Петра Столяренко называют современным классиком, советским постимпрессионистом. Его произведения хранятся в крупнейших музеях Украины. В аукционных каталогах они нередко значатся среди топ-лотов и даже в период кризиса остаются востребованными коллекционерами.
Столяренко — мастер яркого живописного дарования, чьё творчество многосторонне отразило красоту и богатство крымской природы. Признание его самобытного таланта засвидетельствовано присуждением высоких званий заслуженного (1972) и народного (1985) художника Украины, золотой медали «За вклад в мировую культуру» (2010) российского международного фонда «Культурное достояние».
[adinserter block=”9″]
Родился Пётр Кузьмич 13 июля 1925 г. в посёлке Капканы под Керчью в семье заведующего рыбным хозяйством, ихтиолога Кузьмы Семёновича Столяренко. Как и его отец, увлекавшийся в юности живописью, Пётр смалу проявил склонность к рисованию.
Одним из ярких впечатлений его детства было посещение вместе с отцом Феодосийской картинной галереи им. И. К. Айвазовского. Позже, живя у тёти в Феодосии (1936–1942), он «ходил в галерею, как в храм и пытался писать, подражая Айвазовскому».
Посчастливилось ему также бывать в мастерской К. Ф. Богаевского — благодаря всё той же тёте, обшивавшей жену знаменитого художника. Однако систематически обучаться живописи Столяренко начал только после войны, а до тех пор при любой возможности занимался самостоятельно.
Война застала юношу на Северном Кавказе, при оккупации которого он стал связным партизанского отряда. Вернувшись в 1945 г. в Феодосию, Пётр поступил в художественную студию Н. С. Барсамова. Здесь его соучениками стали известные впоследствии живописцы С. Мамчич, А. Соколов, Н. Шорин.
В качестве платы за обучение Столяренко, как и многие другие студийцы, исполнял различные хозяйственные поручения при картинной галерее.
Николай Барсамов высоко ценил способности своего ученика. Он вспоминал, что тот всё свободное время отдавал живописи, и его мастерство росло буквально на глазах, отмечал, что Столяренко обладал врождённым композиционным чутьём и правильным видением перспективы. По окончании обучения в 1947 г. юноша поступил в Симферопольское училище им. Н. С. Самокиша, причём сразу был зачислен на пятый курс. Он взялся за работу над дипломом, однако в связи с кадровой перестановкой в училище его перевели на курс ниже.
Тогда по совету Барсамова, считавшего, что дальнейшее обучение только навредит проявлению его творческой индивидуальности, Столяренко оставляет учёбу и возвращается в Феодосию.
Здесь на студийной выставке к 30 летию Красной Армии он демонстрирует картину «Атака торпедных катеров» (1948), принесшую ему первый успех — Столяренко был принят кандидатом в члены Союза художников СССР. Так начался самостоятельный творческий путь мастера. С 1952 г. он активно участвует во всесоюзных, с 1953 г. — в международных выставках, становится членом СХ УССР.
В 1951 г. Столяренко переезжает в Керчь. Чтобы содержать семью, ему приходится совмещать занятия искусством с рыболовным промыслом. Об этом периоде его жизни напоминают картины и этюды с изображением рыбачьих посёлков, ботов, портовых верфей и судов.
Написанные преимущественно в серебристо-голубой гамме, они, однако, представляют лишь одно из направлений творчества художника.
Одновременно он создаёт необычайно яркие, наполненные солнечным светом полотна («Весенний мотив», 1952; «Переулок в Гурзуфе», 1958) или смелые фрагментарные композиции, построенные на контрасте сине-голубого, красного и жёлтого цветов («Тянут сети», 1955). В стилистике советского искусства конца 1950–1960 х гг., с характерными поисками лаконичной монументально-декоративной формы, выдержаны его картины «В доке» (1959) и «На судоремонтном заводе» (1957), где использован приём резко уходящей вверх перспективы.
Усталыми и грубоватыми предстают перед нами «Керченские рыбаки» (1956), хотя здесь можно говорить скорее о «суровости» жизни, а не стиля. По сравнению с этой картиной по настоящему ярким монументально-декоративным панно воспринимается «Шаланда, полная кефали» (1975) с персонажами, излучающими энергию и оптимизм.
На протяжении 1960–1980 х гг. Пётр Столяренко проявляет себя как разноплановый художник-экспериментатор. В 1969 г. он перебирается в Ялту, и с тех пор не только виды Бахчисарая, Феодосии и Старого Крыма, но и небольшие селения и города Большой Ялты становятся сюжетами его работ.
И, конечно же, волнующее, каждый раз по новому увиденное море. Написанные на пленэрах, куда он часто ездил с П. Мирошниченко и Ф. Захаровым, его пейзажи чрезвычайно эмоциональны, всегда свежи по мироощущению и неизменно приковывают внимание удивительными цветовыми сочетаниями и красотой живописи.
Более известный широкой публике как пейзажист и маринист, П. Столяренко обращался также к тематической картине, создавая полотна на военную («Шли солдаты», 1987) и историко-революционную тематику («Рядовые революции», «За власть советов»). Кроме того, он был превосходным мастером натюрморта.
Большой популярностью пользуются его композиции с роскошными букетами сирени на сервированных фарфором столах. Нередко эти столы переносятся автором в сад или на веранды с видом на море («Лето», 1974; «Глициния», 1997).
Не лишённые салонного лоска, картины подобного рода имели немалый успех в Париже, где художник работал в 1990–1995 гг. Так, в 1994 г. на французском аукционе «Русские художники» одна из его картин была продана за 47 тысяч франков, а композиция на аналогичную тему — «На даче в Форосе» (1980 е гг.) поставила рекорд на отечественном рынке — $ 80 000.
Последователем романтической линии К. Ф. Богаевского и мастером эпического пейзажа выступает Столяренко в картинах «Зима в горах» (1963), «Вершина Демерджи» (1970), «Кошары» (1973).
Продолжателем традиций классической марины и «добротного» реализма середины ХХ в. — в метровых полотнах 1980 х: «Паруса», «Пароход» и «Теплоход „Грузия“» (продано на аукционе «Корнерс» за $ 28 000). Ещё учась в студии, художник зарекомендовал себя как блестящий интерпретатор живописной манеры И. К. Айвазовского. Об этом свидетельствует и выставлявшаяся на торги «Корнерс» копия с картины «Среди волн», исполненная Столяренко в 1982 г.
Его пейзажные полотна нередко включают в себя жанровые сценки или фигурки купальщиц — «Старый инжир, женщина и вечное» (1970), а иногда и портретные изображения — «Тоня Павленко» (1955). В собственно портретах или ню — «Обнажённая» (1963) человек воспринимается как элемент композиции, подчинённый живописному целому.
Разноплановое творчество Столяренко не поддаётся принятому в искусствоведческой литературе делению на периоды. Темы, мотивы и способы их воплощения он каждый раз выбирает иные — в зависимости от душевного настроя и поставленных перед собой задач.
Это хорошо прослеживается в манере, которой он пишет море — то хаотично-беспокойными, многократно скрещёнными длинными мазками, то наложенными мастихином параллельно и пастозно, то густо замешенными, быстро меняющими фактуру и цвет наподобие самой морской стихии — «Штормит» (1959) или наоборот — тончайшими тональными переходами, почти иллюзорно передающими гладь прозрачных волн.
Художник может применить импрессионистичные приёмы («Море под солнцем», 1969) или корпусную живописную манеру Сезанна («Уголок старой усадьбы», 1961), писать подобно пуантилистам («Персик цветёт», 1973; «Веранда в домике А. Чехова в Гурзуфе», 1972) или вслед за фовистами фиксировать фрагменты реальности в «бьющих по глазам» контрастах фиолетового, жёлтого, сиреневого и белого («Старый Гурзуф», 1968).
Прекрасный колорист, Столяренко тонко передаёт изменчивость природы, связанную с сезонами или временем суток. Увлечённый нюансировкой цвета, в своих ноктюрнах («Сумерки», 1961; «Весенние сумерки», 1961) он удивительно близок эстетике «мирискусников» с их любовью к «художественной мистике».
Год от года Столяренко неустанно совершенствовал своё мастерство. «Когда он работал, то выглядел так, будто твёрдо знает, что и как он будет сейчас делать и каких результатов достигнет», — вспоминал Н. Барсамов. Не удивительно, что на склоне лет мэтр пользуется заслуженной славой, а музеи и коллекционеры стремятся обзавестись его работами. Шесть произведений Петра Столяренко, включая графический триптих 1969 г., будут выставлены 17 августа 2013 г. на севастопольском аукционе галереи «Арт-Бульвар».