История польского арт-рынка постсоциалистического времени начиналась со скромных 8 аукционов, проведенных в 1989 году. В 2011 году общее количество торгов впервые перешагнуло за сотню. |
С. Выспянский. Портрет семьи Штернбах. 1904. Бумага, пастель. Agra-Art, март 2012 – 2,13 млн. злотых (ок. $700 тыс.)
В мае 2013 года Товарищество польских антикваров опубликовало отчет о состоянии внутреннего арт-рынка. Оказалось, что в 2012 году объем аукционных продаж достиг 42 млн. злотых (ок. $14 млн. без учета комиссионных), что на 6 млн. злотых больше, чем в 2011. Количество реализованных лотов возросло на 14% в сравнении с предыдущим годом и перевалило за отметку 5100.
Ещё более оптимистичные цифры выдали аналитики международной компании Skate’s Market Research. Согласно их подсчетам оборот аукционного рынка равнялся 60,5 млн. злотых ($19,2 млн.), а показатель проданных лотов превысил 6,5 тыс. Прирост по этим параметрам составил соответственно 25% и 21% (сравнительно с 2011 годом). Такая существенная разница с данными ТПА, возможно, объясняется тем, что SMR учел статистику большего количества торгов (122), и включил в общий оборот сумму НДС. Впрочем, о выходе польского рынка из кризиса свидетельствуют результаты обеих исследований.
Для украинского читателя отчет SMR интересен ещё и тем, что в нем суммированы данные о развитии арт-рынка Польши за последние двадцать лет (точнее, начиная с 1989 года). Приведем некоторые из них.
История рынка постсоциалистического времени начиналась со скромных 8 аукционов, проведенных в 1989 году. В 1990-е годовой показатель торгов колебался от 22 (1995) до 62 (1999). В 2008 году, наиболее успешном для польского рынка, было организовано 83 аукциона (в Украине в тот год их было 19). В 2011 году общее количество торгов впервые перешагнуло за сотню (125).
За последние десять лет существенно изменилась и структура рынка. Если в 2000 году произведения искусства, созданные до 1945 года, составляли 90% предметов, ушедших с торгов, то в 2012 их количество уменьшилось до 25 %. На работы современных авторов (до 40 лет) в 2005 приходилось 0,5% от общей численности реализованных лотов. В 2012 году этот показатель вырос до 43%. Вследствие этого значительно уменьшилась и средняя цена проданного лота – с $10-13 тыс. в 2000 г. до $5 тыс. в 2012.
Что касается доли отдельных видов искусства, то на польском рынке стабильно доминируют живопись и рисунок. За обозреваемый период (1991-2012) они обеспечивали от 80% до 90% годового оборота. Например, в 2011 году с аукционов ушло более 2700 единиц живописи, 561 рисунок и всего лишь 38 лотов фарфора.
По данным повторных продаж, среднегодовая прибыльность инвестиций в искусство и антиквариат составляет 25,7% (без учета инфляции и расходов на хранение).
Самым дорогим лотом из проданных на польских аукционах за последние два десятилетия является картина Генрика Семирадского «Потерпевший кораблекрушение». В 2000 году за нее заплатили 2,13 млн. злотых. Больше 1,5 млн. злотых отдали за «Портрет семьи Штернбах» Выспянского (март 2012) и «Полонию» Яцека Мальчевского (май 2000). Последний, кстати, лидирует и по объему продаж. С 1991 по 2012 на польских аукционах ушло 454 его работы общей стоимостью $12,7 млн.
И.Труш. Православная церковь. К.,м. 15,4х27,3 см. Agra Art, июнь 2013 – 13 тыс. злотых.
Рынок произведений Ежи (Юрия) Новосельского, которого некоторые украинские искусствоведы относят к «нашим» художникам, за этот же период составил $4,5 млн. В марте 2013 года его «Девушки на палубе» ушли за рекордную для этого автора сумму в 414 тыс. злотых. (В 1996 картина была продана за 45 тыс., то есть среднегодовая прибыль составила около 48%). Из хрестоматийных украинских авторов на польских аукционах неплохо представлены львовяне Иван Труш и Олекса Новакивский. Стартовые цены на их небольшие пейзажные этюды – $3-4 тыс.
Наиболее авторитетными аукционными домами в Польше считаются Rempex (основан в 1989) Agra-Art (1990), Polswiss Art (1990) и Desa Unicum (1998). Вообще же регулярные торги проводят 12 компаний. Например, Desa Unicum ежемесячно проводит три-пять тематических аукционов – графики, фотографии, классического искусства, украшений и молодых художников. Причем, польские торги современным искусством, в отличие от украинских, это реальный рынок для реальных покупателей. Стартовые цены на добрую половину лотов – 150-300 долларов. Один из самых «юных» польских аукционных домов – Abbey House – интересен тем, что первым среди компаний отрасли разместил свои акции на бирже.
О довольно высоком уровне развития польского рынка свидетельствует и наличие реальных механизмов арт-банкинга. По данным исследования компании Deloitte, проведенного в 2012 году, 89% участников опроса (галеристы, антиквары, коллекционеры, эксперты) утверждают, что их клиенты рассматривают произведения искусства как разновидность активов; 25% опрошенных имели опыт получения кредитов под залог произведений искусства.
Е. Новосельски. Девушки на палубе. Х.,м.
И напоследок о присутствии польских авторов на крупнейших международных аукционах. В основном это художники польской диаспоры – эталонный живописец ар деко Тамара Лемпицка, концептуалист Роман Опалка и ныне живущий постконцептуалист Петр Укланский. За последние четыре года около 10 работ Лемпицкой ушло по цене выше $1,5 млн. Две вещи Опалки в 2010 были проданы дороже $1 млн. У 45-летнего Укланского в активе пока только один лот-миллионник, однако можно не сомневаться, что его работы будут покупать не только польские коллекционеры – художник на контракте у Ларри Гагосяна.
Очевидно, учитывая все эти факты, интернет-издание Gospodarka.pl и решилось назвать польский арт-рынок самым динамичным в центральной Европе. Наверное, украинским художникам, коллекционерам и дилерам следует подумать о том, как извлечь выгоду из такого соседства.
По материалам Skate’s Art Research, порталов Rynek I Sztuka и Art&Business подготовил Святослав Яринич.
Полную версию статьи см. в ж. Антиквар, №9, 2013