Рынок здоров, но немощен. Итоги русских торгов в Лондоне

Общая выручка т. н. «русской недели» в Лондоне составила около £40 млн., что значительно ниже прошлогоднего показателя. Однако лидеры рынка результаты весенних торгов оценили оптимистично.

05.06.2012


А.Дейнека. Натюрморт с азалией и яблоками. MacDougall’s – £398 тыс.

Общая выручка т. н. «русской недели» в Лондоне составила около £40 млн., что значительно ниже прошлогоднего результата в £46 млн. Самыми высокими объемы продаж на этот раз оказались у Sotheby’s – £16,6 млн. Аукционный дом MacDougall’s наторговал на £12,9 млн., Christie’s – на £8,3 млн. Результат Bonhams – чуть более £2 млн. Показатель реализации лотов у Christie’s достиг 72%, у Sotheby’s – 62,5% (при значительном большем количестве выставленных).

Результаты весенних торгов оба лидера рынка оценили весьма оптимистично. В Sotheby’s порадовались тому, что подтвердили свое первенство на рынке русского искусства, отметив при этом, что 12% покупателей на торгах, где были представлены топ-лоты, были новичками, а 80% живописных и графических работ поступили из частных коллекций. Руководитель русского департамента Christie’s Сара Мэнсфилд также не видит никаких поводов для беспокойства. «Торги продемонстрировали, что рынок русского искусства продолжает находиться в добром здравии», – заявила она.

И в самом деле, по нескольким авторам были зафиксированы ценовые рекорды, многие топ-лоты продавались в рамках эстимейтов, попадались и вещи, уходившие с двух- и трехкратным превышением нижней оценки. И все же трудно было не заметить, что аукционы работали в ужатом посткризисном формате, а емкость рынка осталась невысокой. Если, скажем, «обнаженка» Серебряковой стоимостью около £1 млн. уходила на MacDougall’s, то подобные предложения от других игроков (Christie’s и Bonhams) рынок «проглотить» уже не мог. Если покупатели готовы платить большие деньги за «фирменные» полотна Александра Волкова на восточную тематику, как было в декабре 2011 г. на MacDougall’s, то выложить сумму такого же порядка за его работу киевского периода, выставленную этой весной на Christie’s, они не решились.

А.Яковлев. Портрет Саломеи Андронниковой. Christie’s – £421 тыс.

Теперь об отдельных результатах. У MacDougall’s успешно продались практически все намеченные топ-лоты: Петров-Водкин (£2,3 млн.), Ларионов (£1,2 млн.), Серебрякова (£1,1 млн.), Судейкин (£0,5 млн.), Дейнека (£0,4 млн.), Нивинский (£0,46 млн.). Удачной оказалась и идея проведения специального аукциона работ Дмитрия Бушена, художника близкого к «мирискусникам» (цены от $1,5 тыс до $7 тыс.).
Christie’s. Самым дорогим лотом здесь оказался рисунок Льва Бакста (£937 тыс.). «Испанский пейзаж» П.Кончаловского ушел в пределах эстимейта (£713 тыс.), а вот портрет работы Кипренского и табакерка из мастерской ювелира К.Гана из подарочного фонда Николая II были проданы с трехкратным превышением эстимейта (£713 тыс. и £485 тыс. соответственно). За натюрморт московского нонконформиста В.Вейсберга заплатили £163 тыс. (эстимейт £60-80 тыс.).

Sotheby’s. Среди топ-лотов лишь два перешагнули рубеж в £1 млн. «Натюрморт с колокольчиками» Гончаровой, немного не дотянувший до нижней планки эстимейта (£2,95 млн.), и «Шпион» Верещагина (£1,04 млн., эст. £800 тыс. – £1,25 млн.). Отметку в £300 тыс. преодолели добротные вещи Кончаловского, Нестерова, Сарьяна, Кустодиева, Григорьева, Рериха, Поленова, Ларионова и А.Герасимова. Не вызвали интереса у покупателей большой эскиз Семирадского и две марины Боголюбова.

В разделе декоративно-прикладного искусства ажиотаж возник вокруг серебряного с позолотой и эмалями бочонка из мастерской Хлебникова. Вещь ушла за £301 тыс. (эст. £50 тыс. – £70 тыс.). За фарфоровую агитационную тарелку с призывом «Земля – трудящимся» заплатили, как за хороший участочек земли – £43 тыс. Самыми дорогими иконами оказались две доски Критской школы XVI в. (£31 тыс. и £33 тыс.)

Bonhams. Две эффектные аллегорические фигуры Серебряковой, оцененные в £700 тыс. – £900 тыс. каждая, остались непроданными. Зато по хорошей цене ушел её пастельный этюд полуобнаженной марокканки (£367 тыс.) За «Портрет Алисы Доллар» Фалька заплатили £253 тыс., а за «Царские врата» Палехской школы – £61 тыс.

На всех аукционах неплохо шли и работы украинских художников. Так, на Sotheby’s пейзаж Маневича киевского периода был продан за £51 тыс., а докубистический этюд Богомазова — за £85 тыс. За £51 тыс. приобрели и пейзаж А.Криволапа.


Н.Глущенко. Натюрморт с цветами. MacDougall’s – $31,5 тыс.

На торгах MacDougall’s натюрморт Н.Глущенко ушел за $31,5 тыс., а рисунок А.Архипенко – за $22 тыс. Впрочем, непроданными остались две вещи А.Эрдели.

На Christie’s за украинский пейзаж Похитонова заплатили $152 тыс., а за «Снежную бурю» Трутовского – $29 тыс. Два пейзажа И.Труша на Bonhams были проданы за £22 тыс. и £31 тыс., однако «Окрестности Вильно» В.Орловского никого из коллекционеров не привлекли. Напомним, что три года назад «Весенний день на Украине» Орловского на Christie’s был продан за $242 тыс.


Святослав Яринич, “Антиквар”

фото: Christie’s, MacDougall’s