Материал из журнала Антиквар №93: Новый взгляд на керамику
В крошечный американский городок Чеддс Форд ежегодно приезжают тысячи гостей. Провинцию на юге Пенсильвании, расположенную в уютной живописной долине с манящим названием Брендивайн, прославила художническая династия Уайетов. Произведения представителей знаменитого семейства составляют сегодня основную коллекцию Brandywine River Museum.
Несколько этажей музея занимают картины Уайета-отца — Ньюэлла Конверса (1882–1945), его сына Эндрю (1917–2009) и внука Джеймса (род. 1946). Безусловно, любимцем американской публики, вошедшим в число самых дорогих современных художников, является Эндрю Уайет, работами которого гордятся нью-йоркский музей Метрополитен, музей Уитни, Национальный музей современного искусства в Токио. Самая известная картина Э. Уайета — «Мир Кристины» хранится в Музее современного искусства в Нью-Йорке и считается таким же национальным символом, как «Американская готика» Гранта Вуда.

(иллюстрация для
«Country Gentleman Magazine»).
1925. Х., м.
Чеддс Форд (Chаdds Ford) — родной город Эндрю Уайета. Здесь Энди (именно так всегда просил называть себя художник) родился и жил почти безвыездно, покидая Брендивайнскую долину только летом, чтобы сбежать на океанское побережье северного штата Мэн от духоты и пышной зелени, которую он не любил. В Чеддс Форде он и скончался, тихо, во сне, на 92‑м году жизни, заранее предупредив близких: «Когда я умру, не беспокойтесь обо мне… Я буду где‑то далеко идти по новому пути, который в два раза лучше прежнего». Последние годы Энди жил отшельником. «Всё, что я мог сказать, уже висит на стенах», — так он объяснял осаждавшим его журналистам нежелание давать интервью.

изданию повести М. Твена «Таинственный незнакомец»). 1916. Х., м.
Brandywine River Museum of Art
Его первым и главным учителем был отец, известный иллюстратор книг Фенимора Купера, Вальтера Скотта, Роберта Льюиса Стивенсона, Даниэля Дефо, Жюля Верна. Несмотря на популярность Ньюэлла Уайета, иллюстрации которого тиражировались миллионными копиями и были известны каждому, Энди сопротивлялся желанию отца сделать его своим последователем. Уайет-сын не нашёл себя ни в оформительстве книг, ни в создании постеров; его любимыми темами стали ландшафты сельской глубинки, портреты соседей и друзей, старые умирающие здания. Вызывающе волнующими назовут критики цикл эротичных портретов, посвящённых его модели Хельге, с которой женатый художник пережил долгий роман. Сначала это были акварели, потом Э. Уайет отдал предпочтение темпере.

Brandywine River Museum of Art (наследие Хелен Йоркес)
В 1920‑х годах отец Эндрю уже слыл большой знаменитостью, дом Уайетов посещали Фрэнсис Скотт Фицджеральд, легенда немого кино Мэри Пикфорд и, конечно же, художники. В семье росло пятеро детей (Энди был самым младшим ребёнком) и все праздники отмечались весело и с фантазией: шились и раскрашивались костюмы, делались маски, разучивались роли. Рождественского Санта-Клауса по традиции изображал отец. Ночью он забирался на крышу, нарочито громко топая, и опускал в дымоходную трубу красные сапожки с подарками.

Так, на Рождество 1923 года восьмилетняя сестра Эндрю — Энн получила в подарок свою первую большую куклу. С этого позже и началась её страсть к собирательству антикварных фарфоровых красавиц. После смерти Энн Уайет (в 2005 г.) её коллекция была передана в Брендивайнский музей, и в следующем году стала частью рождественской экспозиции.

Brandywine River Museum of Art (из коллекции Эндрю и Бетси Уайет)
Редчайшие куклы с очаровательными бисквитными головками в париках из натуральных волос и прекрасными стеклянными закрывающимися глазами изготовлены в период с 1895 по 1925 год известными немецкими мануфактурами «Heinrich Handwerk», «Simon and Halbig», Французским обществом производителей кукол и игрушек (Sosiete Francaise de Fabrications de Bebes et Jouets). По замыслу устроителей нынешней выставки, куклы-дети в половину человеческого роста катаются на салазках с горки перед домом Уайетов во время снегопада.

Если всматриваться долго в эту «мизансцену», начинаешь видеть в ней маленького Эндрю, его сестёр, братьев. Ёлки в залах, украшенные руками волонтёров композициями из шишек, засохших шапок гортензий, жёлудей и барбарисовых ягод, живая музыка, посетители, охотно подхватывающие нотки рождественских песен, — всё это погружает в настоящий зимний праздник, несмотря на то, что декабрь в этом году балует тёплыми и солнечными днями. Здесь уютно, радостно и спокойно. Покидать «страну Уайетов» совсем не хочется. Хочется бродить по залам, рассматривать в который раз всё, что «уже висит на стенах» и продолжать разговор с великим Эндрю, который где‑то далеко идёт по новому пути…
Фото автора
