Н. К. Уайет. Эзельдорф был раем для нас, мальчишек (фронтиспис к первому изданию повести М. Твена «Таинственный незнакомец»). 1916. Х., м. Brandywine River Museum of Art

Рождество в «стране Уайетов»

Материал из журнала Антиквар №93: Новый взгляд на керамику

В крошечный американский городок Чеддс Форд ежегодно приезжают тысячи гостей. Провинцию на юге Пенсильвании, расположенную в уютной живописной долине с манящим названием Брендивайн, прославила художническая династия Уайетов. Произведения представителей знаменитого семейства составляют сегодня основную коллекцию Brandywine River Museum.

Несколько этажей музея занимают картины Уайета-отца — Ньюэлла Конверса (1882–1945), его сына Эндрю (1917–2009) и внука Джеймса (род. 1946). Безусловно, любимцем американской публики, вошедшим в число самых дорогих современных художников, является Эндрю Уайет, работами которого гордятся нью-йоркский музей Метрополитен, музей Уитни, Национальный музей современного искусства в Токио. Самая известная картина Э. Уайета — «Мир Кристины» хранится в Музее современного искусства в Нью-Йорке и считается таким же национальным символом, как «Американская готика» Гранта Вуда.

Н. К. Уайет. Старый Крис (иллюстрация для «Country Gentleman Magazine»). 1925. Х., м.
Н. К. Уайет. Старый Крис
(иллюстрация для
«Country Gentleman Magazine»).
1925. Х., м.

Чеддс Форд (Chаdds Ford) — родной город Эндрю Уайета. Здесь Энди (именно так всегда просил называть себя художник) родился и жил почти безвыездно, покидая Брендивайнскую долину только летом, чтобы сбежать на океанское побережье северного штата Мэн от духоты и пышной зелени, которую он не любил. В Чеддс Форде он и скончался, тихо, во сне, на 92‑м году жизни, заранее преду­предив близких: «Когда я умру, не беспокойтесь обо мне… Я буду где‑то далеко идти по новому пути, который в два раза лучше прежнего». Последние годы Энди жил отшельником. «Всё, что я мог сказать, уже висит на стенах», — так он объяснял осаждавшим его журналистам нежелание давать интервью.

Н. К. Уайет. Эзельдорф был раем для нас, мальчишек (фронтиспис к первому изданию повести М. Твена «Таинственный незнакомец»). 1916. Х., м. Brandywine River Museum of Art
Н. К. Уайет. Эзельдорф был раем для нас, мальчишек (фронтиспис к первому
изданию повести М. Твена «Таинственный незнакомец»). 1916. Х., м.
Brandywine River Museum of Art

Его первым и главным учителем был отец, известный иллюстратор книг Фенимора Купера, Вальтера Скотта, Роберта Льюиса Стивенсона, Даниэля Дефо, Жюля Верна. Несмотря на популярность Ньюэлла Уайета, иллюстрации которого тиражировались миллионными копиями и были известны каждому, Энди сопротивлялся желанию отца сделать его своим последователем. Уайет-сын не нашёл себя ни в оформительстве книг, ни в создании постеров; его любимыми темами стали ландшафты сельской глубинки, портреты соседей и друзей, старые умирающие здания. Вызывающе волнующими назовут критики цикл эротичных портретов, посвящённых его модели Хельге, с которой женатый художник пережил долгий роман. Сначала это были акварели, потом Э. Уайет отдал предпочтение темпере.

Э. Уайет. Пенсильванский пейзаж. 1941. Доска, темпера. Brandywine River Museum of Art (наследие Хелен Йоркес)
Э. Уайет. Пенсильванский пейзаж. 1941. Доска, темпера.
Brandywine River Museum of Art (наследие Хелен Йоркес)

В 1920‑х годах отец Эндрю уже слыл большой знаменитостью, дом Уайетов посещали Фрэнсис Скотт Фицджеральд, легенда немого кино Мэри Пикфорд и, конечно же, художники. В семье росло пятеро детей (Энди был самым младшим ребёнком) и все праздники отмечались весело и с фантазией: шились и раскрашивались костюмы, делались маски, разучивались роли. Рождественского Санта-Клауса по традиции изображал отец. Ночью он забирался на крышу, нарочито громко топая, и опускал в дымоходную трубу красные сапожки с подарками.

Э. Уайет. Угол дома. 1949. Б., акв. Brandywine River Museum of Art
Э. Уайет. Угол дома. 1949. Б., акв. Brandywine River Museum of Art

Так, на Рождество 1923 года восьмилетняя сестра Эндрю — Энн получила в подарок свою первую большую куклу. С этого позже и началась её страсть к собирательству антикварных фарфоровых красавиц. После смерти Энн Уайет (в 2005 г.) её коллекция была передана в Брендивайнский музей, и в следующем году стала частью рождественской экспозиции.

Э. Уайет. Снежная гора. 1989. Доска, темпера. Brandywine River Museum of Art (из коллекции Эндрю и Бетси Уайет)
Э. Уайет. Снежная гора. 1989. Доска, темпера.
Brandywine River Museum of Art (из коллекции Эндрю и Бетси Уайет)

Редчайшие куклы с очаровательными бисквитными головками в париках из натуральных волос и прекрасными стеклянными закрывающимися глазами изготовлены в период с 1895 по 1925 год известными немецкими мануфактурами «Heinrich Handwerk», «Simon and Halbig», Французским обществом производителей кукол и игрушек (Sosiete Francaise de Fabrications de Bebes et Jouets). По замыслу устроителей нынешней выставки, куклы-дети в половину человеческого роста катаются на салазках с горки перед домом Уайетов во время снегопада.

Кукла из коллекции Энн Уайет. Brandywine River Museum of Art
Кукла из коллекции Энн Уайет. Brandywine River Museum of Art

Если всматриваться долго в эту «мизансцену», начинаешь видеть в ней маленького Эндрю, его сестёр, братьев. Ёлки в залах, украшенные руками волонтёров композициями из шишек, засохших шапок гортензий, жёлудей и барбарисовых ягод, живая музыка, посетители, охотно подхватывающие нотки рождественских песен, — всё это погружает в настоящий зимний праздник, несмотря на то, что декабрь в этом году балует тёплыми и солнечными днями. Здесь уютно, радостно и спокойно. Покидать «страну Уайетов» совсем не хочется. Хочется бродить по залам, рассматривать в который раз всё, что «уже висит на стенах» и продолжать разговор с великим Эндрю, который где‑то далеко идёт по новому пути…

Фото автора

Куклы из коллекции Энн Уайет. Brandywine River Museum of Art
Куклы из коллекции Энн Уайет. Brandywine River Museum of Art