5 июля в Лондоне завершилась «Неделя живописи старых мастеров». Эксперты отметили активность покупателей из СНГ. |
08.07.2013
Дж.Ромни.Портрет Элизабет Рамус.
5 июля в Лондоне завершилась «Неделя живописи старых мастеров». В ней приняли участие ведущие аукционные дома – Bonhams, Christie’s, Sotheby’s – и два десятка лондонских галерей.
С 1 по 5 июля на площадках Christie’s и Sotheby’s состоялось более десяти специализированных аукционов, суммарная выручка от которых превысила 100 млн. фунтов. В частности Sotheby’s провел торги «Западноевропейские иллюминированные рукописи», «Европейская скульптура и прикладное искусство: от средневековья до нового времени», «Рисунки старых европейских и британских мастеров, а также французская графика из коллекции Дормей», «Картины европейских и британских мастеров» (вечерняя и дневная сессии), «Galleria Portatile. Собрание Ральфа Холланда», “Королевский вкус”.
На обложке каталога – непроданное полотно Яна Стена
Программа Christie’s включала аукционы «Рисунки и акварели старых европейских и британских мастеров» и «Картины старых европейских и британских мастеров» (последний состоял из трех отдельных сессий), а также несколько торгов произведениями декоративного искусства – «La Rosa di Montevecchia: Итальянская вилла», «Интерьеры», «Европейский знаток» и «Аукцион редкостей».
Самыми дорогими лотами недели оказались «Св. Доминик» Эль Греко (Sotheby’s $13,87 млн.) и «Вид на набережную Моло от залива Сан-Марко» Каналетто (Christie’s, $12,87 млн.). За $8,1 млн. был продан «Вид на Авиньон с правого берега Роны» Клода-Жозефа Верне (Sotheby’s). Два топ-лота Christie’s – работы Яна Стена и Николя Пуссена (эст. $10 млн и $4,5 млн соответственно) – покупателей не заинтересовали, что значительно снизило выручку компании от вечерних торгов живописью старых мастеров ($36,3 млн. против $133 млн. в июле 2012). У Sotheby’s же, наоборот, по результатам вечерних торгов наблюдается небольшой прирост ($52,7 млн. против $48,5 млн. в июле 2012).
Резкий спад продаж у Christie’s, естественно, отразился и на общем показателе лотов, ушедших по цене выше $1 млн. Если в июле прошлого года таких на «Неделе старых мастеров» было 49 (35 – у Christie’s, 14 – у Sotheby’s), то сейчас – только 30 (Christie’s – 17, Sotheby’s – 13).
Г. Доу. Девушка с котом и мышеловкой. Sotheby’s, $222 тыс.
Впрочем, эксперты не склонны драматизировать ситуацию в этом сегменте рынка. Например, Скотт Рейберн (Bloomberg News) увидел позитив в активности покупателей из стран СНГ. Именно русскоязычный коллекционер приобрел упомянутого выше «Св. Доминика». Вообще же, на долю клиентов из стран СНГ на вечерних торгах Sotheby’s пришлось около трети из проданных лотов.
Обозреватель New York Times Сурен Меликян, отметив, что Christie’s с трудом смог собрать работы достойного качества для своего вечернего аукциона старых мастеров, не стал анализировать причины неудач с реализацией картин Стена и Пуссена, а обратил внимание на ряд вещей из ценового сегмента до $1 млн., проданных с превышением эстимейта. Это «Философ, смотрящий в зеркало» Риберы ($1,1 млн.), «Распятие» Кранаха ($1,7 млн.), «Портрет Элизабет Рамус» Ромни ($824 тыс.). К этому перечню можно добавить «Вавилонскую башню» А. Гриммера ($1,5 млн.), «Портрет священника» Тициана ($1,2 млн.), «Портрет леди Беркли» Т. Лоуренса ($1,2 млн.).
Доссо Досси. Юпитер и Семела. Sotheby’s, $1,7 млн.
Справедливости ради следует отметить, что некоторый спад покупательской активности наблюдался уже на лондонских торгах современного искусства, состоявшихся в конце июня. Так, выручка от вечерней сессии у Christie’s составила 70 млн. фунтов, почти вдвое меньше, чем в июне 2012 года (132 млн. фунтов).
Подготовил Святослав Яринич, “Антиквар”