры, сколько специальные фонды, экспертные советы и комитеты. Предпринимаются ли в Украи не шаги в сторону подобного реформирования?
— Министра культуры можно сравнить с менеджером крупной компании. Если он успешно справляется со своей ролью, то и дела идут хорошо. Но если топ-менеджер и высшее управленческое звено подобраны неправильно — может быть загублено всё. Культурному ведомству тоже нужен менеджер — лидер, человек, имеющий безупречную репутацию и авторитет, способный собрать вокруг себя сильную профессиональную команду. Пока что уровень знаний и навыков кадрового аппарата в Украине оставляет желать лучшего. Нам действительно нужно многому учиться, но уже сейчас разрабатывается ряд законов, которые приблизят Украину к той системе регулирования в области культуры, что принята во многих зарубежных странах.
— Решением каких вопросов занимается Комитет по вопросам культуры и духовности и как влияет его работа на культурные процессы в целом?
— Мы добиваемся того, чтобы культура стала свое образным драйвером в развитии страны, ведь без неё не могут произойти преобразования ни в какой другой сфере общественной, экономической или политической жизни. Для этого изучаем европейский опыт и стараемся адаптировать его к нашим реалиям. Сейчас, в частности, занимаемся подготовкой закона о финансировании культуры за счёт отчислений от игорного бизнеса. Эта модель практикуется в Британии, Франции, Польше и других странах. Лично я не вижу ничего плохого в том, чтобы порок — в данном случае страсть к азартным играм — хотя бы отчасти обернулся добродетелью и помог воплотить в жизнь какие‑то значимые для страны культурные проекты.